Константин Киселев (на фото) утешает нас хотя бы тем, что большая часть денег на пиар ЕР останется в Свердловской области |
Одним из принципиальных факторов успеха на любых выборах являются деньги. Это банальность, спорить с которой бессмысленно. Не всегда деньги – главное, но без денег нет кампании и нет победы. В этом отношении грядущая, а точнее уже идущая избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы ФС РФ и Законодательного собрания Свердловской области ничем не отличается от других. И, естественным образом, участвующие в ней партии и кандидаты просчитывают свои стратегии, в том числе финансовые. Об этом и речь.
Факторы
К основным факторам, от которых зависит стратегия финансирования, можно отнести:
- во-первых, характер совмещения выборов разного уровня. Например, если при совмещении кампаний основной является госдумовская, то основные средства именно туда. Если госдумовская вспомогательная, то деньги - в регионы. Аналогично с выборами кандидатов, выборами по территориальным группам и т.д.;
- во-вторых, особенности стартовых позиций. Если известность под 100 %, то акцент на наружной рекламе излишен, если известности нет, то использование наружки неизбежно;
- в-третьих, собственно финансовые возможности партий. По большому счету все стратегии умещаются между двумя позициями: сколько надо? и сколько есть? Другими словами, одни тратят столько, сколько запрашивают и сколько требует ситуация. Другие - сколько смогли собрать.
Партии
С учетом сказанного все партийные отделения в регионе можно разделить на группы.
В первую группу входит единственная партия, которая руководствуется стратегией сколько надо при абсолютной известности и практически безразмерном административном ресурсе. Это «Единая Россия». Конкурировать на рынке финансов с ней не может никто. Что касается характера совмещения федеральной и региональной кампаний, то разброс здесь весьма велик. Если руководитель региона амбициозен и/или услужлив, а также желает оказаться на хорошем счету у Кремля, то региональная компонента будет значительной, если спокоен и рассудителен, то регионального маразма в 100 с лишним процентов за партию власти, как в республиках Северного Кавказа, можно избежать. Никто не накажет за всегда объяснимое отклонение от средней по больнице температуры. Наш региональный вождь ближе, скорее, к Р.Кадырову и прочим передовикам, стремящимся дать результат, а там трава не расти.
Партии второй группы будут поступать по принципу сколько есть. Сколько соберут, столько и потратят. Притом для всех очевидно, что из федерального центра денег не дадут никому. Партийные кассы всегда пополняются по обратному принципу: из регионов в центр, но не наоборот. Но если для кого-то такая стратегия оправданна, то для кого-то вредна. Примеры вновь очевидны. Для ЛДПР принципиально важна именно федеральная кампания. Региональные отделения «соколов Жириновского» опять и снова являются заложниками своего лидера. Как отработает Владимир Вольфович, такие проценты партия и получит. Региональные кампании способны лишь слегка скорректировать результат. В противоположность этому результат «Справедливой России» зависит от региональных кампаний прежде всего. Сказать что-то свежее С.Миронов, харизма у которого напрочь отсутствует, не сможет, идеологии у партии нет, ядерный электорат отсутствует, административный ресурс закончился, а потому партии придется поработать пылесосом, затягивая тех, кто остался, кто не определился, кто не разобрался, кого волнует какая-то конкретная тема и т.д. Это способны сделать только региональные кампании.
ЛДПР и «Справедливая Россия» - идеальные типы, демонстрирующие различные стратегии совмещения кампаний и, соответственно, их финансирования. Для других истина где-то посередине. Стратегия КПРФ находится посередине ровно. Доказательство тому различие в позициях потенциальных кандидатов по свердловским госдумовским округам: Николая Езерского и Андрея Альшевских. Николаю Езерскому можно вообще кампанией не заниматься, так как наверняка ему нарежут три округа из пяти и все выгодно расположенные. Победу ему обеспечит федеральная кампания. И наоборот, Андрею Альшевских с его двумя округами для победы нужно пахать и пахать, окучивая всех и каждого изо дня в день.
«Правое дело», как партия обновленная, имеющая идеологию, авторитетных спикеров и ньюсмейкеров, объективно ориентирована на мощную федеральную кампанию, в которой региональные кампании, особенно по либеральным, «правым» регионам, являются значимыми, но все же факультативными.
О «Яблоке» и «Патриотах России» можно и не вспоминать. Ни федеральная, ни региональные кампании им не помогут. При этом «Патриоты России» если и будут допущены, то будут вести лишь федеральную кампанию, как это и происходило ранее, а яблочники, тоже как ранее, начнут работать по принципу «кто во что горазд».
За какой процент идет борьба?
С учетом сказанного можно представить себе идеальную ситуацию на выборах в Госдуму, т.е. ситуацию без региональных кампаний, при полном бездействии кандидатов в округах и отсутствии кампаний по выборам в региональные легислатуры. Прогнозировать результат на федеральном уровне с учетом наличия Владимира Чурова и значительной четырехлетней динамики общественного мнения можно, но едва ли перспективно. А вот на региональном уровне - вполне. Тем более что начиная с 2007 г. в области дважды проходили региональные выборы (2008 и 2010 гг.), зафиксировавшие динамику в массовых настроениях.
