14 декабря 2024

Дума Заречного в роли портянки для менеджеров «Росатома»

«Меня пригласил директор БАЭС и сказал, что я должен сделать его человеку доверенность городской думы на представление интересов муниципалитета в суде против БАЭС…»

Размер текста
-
17
+
В Заречном высадился десант москвичей, которые не скрывают, что приехали с целью свержения действующего главы города и передела в сфере ЖКХ
Белоярской атомной станции - уникальной, первой в мире начавшей использовать реактор на быстрых нейтронах, - последние годы откровенно не везет с топ-менеджментом. Градообразующее предприятие города Заречного сотрясают скандал за скандалом. И что интересно – причиной всех «мутных историй» является не столько профильная деятельность БАЭС, сколько вопросы «попутного» участия руководства станции в делах городского бизнеса. В городе уже высадился десант технологов, которые от имени «Росатома» начали подготовку к захвату местной коммуналки. Параллельно сотрудники БАЭС подделывают документы местной думы и покрывают убытки от станции средствами местного бюджета. Спокойный Заречный трясет, и «URA.Ru» решило выяснить, почему.
 
Уход на «заслуженный отдых» предыдущего директора БАЭС Николая Ошканова чуть более года назад прошел на фоне громкого, но спешно замятого скандала вокруг закупок топлива и мазута для нужд предприятия. Десятки миллионов со счетов БАЭС направлялись на «случайно» незакрытый счет официально ликвидированной фирмы с точно таким же названием, как у той, с которой атомное предприятие подписало контракт. С виду все было здорово: деньги платятся, топливо поставляется. Однако странное сотрудничество руководства БАЭС с топливной «тенью» вылилось в немалый ущерб для государственного предприятия, которому по итогам соответствующего периода было отказано в возмещении многомиллионных налоговых выплат. Иными словами, руководство БАЭС подписало предприятие в схему, итогом которой стало воровство налоговых вычетов неустановленными до сих пор лицами. Почему расследование по этому факту то возбуждалось, то останавливалось, а потом остановилось вовсе, остается догадываться. А вот связь между этим скандалом и быстрым тихим уходом на пенсию Николая Ошканова – налицо.
 
На смену ему пришел бывший главный инженер станции Михаил Баканов, которому среди прочего «ошкановского» наследства досталась еще одна нехорошая история – безуспешная судебная тяжба с фирмой-оператором городских сетей водоснабжения ООО «ВиК» из-за оплаты поставленных на БАЭС водных ресурсов и услуг. Как пишут на городском интернет-форуме, откровенная бесхозяйственность и непрофессионализм менеджмента БАЭС в работе по заключению договоров и учету потребляемых ресурсов привели к тому, что станцию решением судов нескольких инстанций обязали выплатить долг поставщикам общей суммой более 100 млн рублей. Верх «профессионализма» руководства станции обнажил такой факт, что БАЭС фактически обязали заплатить за то, чего она не потребляла (учет должным образом организован не был, и доказать реально потребленные объемы в суде они не смогли, а предписанная законом в таких случаях формула расчета объемов потребления «по сечению трубы», естественно, показала сумасшедшие траты).
 
 
Есть две версии появления этого документа. По одной, вице-спикер гордумы брал всю ответственность на себя. Согласно другой - получил задание от работодателя на БАЭС фальсифицировать доверенность
 
Для бюджета БАЭС как для филиала федерального концерна «Росэнергоатом» (дочки «Росатома») неожиданная 100-миллионная дыра в согласованном с федералами бюджете означала только одно: сокращение премиальных и прочих доплат, перебои в выплате заработной платы почти двум тысячам работников станции. Учитывая, что проблема создана предыдущим директором, у нового директора БАЭС Михаила Баканова, казалось бы, оставался лишь один разумный выход: посыпать голову пеплом, дать должную оценку тем грубым ошибкам, которые были сделаны прежним руководством, и решить проблему путем конструктивного диалога с другой стороной конфликта. Тем более что «ВиК», по словам его тогдашнего руководителя Дмитрия Боярских, понимая всю ситуацию,  практически сразу же после ухода Ошканова вышел на нового директора с предложением списания более двух третей задолженности. 
 
