Новый протест на Урале в деталях копирует конфликт из-за строительства храма Святой Екатерины в центре Екатеринбурга. Он разворачивается во втором по размерам городе региона — Нижнем Тагиле. Шесть лет назад рабочие местного завода обещали приехать в Москву и разобраться с митингующими, а сейчас жители сами участвуют в несанкционированных мероприятиях. Как и в екатеринбургской истории, власти и силовики оказались не готовы к массовым акциям.
Черноисточинск расположен в пригороде Нижнего Тагила, рядом с поселком — пруд, снабжающий питьевой водой тагильчан. В октябре в водоеме стала гибнуть рыба, а вода окрасилась в желто-зеленый цвет. Глава областного минприроды Алексей Кузнецов объяснил этот «феномен» ростом сине-зеленых водорослей, появление которых мог спровоцировать резкий скачок температуры. Местные же уверены: дело в шламонакопителе ООО «Водоканал-НТ», труба из которого ведет к водоему. 4 ноября жителей пригласили собраться у на берегу пруда.
Много лет в пруд попадали стоки из шламонакопителя «Водоканала» Нижнего Тагила
Фото: соцсети
Рамиль Хакимов, который собирал тагильчан, утверждает, что выполнил все условия подготовки мероприятия: «Мы известили, что будем проводить… непонятно даже, как его назвать, флешмоб это, получается», — говорит он.
Глава администрации Горноуральского городского округа Дмитрий Летников уверен: согласование не было получено. «1 ноября к нам пришел общественник Хакимов, оставил в приемной бумагу и убежал, — рассказал „URA.RU“ Летников. — Наши специалисты посмотрели — нет ответственных за медицину и взаимодействие с полицией и нарушены сроки: первого числа приносит уведомление — четвертого мероприятие. Стали звонить ему на указанный телефон — не отвечает. Я говорю: „Раз нарушения — мероприятие не согласовываем“, о чем тут же были оповещены полиция и ФСБ. Если бы он пришел заранее, объяснил по здравому, чего хочет! Мы никому ничего не запрещаем!»
Акцию у водохранилища наметили на День народного единства. «Мы назвали акцию «День единства с прудом», это потом уже придумали «обнимашки», — рассказал «URA.RU» эколог-общественник Рамиль Хакимов.
— Власть, к сожалению, не услышала людей, когда обнимали пруд, и потом Екатеринбург на всю страну прогремел, когда был сквер», — говорит он.
Приглашения на митинг тагильчане рассылали друг другу в соцсетях, записывали видеообращения. Как и в Екатеринбурге, силы координировали в паблике во «ВКонтакте» — он называется «Тагил за перемены». По мнению администратора паблика Павла Хорошилова, ставка на копирование екатеринбургских «обнимашек пруда» сработала — правда, в столице Урала пруд обнимали полторы тысячи человек, а в Черноисточинке на берег вышли, по разным оценкам, от 50 до 100 человек.
«Обнимашки» Черноисточинского пруда
Фото: Рамиль Хакимов
«Сотрудники полиции находились на месте и предупредили участников о недопустимости нарушений общественного порядка. Но их и не было — люди просто обняли этот пруд, и все разошлись. Не было ни плакатов, ни призывов, ни лозунгов», — заявили «URA.RU» в пресс-службе УВД Нижнего Тагила. Пресс-секретарь свердловского ГУ МВД Валерий Горелых подчеркнул, что жители Нижнего Тагила вышли на «акцию, которая в очередной раз позволила обратить внимание на злободневную проблему, связанную с качеством питьевой воды», и она прошла без провокаций.
По сообщению участников флешмоба, полицейские действительно были весьма лояльны к ним — никто не был задержан, ни на кого не составлялись протоколы. Некоторые силовики были солидарны с земляками, утверждают очевидцы. «У меня кум на этот водоем раньше ездил рыбачить, а теперь во что его превратили? Это же ужас!» — сказал «URA.RU» один из тагильских полицейских.
Акция стала первым несанкционированным общественным мероприятием после утверждения в должности нового начальника ГУ МВД по Свердловской области, генерал-майора Александра Мешкова.
На «обнимашках» силовики не препятствовали проходу участников и не задержали ни одного активиста. Свердловская полиция всегда спокойно относилась к протестующим — даже к участникам несанкционированных акций (до событий в сквере в Екатеринбурге не знали, что такое «винтить» протестующих), показывают данные Судебного департамента Верховного суда РФ. В статье 20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в 2004 году Урал был на 8 месте по числу приговоров: осуждены 85 человек (рейтинг возглавляет Москва, 163 приговора). Регион поднимался на 6 позицию лишь один раз — в 2005 году. А после 2010 года (177 дел) не входил в ТОП-10 регионов по числу дел против митингующих.
