Жизнь и спокойствие в Свердловской и Челябинской областях под угрозой: металлургические предприятия — основа экономики регионов — вошли в затяжной кризис. В статотчетах виден небольшой рост, но директора признаются даже журналистам: осень началась с нового падения цен. Что происходит на градообразующих предприятиях, как они собираются выходить из кризиса, чем может помочь власть и кто предлагает национализировать заводы, чтобы начать новую индустриализацию — в нашем новом спецпроекте.
Уральские предприятия черной металлургии в ожидании сильнейшего кризиса. Пока финансовые показатели металлургов на общем фоне спада в промышленности выглядят очень обнадеживающими, но это затишье перед бурей, уверены эксперты. «URA.Ru» проанализировало, с чем предприятия черной металлургии пришли ко второму полугодию 2015 года, как будут переживать непростые времена и чего ждут от будущего года.
Фото: Вадим Ахметов
Падение спроса на рынке черной металлургии значительно ухудшило положение промпредприятий. По данным Росстата, за восемь месяцев текущего года российские металлурги произвели 46,8 млн тонн стали (на 1,1 % меньше показателей аналогичного периода прошлого года), 40,4 млн тонн готового проката черных металлов (-1 %). При этом увеличилось производство чугуна (34,9 млн тонн, 3,1 %) и стальных труб (7,6 млн тонн, прирост 7,6 %).
Уральские металлургические предприятия соответствуют тренду. В Свердловской области производство чугуна выросло на 6,8 %, а производство стали сократилось на 0,4 %. Также сократилось производство готового проката черных металлов — на 2,9 % (до 3,8 млн тонн), стальных труб — на 0,9 % (1,6 млн тонн). В Челябинской области стали меньше на 7 % (11,5 млн тонн), готового проката черных металлов — на 7,6 % (9,9 млн тонн).
При этом объем продаж остается на хорошем уровне. В первом полугодии 2015 года предприятия Группы НЛМК (ООО «ВИЗ-Сталь» и ОАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод») продали на 4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Челябинский трубопрокатный завод (Группа ЧТПЗ) увеличил продажу продукции на 22 %. Предприятия НЛМК увеличили чистую прибыль на 48 %, ЧТПЗ отчиталось о росте выручки на 40,8 %. Челябинский меткомбинат («Мечел») сообщает о чистой прибыли по РСБУ на уровне 9,24 млрд рублей против чистого убытка 1,28 млрд рублей годом ранее.
Фото: Владимир Жабриков
Говоря об антикризисной политике, в НЛМК приводят в пример «ВИЗ-Сталь», вышедший на мировой рынок с новой премиальной маркой трансформаторной стали. Группа ЧТПЗ объясняет рост производство сварных труб почти на 40 % (до 532 тыс. тонн) участием в крупнейших российских проектах ТЭК: «Сила Сибири», «Южный коридор», «Бованенково-Ухта», «Ямал СПГ», а также импортозамещению на рынке бесшовных труб.
Предприятие УГМК — металлургический завод «Электросталь Тюмени» — к июню текущего года достигло производства 45 тыс. тонн в месяц, что на 25 % выше показателей декабря 2014 года. Металлургический завод им. А. К. Серова по итогам первого полугодия произвел на 10 % больше товарного металлопроката и калиброванной стали.
Но директор предприятия Алексей Шрейдер указывает, что это динамика только первого полугодия: «Сейчас мы ощущаем падение спроса на металлопрокат, особенно в части сортамента для машиностроения. Но рассчитываем на то, что к концу третьего квартала произойдет подъем натурального спроса со стороны перерабатывающих предприятий, в том числе за счет государственных программ по поддержке системообразующих отраслей».
Сдержанный оптимизм понятен — некоторые металлургические предприятия уже заметили на себе ухудшающуюся конъюнктуру рынка. Выручка Магнитогорского меткомбината (ММК) по итогам первого полугодия в стальном сегменте составила 2,989 млрд долларов, что на 21,8 % меньше показателей аналогичного периода прошлого года. «Снижение объясняется сокращением объемов реализации товарной продукции по году и снижением средних цен на сталь на внутреннем и экспортных рынках», — говорится в сообщении компании.
