В условиях дефицита кадров предприятия добывающей отрасли идут на все, чтобы сделать рабочие профессии по-настоящему модными. Лаборатории в техникумах получают самое продвинутое оборудование, студентам-целевикам оплачивают обучение в университетах, а выпускникам предлагают высокую зарплату. О том, как построить карьеру в добывающей отрасли, которая становится все более перспективной для молодежи, URA.RU рассказал директор по персоналу Североуральского бокситового рудника Константин Малахов.
— На СУБРе ощущается дефицит кадров?
— Да, кадровый дефицит становится острее. На сегодняшний день на СУБРе около 250 вакансий. В основном это проходчики (занимаются бурением горных проходок — прим. ред.). Специалистами мы укомплектованы, но многие из них люди возрастные, предпенсионного и пенсионного возраста. Замены им нет — молодые кадры в достаточном количестве на смену не приходят.
— С чем это связано?
— Во многом это связано с системными упущениями, пропала «мода» на обычные профессии. Молодежь не стремится делать выбор в пользу горнорудного дела. Даже выпускники горного университета сегодня не идут на предприятия, им ближе сфера торговли. Чтобы не допустить кадрового провала, необходимо формировать новую моду, заинтересовать ребят идти в добывающую отрасль. Одно предприятие с этим не справится, должен быть комплексный подход, в том числе и со стороны государства.
— Тем не менее, вы как формируете эту моду?
— Мы показываем, что шахтер на СУБРе — это не только профессия. Это социальная защита: в компании РУСАЛ действует жилищная программа, расширенное добровольное медицинское страхование, наши сотрудники могут лечиться в 70 лучших клиниках Свердловской области. Каждый может вырасти профессионально, получить высшее образование за счет компании, реализовать себя в профессиональных конкурсах или в волонтерском движении.
Например, Михаил Томищ — представитель горняцкой династии. По направлению от СУБРа закончил горный университет, проходил практику на шахте «Черемуховская», а после пришел туда работать. Начинал со стажера горного мастера, в 24 года стал начальником участка горно-капитальных и проходческих работ, через год по итогам «Трудовой вахты» признан «Лучшим начальником участка СУБРа».
Сегодня в его подчинении более 80 человек. Но важно понимать: у нас нет задачи всех превратить в шахтеров, мы хотим, чтобы человек сделал осознанный выбор. Ведь если кто-то случайный попадет в шахту, то он там не приживется.
— Мне кажется, формировать моду необходимо с самого детства — может быть, со школы… Вы работаете с этой категорией?
— Мы работаем даже с детскими садами. Начинаем с творческих конкурсов, через игры рассказываем, что такое СУБР. Второй год в детском саду №4 работает мультстудия, оборудование для которой приобрели на средства РУСАЛа. Один из мультфильмов дети посвятили горнякам, а презентовали его на мероприятии-викторине, куда пригласили представителей предприятия. Дети отвечали на вопросы о свойствах руды, истории ее открытия в наших местах, мастерили наряд для алюминиевого бала.
Для школьников на СУБРе много лет реализуется программа профориентации. Мы водим ребят на предприятие и в музей СУБРа, рассказываем о работе и востребованных профессиях, меняем форматы подачи информации, привлекаем новые технологии.
— Следующее звено, с которым тоже важно работать, — это студенты техникумов…
— СУБР много лет сотрудничает с Североуральским политехникумом. Ребята проходят у нас практику, после приходят работать. Мы выстраиваем прямой диалог со студентами. Начальники шахт, руководители подразделений приходят на встречи, присутствуют на защите дипломов. Некоторым студентам предложения о трудоустройстве поступают сразу.
Выпускника этого года Михаила Степанова уже ждут на шахте «Ново-Кальинская». Краснодипломница Ольга Кузовлева будет работать в комбинате питания СУБРа. Будущий ремонтник горного оборудования Максим Марков проходит практику на шахте «Кальинская», уже имеет квалификацию электрослесаря второго разряда, после защиты его ждут на работу.
Год назад по инициативе РУСАЛа Североуральский политехникум стал участником федерального проекта «Профессионалитет» и вошел в объединенный металлургический кластер. Программа кардинально поменяла подход к профессиональному образованию: обучение ведется по сокращенной программе, оно ориентировано на практику с непосредственным участием работодателя. Под запросы СУБРа лицензированы новые образовательные программы: «Маркшейдерское дело», «Подземная разработка рудных месторождений». Отличники и активисты могут стать именными стипендиатами РУСАЛа.
Чтобы учиться стало интереснее, РУСАЛ вложил более 36 млн рублей в модернизацию техникума. Были открыты четыре новые мастерские и лаборатории, приобретены современные станки.
И эти вложения уже окупились. 30 студентов (всего в рамках «Профессионалитета» было набрано 75 студентов — прим. ред.) подписали целевые договоры с РУСАЛом и после получения диплома придут работать на шахты СУБРа. В следующем учебном году политехникум планирует набрать еще 75 студентов по программе «Профессионалитета».
— Вы сказали, что выпускники горного университета часто идут работать не по профессии, в частности, многие выбирают торговлю. Возможно потому, что они не хотят возвращаться в моногород из-за того, что тут нет того уровня жизни, что в Екатеринбурге?
— РУСАЛ системно занимается повышением качества жизни в городах ответственности. Позиция компании такова: все, что есть в областном центре, должно быть доступно и жителям малых городов. Если говорить о Североуральске, то объем инвестиций РУСАЛа в социальные объекты города за последние три года составил более 50 млн рублей.
Ключевым проектом, реализация которого началась в 2021 году, был капитальный ремонт Дома культуры «Горняк» в поселке Калья. Также был реконструирован спорткомплекс для занятий хоккеем «Меридиан». Еще одним важным объектом социальной инфраструктуры станет Центр спортивных единоборств. РУСАЛ поддерживает здравоохранение и образование города. При этом проблемы на территории, конечно, остаются, но решать их необходимо шаг за шагом, в тандеме с городскими властями.
— Раскроете средние зарплаты на предприятии?
— Средняя зарплата на СУБРе составляет 72,5 тысячи рублей. За последние два года зарплата повышалась 4 раза. Самые высокооплачиваемые — проходчики. Заработная плата у них сдельная: чем больше руды добудут, тем выше доход. В некоторых бригадах зарплата достигает 200 тысяч рублей. Профессию проходчика можно получить прямо на предприятии.
— Есть ли какие-то планы по развитию предприятия, в рамках которых вы будете массово искать новые кадры?
— На предприятии развитие не останавливается ни на минуту. Строятся новые горизонты, закупается новая самоходная техника — все это дает большие кадровые перспективы.
В РУСАЛе существует кадровый резерв, который доступен всей компании. Если у нас есть готовый кандидат на определенную должность на СУБРе, то он может получить предложение из любой точки присутствия компании.
Для тех, кто хочет развиваться, на предприятии формируется индивидуальный план развития. Чтобы занять ту или иную должность, важно не просто этого хотеть, но и соответствовать требованиям, заниматься личностным ростом, и сегодня все возможности для этого у нас есть. Мы ждем амбициозных молодых людей, готовых работать и развиваться.
Реклама. Заказчик: АО «РУСАЛ».
Erid: Kra23w914
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!