1 мая празднует 80-летний юбилей главный тренер «Уралочки-НТМК» Николай Карполь. Несколько подарков к празднику самому титулованному волейбольному тренеру уже сделали. 25 апреля президент России Владимир Путин наградил его медалью Героя Труда — сразу после того, как «Уралочка» завоевала бронзовые медали суперлиги. Вместе с «золотым голосом» российского волейбола, телекомментатором «Матч-ТВ» Владимиром Стецко «URA.RU» обсудило, за счет чего юбиляр Карполь до сих пор дает фору всем молодым конкурентам.
Спортивные специалисты не могут припомнить, чтобы тренеру вручали «Героя труда»
Фото: Kremlin.Ru
— Владимир Олегович, можете рассказать, насколько вообще для волейбола уникальна награда, которую получил Николай Карполь от президента?
— Честно говоря, я навскидку не вспомню аналогов, чтобы кто-то из тренеров был удостоен такой награды. Немаловажно, что медаль вручена действующему тренеру. Это хороший пример для всех начинающих специалистов — есть к чему стремиться. Отдельное восхищение, конечно, по поводу Николая Васильевича: он перед своим юбилеем находится в отличной тренерской форме и с тем составом, что имеет «Уралочка», добивается отличных результатов.
— Что можете сказать об игре «Уралочки-НТМК» в этом сезоне?
— Она была похожа на ту игру, что команда показывала в прошлых сезонах. «Уралочка» умеет добиваться максимально возможного успеха при не самой выделяющейся комплектации. Каждый год у Николая Васильевича большие потери в составе — людей забирают богатые клубы, и тут ничего не поделаешь. И каждый год кажется, что вот теперь команде уже не подняться. Но появляются новые люди, иностранцы, чьих возможностей никто не знает, и показывают результат.
Николай Карполь во время игры может грубо накричать на своих подопечных. Считается, что игроков это только стимулирует
Провести какую-то работу с хорошими игроками и взять, что полагается, могут многие. А вот взять чуть-чуть выше и добиться того, что не так очевидно — это искусство больших тренеров. Это Николай Васильевич из года в год подтверждает.
— В чем секрет Николая Васильевича?
— Надо быть Карполем, чтобы рассказать все его секреты. Но, согласитесь, у него не самая обычная схема поведения и взаимоотношения с игроками. При этом она жизнеспособна и принимается большинством волейболисток «Уралочки». Сейчас у многих тренеров слишком «профессиональный» подход: пришли, отработали и ушли до следующей тренировки. Здесь же, как я понимаю, есть постоянный контакт и, главное, есть атмосфера взаимного доверия.
— Какие у вас были впечатления, когда вы в первый раз увидели, как Николай Васильевич общается с игроками во время матча?
«Уралочка-НТМК» стабильно остается в четверке лучших, несмотря на постоянные изменения в составе
— Я с детства смотрю за командами Карполя. Конечно, когда был простым молодым зрителем, где-то воспринимал его поведение эмоционально. Когда стал профессионалом, стал больше понимать. Карполь ведь не единственный тренер, который покрикивает на игроков. Таких специалистов было много и в советское время, и сейчас есть, хотя меньше. Но не у всех были результаты. Главное — что он умеет достучаться до игроков. Он же никогда в пустоту не выплескивает эмоции — всегда адресно. Это тонкая психология.
— Наверное, эти навыки и сыграли решающую роль в последнем матче против «Енисея» за бронзу. Эта игра стала самой долгой в сезоне «Уралочки» и длилась два часа 14 минут.
— Безусловно! По ходу игры тренер ведет себя по-разному. Где-то успокоит, где-то встряхнет. А тут великолепный симбиоз большого опыта и таланта. Естественно, при прочих равных психология выходит на первый план, тут преимущество на тренерской скамейке очень здорово может сказаться.
— Николаю Карполю удается вливаться в современные тренды волейбола?
— В прошлые годы кто-то мог сказать, что у Карполя особенные рычаги, так как он мог комплектовать игроков «Уралочки» за счет централизованной подготовки. Такая была система, направленная на национальную команду. Но при «рынке» так комплектоваться уже не получится. И тут Карполь многих удивил. Возможности централизованно собирать волейболисток нет, а результат есть.
Преемником знаменитого тренера может стать его внук — Михаил Карполь
— Насколько трудно руководству клуба будет найти равноценную замену Карполю среди молодых российских специалистов, если он когда-то захочет уйти на заслуженный отдых? Есть ли сейчас кризис кадров?