Однако события последнего года показали, что Михаил Баканов пошел другим путем. А путь этот был основан на двух сомнительных позициях. Первая – перенаправить ответственность за возникшие долги с руководителей БАЭС на городские власти. Вторая – перекинуть возникшие долги на городской бюджет. В ноябре-декабре 2010 года во всех почтовых ящиках Заречного появилась анонимная газетка с говорящим названием «Коммунальный спрут», в которой действующий глава города Заречного Андрей Кислицын  подавался как захватчик сферы ЖКХ города, автор и главный виновник всех коммунальных проблем, а проще говоря – вор и коррупционер.
 
Неадекватность анонимного информационного выстрела в городского главу тогда отметили многие представители делового и общественного актива города, более-менее знакомые с особенностями действующей в городе системы власти. Будучи председателем думы, Кислицын как глава города не ведет никакой хозяйственной деятельности, и все эти полномочия переданы по Уставу в ведение сити-менеджера, назначаемого по контракту. А как к руководителю думы к Кислицыну претензий нет никаких. Мудрено ли, что в такой ситуации, отстаивая свою честь на страницах городского форума, градоначальник в сердцах публично обозвал одного из веб-наймитов «гон…ном», почему и прославился на всю страну именно как мэр-матершинник. Хотя абсолютно за кадром осталась история о том, что Кислицын судился и выиграл иск о защите своей чести и достоинства от предъявленных ему в Интернете обвинений. 
 
При этом кампания против Кислицына в Интернете продолжается уже более полугода. В окружении Михаила Баканова признают, что обвинения в адрес Кислицына выглядят абсолютно неадекватными, если вспомнить, что двуглавая система власти, когда функции главы города сводятся до ведения заседаний думы и осуществления полномочий свадебного генерала в городских торжествах, была введена по инициативе именно руководства БАЭС и именно депутатами от станции.
 
Депутатское большинство в городской думе, которое составляют сотрудники, напрямую подчиняющиеся директору станции, и раньше, при Николае Ошканове, частенько использовалось в качестве приводного ремня для всех процессов, обеспечивающих экономический интерес БАЭС в отношениях с муниципальным бюджетом. Например, плановые остановки БАЭС на перезагрузку топлива, когда в ходе отопительного сезона нагрузку по обеспечению нужд города, многих объектов БАЭС в городе берет на себя затратная городская котельная, приводят к ежегодным убыткам городской казны. Попытки разобраться в том, почему станция не желает их разделить с муниципалитетом, наталкиваются на регулярное равнодушие атомного депутатского большинства.  И те же самые депутаты почти без уговоров, регулярно одобряют погашение возникших долгов из городского бюджета. В итоге городская котельная – официальный банкрот, а ее имущество уже давно распродают судебные приставы.
 
Андрей Кислицын, обладающий «свадебным» кругом полномочий, в течение нескольких  лет противостоял этому процессу. Хотя наблюдатели отмечают, что в последний год глава города, по сути, обеспечивал политическую поддержку всем хозяйственным начинаниям нового руководства БАЭС. Например, злополучное ООО «ВиК» было практически изгнано администрацией из города, сети были переданы учрежденному городом ОАО «Акватех». Оператор сетей теплоснабжения города ООО «Теплопередача» фактически перешло под контроль эмиссаров «Росатома», на которых указал Михаил Баканов.
 
Казалось бы, город делает все, что может, идя навстречу градообразующему предприятию. Однако даже у Кислицына, за два мэрских срока давно привыкшего к волюнтаризму зареченских атомных генералов, как рассказывают, округлились глаза, когда выяснились подробности второго акта спектакля под названием «Михаил Баканов решает проблему миллионных долгов перед ООО «ВиК». А именно: решение о переводе долгов БАЭС на городской бюджет. О том, на что тратятся умы образованнейшей части российских атомщиков, можно судить по изощренности комбинации, затеянной официальной стороной БАЭС в судах.
 