Руководитель юридической службы паблика «Апология протеста» Алексей Глухов подтверждает рост числа дел: в 2017—2018 годах в России по статье 20.2 КоАП (именно ее обычно вменяют задержанным на массовых акциях) были привлечены в среднем 3,5 тысячи человек за год. А за первое полугодие 2019 года — уже около 1,4 тысячи. «В эту цифру не вошли московские протесты и даже не до конца учтены протесты в сквере Екатеринбурга, так что 2019 год будет лидером по числу привлеченных», — говорит Глухов.
Защитников Черноисточинского пруда ждут в Екатеринбурге: вице-губернатор по внутренней политике Сергей Бидонько намерен встретиться с инициативной группой и экспертами для обсуждения дальнейших действий.
По мнению директора Центра общественных коммуникаций Андрея Шуклина, нежелание властей и силовиков пресекать несанкционированные акции является проявлением слабости, говорит о короткой памяти свердловских полицейских, очень быстро забывших события в сквере. «Любые действия на расширение границ нормы начинаются с безобидных акций типа этих „обнимашек“, но ведут к раскачиванию ситуации — все по методичке „От диктатуры к демократии“ автора цветных революций Джина Шарпа, — говорит политолог. — Идет прощупывание твердости позиций властей, постепенно растет градус действий протестующих — так развивались события в Киеве, а Тагил сейчас повторяет сценарий Екатеринбурга».
Силовые акции, напротив, накачивают противостояние энергией, привлекают внимание СМИ, блогеров. Люди, которых задерживают, становятся героями, оппонирует ему старший научный сотрудник института философии и права УрО РАН, политолог Александр Белоусов.
«Мнение, что по закону можно начать всех задерживать, и это решит проблему с протестом, устарело. Пример — жесткие разгоны в Москве, которые привели к росту популярности выборов в Мосгордуму».
Митинги в защиту водоема проходят несмотря на то, что власти уже официально озвучили планы по его восстановлению в 2021 году. «Когда мы с министерством природы сели решать, кто же будет делать проект [очистки пруда], то увидели, что еще при [прежнем главе города] Сергее Носове деньги на это были доведены до нашего муниципалитета. В 2018 году мы отыграли конкурс и сделали проект по реабилитации Черноисточинского водохранилища. Он передан в минприроды Свердловской области, которое подготовило и передало в Москву заявку на участие в федеральной программе „Чистая вода“», — рассказал «URA.RU» мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Новый протест на Урале в деталях копирует конфликт из-за строительства храма Святой Екатерины в центре Екатеринбурга. Он разворачивается во втором по размерам городе региона — Нижнем Тагиле. Шесть лет назад рабочие местного завода обещали приехать в Москву и разобраться с митингующими, а сейчас жители сами участвуют в несанкционированных мероприятиях. Как и в екатеринбургской истории, власти и силовики оказались не готовы к массовым акциям. Черноисточинск расположен в пригороде Нижнего Тагила, рядом с поселком — пруд, снабжающий питьевой водой тагильчан. В октябре в водоеме стала гибнуть рыба, а вода окрасилась в желто-зеленый цвет. Глава областного минприроды Алексей Кузнецов объяснил этот «феномен» ростом сине-зеленых водорослей, появление которых мог спровоцировать резкий скачок температуры. Местные же уверены: дело в шламонакопителе ООО «Водоканал-НТ», труба из которого ведет к водоему. 4 ноября жителей пригласили собраться у на берегу пруда. Рамиль Хакимов, который собирал тагильчан, утверждает, что выполнил все условия подготовки мероприятия: «Мы известили, что будем проводить… непонятно даже, как его назвать, флешмоб это, получается», — говорит он. Глава администрации Горноуральского городского округа Дмитрий Летников уверен: согласование не было получено. «1 ноября к нам пришел общественник Хакимов, оставил в приемной бумагу и убежал, — рассказал „URA.RU“ Летников. — Наши специалисты посмотрели — нет ответственных за медицину и взаимодействие с полицией и нарушены сроки: первого числа приносит уведомление — четвертого мероприятие. Стали звонить ему на указанный телефон — не отвечает. Я говорю: „Раз нарушения — мероприятие не согласовываем“, о чем тут же были оповещены полиция и ФСБ. Если бы он пришел заранее, объяснил по здравому, чего хочет! Мы никому ничего не запрещаем!» Акцию у водохранилища наметили на День народного единства. «Мы назвали акцию «День единства с прудом», это