Итак, зафиксируем очевидные, на наш взгляд, потенциальные результаты. Без региональных кампаний с очевидностью не пересекают 7 % барьера «Патриоты России» и «Яблоко». «Справедливая Россия» находится на грани, ибо ее результаты прямо зависят от работы «Единой России», связаны с восприятием как партии власти, т.е. партии, которая что-то может (а этот статус потерян), а также лояльности избирательных комиссий и административного ресурса. Скачкообразный рост вполне может смениться таким же падением. 2007 г. – 7,49%, 2008 г. – 6,26%, 2010 г. – 19,30%, 2011 г. – в районе 7%. Еще раз подчеркну, что это без учета региональной активности. «Единая Россия» без региональной компоненты неизбежно получит не менее 35% голосов, т.е. этот процент уже обеспечили ей Владимир Чуров, Владимир Путин и прочие «Народные фронты». Три партии («Правое дело», ЛДПР и КПРФ) будут делить потенциально оставшиеся примерно 50% голосов. При этом региональные кампании ситуацию могут изменить принципиально, но идеальный расчет нужен для определения потенциальной стоимости избирательных кампаний. В этой связи представляется весьма обоснованной гипотеза, что региональное отклонение от общефедерального результата на этот раз будет много выше, чем это было в 2007 г.
Таблица 1. Результаты выборов в Госдуму в 2007 г. в РФ и Свердловской области: сравнительные данные
Партия | Федеральный уровень | Региональный Уровень | Отклонение |
«Единая Россия» | 64, 30 | 62, 04 | - 2, 26 |
КПРФ | 11,57 | 7,65 | - 3,92 |
ЛДПР | 11,04 | 8,14 | + 2,9 |
«Справедливая Россия» | 7,74 | 7,49 | - 0,25 |
«Патриоты России» | 0,89 | 0,73 | - 0,16 |
«Яблоко» | 1,59 | 2,04 | + 0,45 |
«Гражданская сила» + СПС + ДПР | 2,14 | 5,47 | + 3, 33 |
Понятно, что в таблице уже учтены электоральные региональные усилия того времени, но абсолютно точно, что в 2007г. Свердловская область показывала максимально усредненные результаты. Фактически зафиксированы лишь два относительно значимых отклонения. У ЛДПР во многом благодаря проведенной региональной кампании, технологически обеспеченной Эдуардом Абелинскасом. А также у правых, превзошедших федеральный результат более чем в два раза.
С учетом гипотезы о стремлении региона к усредненности можно предположить, что борьба у партий идет минимально за 3-4 процента отклонения от федерального результата, максимально за 10-12 процентов. Проще говоря, сколько бы ни вкладывали партии в свои региональные кампании, превзойти среднюю температуру по больнице или отстать от нее можно будет лишь на несколько процентов. Полное же отсутствие региональной компоненты или ее максимальная актуализация понизит/повысит общефедеральный результат максимум на 10-12 процентов.
Деньги
Считать деньги у тех, кто действует по принципу сколько есть, бессмысленно. Сколько бы ни закладывалось в смету, больше имеющегося потрачено не будет. Но вот оценить финансовую стратегию тех, кто ориентируется на «кадыровские» результаты и деньги не считает, вполне допустимо.
С одной стороны, у «Единой России» самая лучшая ситуация, связанная с неисчерпаемостью административного и финансового ресурсов. С другой - очень сложная. Дело в том, что эффективность ее кампании, измеряемая отношением голос/рубль, самая низкая, т.е. для получения 1 голоса партии власти нужно потратить много больше рублей. Можно произвести простой расчет, сделав несколько вполне понятных допущений.
Допущение первое. При анализе явки будем исходить из показателей 2007 г.: 60,6 % принявших участие в выборах, что тогда составило примерно 2 миллиона 140 тысяч человек.
Допущение второе, уже зафиксированное выше. При совмещении федеральной и региональной кампаний и при интенсивной федеральной кампании «Единая Россия» в Свердловской области не может опуститься ниже 35 %. В абсолютных цифрах это примерно 750 тысяч голосов.
Таким образом, «Единая Россия» в Свердловской области борется примерно за 5-10 процентов голосов. В абсолютных цифрах это от 107 до 214 тысяч голосов. Стоимость кампании «Единой России» неизбежно превысит цифру в 10 миллионов долларов, возможно, достигая суммы в 15 и более миллионов. Каждый может посчитать сам, сложив суммы зарплат, стоимости размещения рекламы на ТВ, радио и в печати, разноски, расклейки, мероприятий и т.п. электоральных «утех».
Вот пример расчета. По области стоит не менее 300, но, возможно, и до 600 рекламных щитов иных конструкций с рекламой «Единой России». Ежемесячная аренда щита от 10 до 17 тысяч рублей в месяц. Щиты уже стоят с мая месяца и явно простоят до декабря, т.е. 7 месяцев. Перемножим и получим только за щитовую рекламу более 1 миллиона долларов. Возможно, до 2-х. И так по каждой позиции. О деньгах из бюджета на закрытие дыр в электоральный период можно даже не вспоминать. Это отдельные многие и многие миллионы долларов.
Итак, 1 голос, полученный «Единой Россией» в декабре, в Свердловской области будет фактически куплен примерно за 70-100 долларов. Каждый может пересчитать на детские садики, километры дорог или что-то еще полезное и доброе.
Но я бы не стал нагнетать, ибо подавляющая часть средств все одно останется в области и пойдет на развитие рынка наружной рекламы, типографской отрасли, поддержку СМИ, зарплаты тысячам разносчиков и расклейщиков, а также обеспечит доход тем, кто сдает квартиры, осуществляет перевозки и т.д., т.п. Из региона уйдет лишь незначительная часть зарплатных денег заезжим консультантам и вполне понятные «откаты» федералам.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!