— Конечно, хотелось бы, чтобы ухода Николая Васильевича с поста главного тренера не было вообще. Но кризис кадров действительно есть, специалистов немного. Но вот обратите внимание, что лучшие из тех, кто трудится на рынке, — это те, кто был кандидатом на пост тренера сборной, Вадим Панков и Ришат Гилязутдинов. Оба ученики Карполя. Ну, и Николай Васильевич не один в тренерском штабе, кто-то перенимает его мастерство [в клубе тренером работает внук Николая Карполя — Михаил Карполь]. Думаю, что руководству не будет трудно с точки зрения поиска.
— Фамилий совсем немного…
— Сейчас команды часто работают без смены поколений. Деньги появились — создали клуб и пригласили первого, кого вспомнили. Так, спортсмен заканчивает карьеру игрока и тут же становится главным тренером. Думаю, это не самый верный путь. Лучше сначала поработать вторым тренером с большим мастером, поучиться его опыту. Кто-то назначает легионеров, а они приезжают не одни, привозят с собой штаб в два-три человека. Это опять закрытые двери перед молодыми специалистами…
— В Екатеринбурге хотят построить академию имени Николая Карполя, где будут готовить тренеров. В 2016 году под него была выделена земля, но до сих пор не удается найти финансирование. Бизнесу такие проекты не интересны?
Таким должно быть здание академии имени Карполя
Фото: mab-arch.ru
— Вообще, вся эта идея хороша. Если бы такая школа появилась, она бы количественно усилила позиции. А количество перешло бы в качество. Но эта идея не принесет сиюминутной прибыли, это долгий процесс, а бизнесу важна отдача. Например, через рекламу. Чтобы заинтересоваться таким проектом, предприниматель должен быть прошедшим через волейбол. Сейчас таких уже не хватает. Думаю, тут должна быть и часть государственной поддержки.
— Последние четыре года призерами суперлиги становились только четыре команды: «Уралочка—НТМК», «Енисей» «Динамо-Казань» и «Динамо-Москва». Причем москвичи три раза подряд — чемпионы. Для спорта плохо, что лидеры не меняются?
— Нездорово вообще то, что в суперлиге в последнее время всего десять команд. Естественно, при таком количестве вообще не может быть какой-то сильной ротации. Хотя могло бы быть побольше интриг и изменений внутри четверки. Но пока у нас все строго по бюджетным возможностям. Почти вся наша сборная раскомплектована по двум клубам за исключением нескольких персонажей. Хорошо, что они есть.
Вспомните времена, когда еще среди лидеров были «Заречье-Одинцово» и краснодарское «Динамо». Тогда не было четкого понимания, кто возьмет золото. Проблема чемпионата в том, что нет игроков высокого уровня в тех количествах, чтобы все клубы могли ими располагать. Но сейчас на юниорском уровне начались регулярные приятные победы, в младших возрастах, чего никогда не было. Будем надеяться на приток людей. Тем более ветераны никуда уходить не собираются.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
1 мая празднует 80-летний юбилей главный тренер «Уралочки-НТМК» Николай Карполь. Несколько подарков к празднику самому титулованному волейбольному тренеру уже сделали. 25 апреля президент России Владимир Путин наградил его медалью Героя Труда — сразу после того, как «Уралочка» завоевала бронзовые медали суперлиги. Вместе с «золотым голосом» российского волейбола, телекомментатором «Матч-ТВ» Владимиром Стецко «URA.RU» обсудило, за счет чего юбиляр Карполь до сих пор дает фору всем молодым конкурентам. — Владимир Олегович, можете рассказать, насколько вообще для волейбола уникальна награда, которую получил Николай Карполь от президента? — Честно говоря, я навскидку не вспомню аналогов, чтобы кто-то из тренеров был удостоен такой награды. Немаловажно, что медаль вручена действующему тренеру. Это хороший пример для всех начинающих специалистов — есть к чему стремиться. Отдельное восхищение, конечно, по поводу Николая Васильевича: он перед своим юбилеем находится в отличной тренерской форме и с тем составом, что имеет «Уралочка», добивается отличных результатов. — Что можете сказать об игре «Уралочки-НТМК» в этом сезоне? — Она была похожа на ту игру, что команда показывала в прошлых сезонах. «Уралочка» умеет добиваться максимально возможного успеха при не самой выделяющейся комплектации. Каждый год у Николая Васильевича большие потери в составе — людей забирают богатые клубы, и тут ничего не поделаешь. И каждый год кажется, что вот теперь команде уже не подняться. Но появляются новые люди, иностранцы, чьих возможностей никто не знает, и показывают результат. Провести какую-то работу с хорошими игроками и взять, что полагается, могут многие. А вот взять чуть-чуть выше и добиться того, что не так очевидно — это искусство больших тренеров. Это Николай Васильевич из года в год подтверждает. — В чем секрет Николая Васильевича? — Надо быть Карполем, чтобы рассказать все его секреты. Но, согласитесь, у него