Черный список провинившихся Россель составил на бумажке и методично отругал всех его фигурантов |
В этот раз на расширенном заседании правительства в президиуме появилось много новых, в меру свежих лиц. И.о. председателя палаты представителей Людмила Бабушкина села рядом со своим коллегой Николаем Ворониным. Новый первый вице-премьер Михаил Максимов (на фоне немолодой команды губернатора он смотрится кем-то вроде стажера) оказался соседом главы администрации губернатора Александра Левина. Недавно назначенный министр здравоохранения Владимир Климин расположил свою массивную фигуру во втором ряду. Прокурор области Юрий Пономарев появился в цивильном, и с непривычки в сером костюме его было не узнать.
В последнюю минуту в зале появился самый молодой депутат областной Думы Дмитрий Нисковских – он вальяжно поздоровался с коллегами, сидящими в первом ряду, и принялся искать себе место. Но впереди все кресла были заняты, и Нисковских пришлось обшаривать взглядом ряды повыше, где разместились менее статусные гости. Свободного кресла не оказалось и там. Нисковских грустно отправился в конец зала, где и затерялся среди глав поселков, директоров школ и главных врачей, коим отводится галерка.
- Ну все, успокаиваться, - властно приказал губернатор Эдуард Россель, сев в свое кресло. По традиции именно он ведет расширенные заседания правительства.
- Прежде чем начать, я бы хотел поздравить Валерия Афонасьевича Язева, у которого сегодня юбилей. Он не женщина, можно сказать – ему 60 лет. И столько же Анатолию Войцеховичу Гайде. Мужики, не расстраивайтесь! На Кавказе в этом возрасте еще даже за стол не пускают, - улыбнулся губернатор (уж он-то в свои 70 перешел рубеж попадания за кавказский стол).
Главным докладчиком, естественно, был глава правительства Виктор Кокшаров, а содокладчиков выбрали – от директора СУБРа Виктора Радько до руководителя Первоуральского металлургического техникума Владимира Малахова. Глава региона попросил их быть покороче:
- Давайте по делу. Не надо нам тут рассказывать все от Октябрьской революции. Биографию свою тоже не надо. По делу.
Виктор Кокшаров выступил с дельным, в общем-то, докладом. Вместо бестолковых оптимистичных фраз он лишь в целом назвал ситуацию в регионе стабильной, а основную часть времени посвятил проблемам Свердловской области. Выяснилось, что у нас трудности с промышленным ростом (Челябинск и Оренбург уже наступают на пятки), проблемы с сельским хозяйством, растут цены, уровень инвестиций в ряде сфер – «неудовлетворительный» (то есть ответственные лица получили «двойки»). Минпрому и Минсельхозу Кокшаров предложил ставить «более амбициозные задачи».
- В строительном секторе нам нужно ускоряться, иначе мы можем не выполнить контрольные параметры, - предостерег премьер и рассказал пару пугающих историй о том, как муниципалитеты выпрашивают деньги на новые объекты, а потом ничего не строят.
Кроме того, в области снижаются темпы роста заработной платы, нестабилен кадровый рынок, у ряда муниципалитетов снизились доходы – в общем, то ли со времен Алексея Петровича Воробьева в регионе все стало хуже, то ли (что более вероятно) Алексей Петрович нам просто чего-то недоговаривал.
Закончил Кокшаров политически грамотно, хотя слов «Единая Россия» и не произнес.
- Улучшение жизни свердловчан – это фундамент для грядущего электорального цикла, - аккуратно пояснил премьер. – Каждый руководитель должен обеспечить максимальное участие граждан в выборе верного вектора. Я уверен, что свердловчане поддержат курс президента и губернатора.
К счастью, Виктор Кокшаров был краток, ведь никто из его содокладчиков в пять минут регламента не уложился. Управляющий директор СУБРа Виктор Радько пожаловался на рейдеров, которые активизировались накануне выборов, мэр Заречного Андрей Кислицын подготовил интересный видеоролик (губернатор с удовольствием посмотрел его), председатель свердловской федерации профсоюзов Андрей Ветлужских попросил правительство побыстрее поднять заработную плату, а главный врач центральной городской больницы города Кушва Неонила Егорова рассмешила всех тем, что говорила целых двенадцать минут, из которых четыре благодарила губернатора, правительство и мэра Кушвы.
Наконец, слово взял Эдуард Россель. Оказалось, что он целый блокнот исписал замечаниями и уточнениями. Не выходя на трибуну, Россель страница за страницей читал свои записи, вгоняя собравшихся в уныние.
- Будущий год мы объявили годом чистоты, - напомнил губернатор. – Надо чистить область, надо чистить города. Везде грязь. Тракторист выехал на дорогу – всю грязь на полотно. Рубка леса идет, дорога из глины, потом вся эта глина оказывается на шоссе. Подсыхает – и в легкие к нам. Аисты эти как гробы стоят по дорогам, как гробы. Шифера уже не осталось, одни коробки. Вы их или демонтируйте, или ремонтируйте.