 
 
В своей объяснительной Валентин Шептяков и не скрывает: себя и своих коллег в думе он видит представителями воли БАЭС
 
Не имея возможности доказать, что БАЭС не потребляла у ВИКа доказанных объемов воды, представители станции решают устранить саму основу расчетов. В июле 2010 года в суд от лица БАЭС запускается иск к городской думе Заречного с требованием признать утвержденный думой для ООО «ВиК» тариф незаконным и ничтожным. С этого момента администрация города, по сути, становится втянута в разборки двух хозяйствующих субъектов и вынуждена доказывать законность тарифов «ВиК». Потому что если будет доказано обратное, возврат собранных с десятков тысяч потребителей средств по данному тарифу в конечном итоге становится долгом городского бюджета, ответственностью думы. Областной арбитраж отказывает БАЭС в удовлетворении требований.
 
Кассационная жалоба БАЭС приводит к успеху, суд принимает нужное решение. Последней инстанцией стал Высший арбитражный суд, жалобу в который администрация города начала готовить сразу же после объявления судебного решения. В том числе обсуждался вопрос, кому конкретно придется представлять интересы города в данном судебном разбирательстве. Каково же было удивление сотрудников администрации Заречного, когда совершенно случайно по судебным каналам к ним пришла информация о том, что в канцелярию Высшего арбитражного суда уже поступило заявление-доверенность от имени главы города Андрея Кислицына о поручении некоему господину Ердакову. Установлено, что глава города никаких доверенностей не выдавал. Причем по кулуарной информации, ранее озвученной в среде уральских адвокатов, этот самый Ердаков был замечен в команде правовых специалистов, обслуживающих интересы БАЭС. 
 
В итоге получилась следующая картина: некто попытался заявить представителем интересов городской администрации в процессе против БАЭС «засланного казачка», работающего в интересах БАЭС. Цель очевидна: завалить жалобу администрации, поручив ее представление своему человеку. Самое интересное, что лжепредставитель муниципалитета Ердаков уже даже успел подать от лица города жалобу, причем анализ содержания этой жалобы не вызвал у профессиональных адвокатов, работающих в команде администрации, сомнения: она была составлена без учета важнейших доказательств, некорректно, с явной перспективой проигрыша.
 
Естественно, в Высший арбитражный суд были направлены все соответствующие уведомления, аферу удалось остановить. Служебная проверка по факту отправления от лица главы города поддельного документа вскрыла весьма неприглядную картину: превышение своих полномочий и откровенный подлог совершил депутат от БАЭС, начальник цеха централизованного ремонта БАЭС и по совместительству заместитель председателя городской думы Валентин Шептяков. Именно он попросил в аппарате думы официальный бланк «для составления письма». Именно он составил доверенность на официальном бланке думы, именно он вписал (!) туда фамилию Кислицына и поставил свою подпись.
 
Кто поставил на документ гербовую печать думы, так и осталось пока тайной. Особый шпионский оттенок всему действу придает тот факт, что в тот самый день и в тот самый момент, когда Шептяков помещал подпись Кислицына на так нужную атомщикам бумагу, сам Кислицын находился на рабочем месте.
 
Объяснительная самого 60-летнего Валентина Шептякова похожа на классическую «подростковую отмазку» из разряда: «не знал», «хотел помочь», «скрыл, чтобы не беспокоить» и т.п. В объяснительной он поясняет, что знал о судебных разбирательствах – финансовых тяжбах между ООО «ВиК» и БАЭС. Когда ему стало известно об удовлетворении иска БАЭС к думе и признании тарифов, установленных думой ВиКу, недействующими, он расценил это как обращение в суд БАЭС против своих же представителей (поскольку в думе много депутатов от БАЭС). Из объяснения следует, что он, Шептяков, не захотел допустить вступления в законную силу такого решения суда. Поэтому обратился к знакомому юристу с просьбой составить жалобу в Высший арбитражный суд. Для этого оформил доверенность, впечатав туда в качестве подписанта фамилию Кислицына, но фактически подписал доверенность сам. С Кислицыным Шептяков данный шаг не согласовывал якобы потому, что считает, что председателю думы не надо лично вступать в противоборство с БАЭС в предвыборный год.
 
Со стороны это выглядит иначе: как получение Валентином Шептяковым указания от непосредственного начальства – руководства БАЭС - с задачей сделать определенному человеку доверенность городской думы на представление интересов муниципалитета в суде против БАЭС. Впрочем, ГОВД Заречного уже провело свою проверку по данному факту и не обнаружило в действиях Шептякова состава преступления. Источники в думе утверждают, что именно Андрей Кислицын сделал все, чтобы заслуженного атомщика не привлекли к ответственности, хотя и долго матерился по поводу того, что «думу окончательно хотят превратить в портянку для руководства БАЭС».
 