В угольном сегменте выручка ММК за шесть месяцев 2015 года составила 111 млн долларов, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 21,3 %. По словам гендиректора комбината Павла Шиляева, по итогам текущего года сокращение рынка металлопотребления в России и СНГ может составить 15 %. «Наша стратегическая цель — сохранить объемы производства. На рост производственных показателей в текущей ситуации рассчитывать не приходится. И даже сохранение результатов 2014 года, судя по первому полугодию, задача довольно сложная», — отметил Шиляев, добавив, что по результатам года «ММК» все же рассчитывает показать чистую прибыль.
Фото: Константин Новик
Один из ведущих мировых производителей труб для нефтегазовой промышленности — Трубная металлургическая компания (ТМК) — по итогам первого полугодия 2015 года также снизил объем реализации труб на 3 % по сравнению с предыдущим кварталом. Это произошло из-за значительного сокращения объемов реализации в американском дивизионе, которое лишь частично удалось компенсировать продажами в России. Компания рассчитывает компенсировать потери за счет продаж труб большого диаметра.
Выручка ТМК за первое полугодие 2015 года составила 2,296 млрд долларов, что на 23 % меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Впрочем, здесь имеет действие отрицательный эффект от пересчета из валюты, в которой проводились продажи, в валюту представления отчетности (из рублей в доллары). Без учета данного эффекта выручка выросла на 404 млн долларов, чистая прибыль составила 77 млн долларов, а прибыль от курсовых разниц составила 7 млн долларов.
Продолжающееся снижение спроса и обострение дефицита финансов у дистрибьюторов и конечных потребителей отмечают практически все участники рынка. Снижение цен — это не только российский, но и мировой тренд.
Так, китайские горячекатаные рулоны, в начале июля стоившие по 370 долларов за тонну FOB, в течение прошедшей недели подешевели до 280 долларов. Некоторые сделки на поставку горячекатаных рулонов российского производства также заключались по цене, ниже 300 долларов, что более чем на 80 долларов ниже летних.
«Если летом казалось, что ситуация начала выправляться, а потребление стальной продукции в некоторых секторах почти достигло прошлогодних показателей, то уже в сентябре все очень быстро обернулось падением. Дистрибьюторы вновь отмечают снижение видимого спроса на арматуру, непокрытый листовой прокат, сварные трубы не нефтегазового назначения. На складах растут резервы непроданной продукции. Все это грозит падением котировок на прокат в конце года», — отмечает аналитик компании RCB Антон Вольский.
Трудности с реализацией продукции и падение цен на нее могут напрямую отразиться на бюджетах регионов Урала, так как черная металлургия исторически является одним из ключевых доноров средств в местную казну.
Аналитики отмечают, что помимо сокращения налогов предприятиям грозит сокращение производства и, как следствие, высвобождение персонала. Если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, то это грозит Уралу социальным взрывом.
Первая «ласточка» уже есть: Северскому трубному заводу пришлось перевести часть работников (2,5 тысячи) на неполный рабочий день. «В связи со снижением спроса на продукцию, а также объема работы и выручки от реализации», — говорится в пояснении, направленном в областной Центр занятости.
На ММК заявили, что сокращений персонала не планируют и более того 1 июля 2015 года ставки и оклады повысили на 8 %. В Группе НЛМК «URA.Ru» сообщили о росте зарплат сотрудников более чем на 5 %.
По словам первого вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаила Черепанова, уральским заводам сегодня необходимо найти свое место на рынке — как мировом, так и внутреннем. Проблемами предприятий он называет недостаток оборотных средств, трудности с кредитованием, повышение ставок по кредитам, волатильность валютных курсов, снижение спроса на продукцию со стороны традиционных потребителей. «Внутри СОСПП мы обсуждаем пути выхода предприятий из сложной ситуации, а также меры поддержки», — отметил Черепанов.
Руководитель Ассоциации «Русцинкование» Сергей Марутьян не видит причин для улучшения ситуации до конца года.