(Журналисты потом долго выясняли, что за «аисты» имел в виду Россель – выяснилось, что речь идет об агрегатах искусственной сушки травы, сокращенно – АИСТ. В них трава сушится, потом брикетируется и идет на корм скоту).
Потом Россель заговорщицки призвал коллег «нежно прикоснуться» к федеральным деньгам – поучаствовать во всех программах, в том числе – нанотехнологиях и развитии малого и среднего бизнеса. Последний, как выяснилось, у нас вообще не развивается.
- Вот вы меня все приглашаете прийти к вам на встречу и выступить, - сказал Россель, имея в виду, видимо, одну из ассоциаций малого и среднего бизнеса. – Я приду ведь выступлю – мало не покажется. А то заладили – итоги, успехи. Какие успехи? На одном месте стоите. Приду - всем достанется!
«Всем достанется» - так можно было бы описать в двух словах настроение Эдуарда Эргартовича в этот день.
Росселя возмущает леность свердловских предпринимателей. Губернатор узнал, что ватные палочки для чистки ушей завозят в Россию из Германии, и это стало для него настоящим ударом.
- Посадить четырех женщин, пусть катают эти палочки, - говорил Россель. – Можно потребности всего Урала закрыть, понимаете? А мы тащим их из Европы.
Но не только европейские производители палочек для ушей под угрозой – губернатор замахнулся и на трансконтинентальные бренды.
- Вот зайдите в «Икею» - да мы любой предмет там можем сами делать. Да, не все сразу. Один пусть пластмассу штампует, второй металлический каркас. Третий собирает – и продавать!
На беду собравшихся, в воскресенье губернатор ездил в Пригородный район Свердловской области и увидел там много интересного. Например, просроченное молоко по сниженной цене («Покупай, травись, делай что хочешь», - угрожающе ревел губернатор в сторону министра сельского хозяйства Сергея Чемезова). Или неработающую газовую станцию.
- Там «Газэкс» (компания Виктора Вексельберга – авт.) провел им сети, а тепло до сих пор не пущено. Люди всю одежду на себя одели, холодно у них, плачут они. Александр Владимирович (Карлов, министр строительства – Д.К.). У тебя же есть кто-нибудь. Замминистра какой-нибудь? Чего он тут сидит в тепле, а? Сидит тут, тепло, магазины у него хорошие. Пусть едет туда и тепло проводит! Нечего сидеть! Хлеб надо зарабатывать, а не даром есть.
Этот пассаж губернатор Россель, вероятно, позаимствовал у премьер-министра РФ Виктора Зубкова, который совсем недавно таким же манером послал начальника департамента экономики и финансов Антона Дроздова на Сахалин – нечего в Москве сидеть, пока работа не сделана. Вообще, пример премьера, видимо, открыл какие-то особые фибры в душе региональных руководителей. Они стали больше ругаться.
- Или вот мэр [Александр] Семячков! Тоже сидит в тепле. Что сидишь, а? Вот Чехов рассказ «Шинель» написал, был бы жив – я бы ему рассказ «Штаны» посоветовал написать!
Если быть совсем точным, «Шинель» написал Гоголь, но чего уж теперь.
А завершал свою речь губернатор еще более грозно.
- И последнее. Еще минуту, две минуты. Очень серьезный политический вопрос, - губернатор медленно проговорил каждое слово. – Речь идет даже не о выборах. Речь идет о референдуме доверия президенту. Каждому из вас надо к этому отнестись очень серьезно. Дума-думой, она будет работать, а это вопрос о президенте. Я вижу какое-то шапкозакидательское настроение: мол, раз президент пошел, за него все и проголосуют. Я вам скажу, что будет раскручиваться такая тема, что вообще на выборы ходить не нужно, раз президент во главе списка. А оппоненты, оппоненты они все придут. Поэтому нужно очень серьезно отнестись. Руководителям – не просто собрать начальников цехов, а с каждым рабочим поговорить. В глаза всем посмотреть. Каждую проблему узнать, ведь проблем – как слез.
Зал притих.
- За 8 лет Владимир Владимирович делал для Свердловской области только хорошее. Он страну собирал, и нам эту тенденцию нужно сохранить, - внушал коллегам Россель, будто это не его в 1993-м отправили в отставку за сепаратизм. - Всем идти на выборы. Всем голосовать. Все контролировать. Учителя, врачи, все. Прошу вас: все на выборы, все за президента.
Свердловский истеблишмент тяжело поднялся со своих кресел и начал выходить из зала.
- Пиз..ц, - мрачно и весело сказал директор «Уралхиммаша» Валерий Антониади, протискиваясь в дверь.
Да, какое-то такое чувство было на душе и у меня.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!