При этом Кислицыну предстоит продолжить борьбу с политическими оппонентами. В последние несколько месяцев в Заречном высадился десант москвичей, которые в приватных и публичных разговорах не скрывают, что приехали с целью свержения действующего главы города и передела в сфере ЖКХ. Выпускается еженедельная газета, в которой зареченскому обществу представляется некий молодой человек, «десять лет назад уехавший из города, но вернувшийся, чтобы вытащить его из депрессивной ямы». По клише уже проведены помпезные семинары с участием специалистов, живо обсуждающих перспективы развития города, в котором обещают заменить все автобусы на электромобили, а из ямы городского щебеночного карьера изгнать промышленников, чтобы сделать там деловой центр «под прозрачным куполом».
 
Андрей Кислицын уже назвал происходящее «высадкой продавцов стеклянных бус на Берег Слоновой кости». Сами «пришельцы» активно насаждают мнение, что за всем этим якобы стоит руководство концерна «Росэнергоатом», которое создало специальные структуры, которые будут заниматься исключительно коммунальным бизнесом и политикой в муниципалитетах.   
 
Сложно сказать, что во всем этом правда, а что домыслы. Но по городу ходит байка о том, что кресло директора станции обладает неким почти магическим свойством создавать ощущение «небесности». Якобы статус директора атомного предприятия способен окрылять самых приземленных людей, которые под грузом полномочий начинают ощущать себя если уж не ангелами грозными, то наместниками на земле точно. В администрации города уверены, что нечто подобное сегодня происходит и с Михаилом Бакановым.
 
В преддверии выборов в Государственную Думу делается все, чтобы расшатать ситуацию, обострить социальную обстановку. Например, при поддержке БАЭС так называемым Институтом Шифферса проводятся различные мероприятия. Сам институт интересен своим руководителем Юрием Громыко, который в 2002 году написал сенсационную работу «Миссия России и задачи государственного строительства», в которой сделал откровенный вывод: ни о каком «укреплении государства» при Путине и речи быть не может. По его мнению, Путин предъявил олигархам и региональным царькам новые законы, которые можно свести к банальному принципу: «Мои правила могут состоять в том, чтобы стричь и брить вас в хвост и гриву. Но вы мне за выполнение правил будете еще и платить».
 
Похоже, история с попыткой подлога документа за подписью председателя думы стала последней каплей, которая переполнила чашу терпения Андрея Кислицына. Завтра, 2 июня, депутаты городской думы Заречного будут рассматривать поправки в Устав, предложенные градоначальником. Андрей Кислицын предлагает вообще не проводить выборы главы города, а закрепить в Уставе положение, согласно которому глава города будет избираться думой из числа депутатов нового созыва. По его мнению, избиратели должны понимать, что председатель думы – это не самостоятельный центр власти и что дума как орган, обладающий полномочиями, должна нести полную ответственность за происходящее в городе.  
 
Если поправки примут, город уйдет от бессмысленной политической «бойни» в период выборов в Государственную думу. «Эта пауза даст возможность администрации губернатора объединить руководство БАЭС  и городскую администрацию на общие политические задачи», - комментирует ситуацию источник в резиденции Мишарина. С другой стороны, если депутаты будут выбирать и отстранять главу города, это упростит взаимоотношения между местным отделением «Единой России», которое возглавляет Кислицын, руководством БАЭС и другими центрами влияния. Они будут обязаны прийти к компромиссу, либо только тот, кто берет большинство в думе, будет отвечать за это перед избирателями.  
 
Впрочем, пока до компромисса еще далеко. ООО «Центр развития Заречного», спешно созданный москвичами для раскрутки альтернативного кандидата в мэры, уже подал заявку на пикет протеста против отмены прямых выборов мэра, обвиняя Кислицына в том, что тот ищет способы остаться у власти без всенародного голосования. Сам Андрей Кислицын заявил, что принятие поправок в Устав для него как мэра, руководившего городом при обеих системах власти, более важно, чем ответ на вопрос, останется ли Кислицын  на третий срок. 
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...