«Черная металлургия работает на металлостроительстве, поэтому пока мы не проведем реформы, не будем создавать свой рынок, пока не начнем новую индустриализацию, особых изменений не будет», — уверен эксперт. Он также добавил: «В черную металлургию нужно много вкладывать, для этого стоит национализировать основные наши советские промышленности. Черная металлургия — это основа всей индустриализации страны, а сегодня без индустриализации мы не выживем. Сегодня страна неразвитая индустриально — она как черепаха».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Жизнь и спокойствие в Свердловской и Челябинской областях под угрозой: металлургические предприятия — основа экономики регионов — вошли в затяжной кризис. В статотчетах виден небольшой рост, но директора признаются даже журналистам: осень началась с нового падения цен. Что происходит на градообразующих предприятиях, как они собираются выходить из кризиса, чем может помочь власть и кто предлагает национализировать заводы, чтобы начать новую индустриализацию — в нашем новом спецпроекте. Уральские предприятия черной металлургии в ожидании сильнейшего кризиса. Пока финансовые показатели металлургов на общем фоне спада в промышленности выглядят очень обнадеживающими, но это затишье перед бурей, уверены эксперты. «URA.Ru» проанализировало, с чем предприятия черной металлургии пришли ко второму полугодию 2015 года, как будут переживать непростые времена и чего ждут от будущего года. Падение спроса на рынке черной металлургии значительно ухудшило положение промпредприятий. По данным Росстата, за восемь месяцев текущего года российские металлурги произвели 46,8 млн тонн стали (на 1,1 % меньше показателей аналогичного периода прошлого года), 40,4 млн тонн готового проката черных металлов (-1 %). При этом увеличилось производство чугуна (34,9 млн тонн, 3,1 %) и стальных труб (7,6 млн тонн, прирост 7,6 %). Уральские металлургические предприятия соответствуют тренду. В Свердловской области производство чугуна выросло на 6,8 %, а производство стали сократилось на 0,4 %. Также сократилось производство готового проката черных металлов — на 2,9 % (до 3,8 млн тонн), стальных труб — на 0,9 % (1,6 млн тонн). В Челябинской области стали меньше на 7 % (11,5 млн тонн), готового проката черных металлов — на 7,6 % (9,9 млн тонн). При этом объем продаж остается на хорошем уровне. В первом полугодии 2015 года предприятия Группы НЛМК (ООО «ВИЗ-Сталь» и ОАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод») продали на 4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Челябинский трубопрокатный завод (Группа ЧТПЗ) увеличил продажу продукции на 22 %. Предприятия НЛМК увеличили чистую прибыль на 48 %, ЧТПЗ отчиталось о росте выручки на 40,8 %. Челябинский меткомбинат («Мечел») сообщает о чистой прибыли по РСБУ на уровне 9,24 млрд рублей против чистого убытка 1,28 млрд рублей годом ранее. Говоря об антикризисной политике, в НЛМК приводят в пример «ВИЗ-Сталь», вышедший на мировой рынок с новой премиальной маркой трансформаторной стали. Группа ЧТПЗ объясняет рост производство сварных труб почти на 40 % (до 532 тыс. тонн) участием в крупнейших российских проектах ТЭК: «Сила Сибири», «Южный коридор», «Бованенково-Ухта», «Ямал СПГ», а также импортозамещению на рынке бесшовных труб. Предприятие УГМК — металлургический завод «Электросталь Тюмени» — к июню текущего года достигло производства 45 тыс. тонн в месяц, что на 25 % выше показателей декабря 2014 года. Металлургический завод им. А. К. Серова по итогам первого полугодия произвел на 10 % больше товарного металлопроката и калиброванной стали. Но директор предприятия Алексей Шрейдер указывает, что это динамика только первого полугодия: «Сейчас мы ощущаем падение спроса на металлопрокат, особенно в части сортамента для машиностроения. Но рассчитываем на то, что к концу третьего квартала произойдет подъем натурального спроса со стороны перерабатывающих предприятий, в том числе за счет государственных программ по поддержке системообразующих отраслей». Сдержанный оптимизм понятен — некоторые металлургические предприятия уже заметили на себе ухудшающуюся конъюнктуру рынка. Выручка Магнитогорского меткомбината (ММК) по итогам первого полугодия в стальном сегменте составила 2,989 млрд долларов, что на 21,8 % меньше показателей аналогичного периода прошлого года. «Снижение объясняется сокращением объемов реализации товарной продукции по году и снижением средних цен на сталь на внутреннем и экспортных рынках», — говорится в сообщении компании. В угольном сегменте выручка ММК за шесть месяцев 2015 года составила 111 млн