не самая обычная схема поведения и взаимоотношения с игроками. При этом она жизнеспособна и принимается большинством волейболисток «Уралочки». Сейчас у многих тренеров слишком «профессиональный» подход: пришли, отработали и ушли до следующей тренировки. Здесь же, как я понимаю, есть постоянный контакт и, главное, есть атмосфера взаимного доверия. — Какие у вас были впечатления, когда вы в первый раз увидели, как Николай Васильевич общается с игроками во время матча? — Я с детства смотрю за командами Карполя. Конечно, когда был простым молодым зрителем, где-то воспринимал его поведение эмоционально. Когда стал профессионалом, стал больше понимать. Карполь ведь не единственный тренер, который покрикивает на игроков. Таких специалистов было много и в советское время, и сейчас есть, хотя меньше. Но не у всех были результаты. Главное — что он умеет достучаться до игроков. Он же никогда в пустоту не выплескивает эмоции — всегда адресно. Это тонкая психология. — Наверное, эти навыки и сыграли решающую роль в последнем матче против «Енисея» за бронзу. Эта игра стала самой долгой в сезоне «Уралочки» и длилась два часа 14 минут. — Безусловно! По ходу игры тренер ведет себя по-разному. Где-то успокоит, где-то встряхнет. А тут великолепный симбиоз большого опыта и таланта. Естественно, при прочих равных психология выходит на первый план, тут преимущество на тренерской скамейке очень здорово может сказаться. — Николаю Карполю удается вливаться в современные тренды волейбола? — В прошлые годы кто-то мог сказать, что у Карполя особенные рычаги, так как он мог комплектовать игроков «Уралочки» за счет централизованной подготовки. Такая была система, направленная на национальную команду. Но при «рынке» так комплектоваться уже не получится. И тут Карполь многих удивил. Возможности централизованно собирать волейболисток нет, а результат есть. — Насколько трудно руководству клуба будет найти равноценную замену Карполю среди молодых российских специалистов, если он когда-то захочет уйти на заслуженный отдых? Есть ли сейчас кризис кадров? — Конечно, хотелось бы, чтобы ухода Николая Васильевича с поста главного тренера не было вообще. Но кризис кадров действительно есть, специалистов немного. Но вот обратите внимание, что лучшие из тех, кто трудится на рынке, — это те, кто был кандидатом на пост тренера сборной, Вадим Панков и Ришат Гилязутдинов. Оба ученики Карполя. Ну, и Николай Васильевич не один в тренерском штабе, кто-то перенимает его мастерство [в клубе тренером работает внук Николая Карполя — Михаил Карполь]. Думаю, что руководству не будет трудно с точки зрения поиска. — Фамилий совсем немного… — Сейчас команды часто работают без смены поколений. Деньги появились — создали клуб и пригласили первого, кого вспомнили. Так, спортсмен заканчивает карьеру игрока и тут же становится главным тренером. Думаю, это не самый верный путь. Лучше сначала поработать вторым тренером с большим мастером, поучиться его опыту. Кто-то назначает легионеров, а они приезжают не одни, привозят с собой штаб в два-три человека. Это опять закрытые двери перед молодыми специалистами… — В Екатеринбурге хотят построить академию имени Николая Карполя, где будут готовить тренеров. В 2016 году под него была выделена земля, но до сих пор не удается найти финансирование. Бизнесу такие проекты не интересны? — Вообще, вся эта идея хороша. Если бы такая школа появилась, она бы количественно усилила позиции. А количество перешло бы в качество. Но эта идея не принесет сиюминутной прибыли, это долгий процесс, а бизнесу важна отдача. Например, через рекламу. Чтобы заинтересоваться таким проектом, предприниматель должен быть прошедшим через волейбол. Сейчас таких уже не хватает. Думаю, тут должна быть и часть государственной поддержки. — Последние четыре года призерами суперлиги становились только четыре команды: «Уралочка—НТМК», «Енисей» «Динамо-Казань» и «Динамо-Москва». Причем москвичи три раза подряд — чемпионы. Для спорта плохо, что лидеры не меняются? — Нездорово вообще то, что в суперлиге в последнее время всего десять команд. Естественно, при таком количестве вообще не может быть какой-то сильной ротации. Хотя могло бы быть побольше интриг и изменений внутри четверки. Но пока у нас все строго по бюджетным возможностям. Почти вся наша сборная раскомплектована по двум клубам за исключением нескольких персонажей. Хорошо, что они есть. Вспомните времена, когда еще среди лидеров были «Заречье-Одинцово» и краснодарское «Динамо». Тогда не было четкого понимания, кто возьмет золото. Проблема чемпионата в том, что нет игроков высокого уровня в тех количествах, чтобы все клубы могли ими располагать. Но сейчас на юниорском уровне начались регулярные приятные победы, в младших возрастах, чего никогда не было. Будем надеяться на приток людей. Тем более ветераны никуда уходить не собираются.