Эфендиев отличается особой тягой к роскоши: дорогие безделушки (на фото вы видите его часы Blancpain Leman Tourbillon - 110 тыс. евро), рестораны, бесконечный отдых заграницей… Счета оплачивал завод заводов |
Назим Эфендиев освободил пост генерального директора также неожиданно, как и занял его. Напомним, руководить заводом заводов он начал весной 2007 года, когда после долгих споров и разного рода консультаций федеральные власти практически принудили «Газпромбанк» и компанию Алишера Усманова «Металлоинвест» купить «Уралмаш». В тот момент Эфендиев был исполнительным директором «Металлоинвеста», и именно ему доверили управлять новым активом.
О скорой отставке гендиректора заговорили в конце прошлой недели, но официально о ней было объявлено в среду, 8 июля. Компания «Объединенные машиностроительные заводы», которой принадлежит 50% акций корпорации «Уралмаш» сообщила, что отныне Назим Эфендиев – председатель совета директоров корпорации, а генеральным директором станет руководитель «Уралхиммаша» Олег Дамченко.
В пресс-релизе приводятся слова председателя совета директоров «ОМЗ» Фарида Канцерова: «Назиму Эфендиеву удалось добиться значительных успехов в обеспечении синергии от объединения «Уралмашзавода» и «ОРМЕТО-ЮУМЗ» и позиционировать МК «Уралмаш», созданную на базе этих важнейших мощностей, как значимого поставщика оборудования и комплексных решений для горных и металлургических предприятий. Назим Эфендиев на посту Председателя Совета директоров сможет сконцентрироваться на достижении поставленных учредителями стратегических целей, в том числе по трансформации МК «Уралмаш» в одного из сильнейших игроков не только на российском, но и на международном рынке».
Правда, в это мало кто верит. В истории «Объединенных машиностроительных заводов» уже были случаи, когда генеральный директор покидал свой пост, оставался в совете директоров, а потом потихоньку уходил навсегда. Так было в 2006 году с руководителем самих ОМЗ Сергеем Липским. Кроме того, в кризис ответственных и способных менеджеров не переводят в совет директоров, наоборот, председатели советов многих ФПГ, покидавшие посты генеральных ради стратегического управления, возвращаются в старые кресла, понимая, что бизнес сейчас исключительно на ручном управлении.
Поскольку путь, который определен Назиму Эфендиеву не похож на эту схему, в уральских бизнес-кругах говорят о недовольстве акционеров работой генерального директора. Об этом недовольстве было известно еще прошлым летом: решения, принимаемые господином Эфендиевым, не находили поддержки у главы «Металлоинвеста» Алишера Усманова.
Дело в том, что прекрасных показателей у завода не было, а значительная часть дохода тем не менее тратилась на топ-менеджмент. Именно в последние годы на Уралмаше появилось самое большое за всю историю число директоров: помимо генерального еще два десятка руководителей по самым разным направлениям. Образ их жизни описывают словосочетанием «немыслимая роскошь»: оклад каждого директора по 400-500 тыс. рублей в месяц, плюс бонусы, аренда квартир (в среднем по 70 тыс. рублей на человека), оплата охраны, престижные автомобили.
Были и более вопиющие случаи: замечено, что как только объявлялись интересные футбольные матчи, Назим Эфендиев и особо приближенные к нему директора, оформляли себе на эти дни командировки, и за счет предприятия улетали за границу. В ту самую страну, где проходил матч.
Такое поведение директора можно было понять, если бы Уралмашзавод демонстрировал отличные экономические показатели. Но таковых не было.
Впрочем, год назад Алишер Усманов Назима Эфендиева не уволил. Наши источники на предприятии считают, что директор Уралмаша хоть и не сделал УЗТМ источником дохода своего шефа, зато помог ему мозгами. Для «Металлоинвеста» екатеринбургский завод был совсем не профильным предприятием: к началу 2007 года, когда Алишер Усманов получил госзадание восстановить завод заводов, его группа уже владела несколькими ГОКами и машиностроительным заводом ОРМЕТО-ЮУМЗ, младшим братом Уралмаша, который отставал от старшего по спектру и качеству работ.
Зато это было более близкое Алишеру Усманову предприятие, нежели Уралмашзавод, которым он управлял вместе с «Газпромбанком». «Началась настоящая перекачка документации с Уралмаша на ОРМЕТО-ЮУМЗ, - рассказывает сотрудник завода заводов, знакомый с ситуацией. – А потом и все заказы начали уходить в Орск, хотя там отродясь не делали такую продукцию. Туда ушли контракты на краны, на буровое оборудование, на обжиговое оборудование, хотя на территории Союза его только Уралмаш делал». Также на ОРМЕТО-ЮУМЗ ушел контракт на производство буровых насосов: там с заказом не справились, и отправили на Уралмаш исправлять брак. В итоге доход завода заводов был копеечным, а убытки огромными – на продукцию поставили клеймо УЗТМ, и именно уральцы покрывают убытки клиентов.
Сложившееся положение дел на предприятии сейчас и называют причиной отставки Назима Эфендиева. Ведь у Уралмаша есть и другой акционер – «Газпромбанк». В конце 2007 года с его помощью корпорация выиграла тендер на поставку «Газпрому» восьми передвижных буровых установок. Их производство также отдали в Орск. По информации «URA.Ru», газовый концерн был крайне недоволен качеством продукции. Катастрофически недоволен.
И не только из-за качества продукции, отправленной основному акционеру банка. Выяснилось, что предприятия Алишера Усманова ведут себя по отношению к УЗТМ совсем не по-дружески. Например, Михайловский ГОК заказал Уралмашу продукцию более, чем на 5 млрд. рублей, но уже во время выполнения заказа приостановил действие контракта. На складе предприятия до сих пор лежит «незавершенки» на миллиард рублей (прибыль всего УЗТМ в прошлом году была 4 млрд., чистая - и того меньше; из-за огромных долгов банки прекратили кредитовать завод).
С такой экономикой предприятие не смогло обеспечивать и социальную стабильность, которая гарантирует доброжелательное отношение власти. Так, Назим Эфендиев планирует оставить в механическом цехе №1, где стоит более тысячи станков и работало две тысячи человек, всего сто рабочих. Аналогичные процессы идут и на других производствах. Все это, якобы, стало причиной для конфликта между «Газпромбанком» и «Металлоинвестом».
По информации «URA.Ru», разговор с господином Эфендиевым у руководства банка вышел тяжелым. И на прошлой неделе генеральный директор и его первый заместитель Вадим Дадыка написали заявление об увольнении по собственному желанию. Через несколько дней Эфендиев потребовал от десяти директоров сделать тоже самое, оставив в заявлении лишь свободное место для даты.
Пока, однако, никто из них свое рабочее место не потерял. Сегодня Фарид Канцеров, возглавляющий не только совет директоров ОМЗ, но и занимающий пост зампреда правления «Газпромбанка», представил коллективу «Уралмаша» Олега Данченко, а после попросил работников предприятия трудиться с новым руководителем единой командой. Господин Канцеров сказал, что кадровое решение – консолидированная позиция двух акционеров. Но в коллективе отметили, что если раньше ими руководил представитель Алишера Усманова, то теперь власть перешла к человеку, более близкому к «Газпромбанку».
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!