долларов, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 21,3 %. По словам гендиректора комбината Павла Шиляева, по итогам текущего года сокращение рынка металлопотребления в России и СНГ может составить 15 %. «Наша стратегическая цель — сохранить объемы производства. На рост производственных показателей в текущей ситуации рассчитывать не приходится. И даже сохранение результатов 2014 года, судя по первому полугодию, задача довольно сложная», — отметил Шиляев, добавив, что по результатам года «ММК» все же рассчитывает показать чистую прибыль. Один из ведущих мировых производителей труб для нефтегазовой промышленности — Трубная металлургическая компания (ТМК) — по итогам первого полугодия 2015 года также снизил объем реализации труб на 3 % по сравнению с предыдущим кварталом. Это произошло из-за значительного сокращения объемов реализации в американском дивизионе, которое лишь частично удалось компенсировать продажами в России. Компания рассчитывает компенсировать потери за счет продаж труб большого диаметра. Выручка ТМК за первое полугодие 2015 года составила 2,296 млрд долларов, что на 23 % меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Впрочем, здесь имеет действие отрицательный эффект от пересчета из валюты, в которой проводились продажи, в валюту представления отчетности (из рублей в доллары). Без учета данного эффекта выручка выросла на 404 млн долларов, чистая прибыль составила 77 млн долларов, а прибыль от курсовых разниц составила 7 млн долларов. Продолжающееся снижение спроса и обострение дефицита финансов у дистрибьюторов и конечных потребителей отмечают практически все участники рынка. Снижение цен — это не только российский, но и мировой тренд. Так, китайские горячекатаные рулоны, в начале июля стоившие по 370 долларов за тонну FOB, в течение прошедшей недели подешевели до 280 долларов. Некоторые сделки на поставку горячекатаных рулонов российского производства также заключались по цене, ниже 300 долларов, что более чем на 80 долларов ниже летних. «Если летом казалось, что ситуация начала выправляться, а потребление стальной продукции в некоторых секторах почти достигло прошлогодних показателей, то уже в сентябре все очень быстро обернулось падением. Дистрибьюторы вновь отмечают снижение видимого спроса на арматуру, непокрытый листовой прокат, сварные трубы не нефтегазового назначения. На складах растут резервы непроданной продукции. Все это грозит падением котировок на прокат в конце года», — отмечает аналитик компании RCB Антон Вольский. Трудности с реализацией продукции и падение цен на нее могут напрямую отразиться на бюджетах регионов Урала, так как черная металлургия исторически является одним из ключевых доноров средств в местную казну. Аналитики отмечают, что помимо сокращения налогов предприятиям грозит сокращение производства и, как следствие, высвобождение персонала. Если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, то это грозит Уралу социальным взрывом. Первая «ласточка» уже есть: Северскому трубному заводу пришлось перевести часть работников (2,5 тысячи) на неполный рабочий день. «В связи со снижением спроса на продукцию, а также объема работы и выручки от реализации», — говорится в пояснении, направленном в областной Центр занятости. На ММК заявили, что сокращений персонала не планируют и более того 1 июля 2015 года ставки и оклады повысили на 8 %. В Группе НЛМК «URA.Ru» сообщили о росте зарплат сотрудников более чем на 5 %. По словам первого вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаила Черепанова, уральским заводам сегодня необходимо найти свое место на рынке — как мировом, так и внутреннем. Проблемами предприятий он называет недостаток оборотных средств, трудности с кредитованием, повышение ставок по кредитам, волатильность валютных курсов, снижение спроса на продукцию со стороны традиционных потребителей. «Внутри СОСПП мы обсуждаем пути выхода предприятий из сложной ситуации, а также меры поддержки», — отметил Черепанов. Руководитель Ассоциации «Русцинкование» Сергей Марутьян не видит причин для улучшения ситуации до конца года. «Черная металлургия работает на металлостроительстве, поэтому пока мы не проведем реформы, не будем создавать свой рынок, пока не начнем новую индустриализацию, особых изменений не будет», — уверен эксперт. Он также добавил: «В черную металлургию нужно много вкладывать, для этого стоит национализировать основные наши советские промышленности. Черная металлургия — это основа всей индустриализации страны, а сегодня без индустриализации мы не выживем. Сегодня страна неразвитая индустриально — она как черепаха».