потом уже придумали «обнимашки», — рассказал «URA.RU» эколог-общественник Рамиль Хакимов. — Власть, к сожалению, не услышала людей, когда обнимали пруд, и потом Екатеринбург на всю страну прогремел, когда был сквер», — говорит он. Приглашения на митинг тагильчане рассылали друг другу в соцсетях, записывали видеообращения. Как и в Екатеринбурге, силы координировали в паблике во «ВКонтакте» — он называется «Тагил за перемены». По мнению администратора паблика Павла Хорошилова, ставка на копирование екатеринбургских «обнимашек пруда» сработала — правда, в столице Урала пруд обнимали полторы тысячи человек, а в Черноисточинке на берег вышли, по разным оценкам, от 50 до 100 человек. «Сотрудники полиции находились на месте и предупредили участников о недопустимости нарушений общественного порядка. Но их и не было — люди просто обняли этот пруд, и все разошлись. Не было ни плакатов, ни призывов, ни лозунгов», — заявили «URA.RU» в пресс-службе УВД Нижнего Тагила. Пресс-секретарь свердловского ГУ МВД Валерий Горелых подчеркнул, что жители Нижнего Тагила вышли на «акцию, которая в очередной раз позволила обратить внимание на злободневную проблему, связанную с качеством питьевой воды», и она прошла без провокаций. По сообщению участников флешмоба, полицейские действительно были весьма лояльны к ним — никто не был задержан, ни на кого не составлялись протоколы. Некоторые силовики были солидарны с земляками, утверждают очевидцы. «У меня кум на этот водоем раньше ездил рыбачить, а теперь во что его превратили? Это же ужас!» — сказал «URA.RU» один из тагильских полицейских. Акция стала первым несанкционированным общественным мероприятием после утверждения в должности нового начальника ГУ МВД по Свердловской области, генерал-майора Александра Мешкова. На «обнимашках» силовики не препятствовали проходу участников и не задержали ни одного активиста. Свердловская полиция всегда спокойно относилась к протестующим — даже к участникам несанкционированных акций (до событий в сквере в Екатеринбурге не знали, что такое «винтить» протестующих), показывают данные Судебного департамента Верховного суда РФ. В статье 20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в 2004 году Урал был на 8 месте по числу приговоров: осуждены 85 человек (рейтинг возглавляет Москва, 163 приговора). Регион поднимался на 6 позицию лишь один раз — в 2005 году. А после 2010 года (177 дел) не входил в ТОП-10 регионов по числу дел против митингующих. Руководитель юридической службы паблика «Апология протеста» Алексей Глухов подтверждает рост числа дел: в 2017—2018 годах в России по статье 20.2 КоАП (именно ее обычно вменяют задержанным на массовых акциях) были привлечены в среднем 3,5 тысячи человек за год. А за первое полугодие 2019 года — уже около 1,4 тысячи. «В эту цифру не вошли московские протесты и даже не до конца учтены протесты в сквере Екатеринбурга, так что 2019 год будет лидером по числу привлеченных», — говорит Глухов. Защитников Черноисточинского пруда ждут в Екатеринбурге: вице-губернатор по внутренней политике Сергей Бидонько намерен встретиться с инициативной группой и экспертами для обсуждения дальнейших действий. По мнению директора Центра общественных коммуникаций Андрея Шуклина, нежелание властей и силовиков пресекать несанкционированные акции является проявлением слабости, говорит о короткой памяти свердловских полицейских, очень быстро забывших события в сквере. «Любые действия на расширение границ нормы начинаются с безобидных акций типа этих „обнимашек“, но ведут к раскачиванию ситуации — все по методичке „От диктатуры к демократии“ автора цветных революций Джина Шарпа, — говорит политолог. — Идет прощупывание твердости позиций властей, постепенно растет градус действий протестующих — так развивались события в Киеве, а Тагил сейчас повторяет сценарий Екатеринбурга». Силовые акции, напротив, накачивают противостояние энергией, привлекают внимание СМИ, блогеров. Люди, которых задерживают, становятся героями, оппонирует ему старший научный сотрудник института философии и права УрО РАН, политолог Александр Белоусов. «Мнение, что по закону можно начать всех задерживать, и это решит проблему с протестом, устарело. Пример — жесткие разгоны в Москве, которые привели к росту популярности выборов в Мосгордуму». Митинги в защиту водоема проходят несмотря на то, что власти уже официально озвучили планы по его восстановлению в 2021 году. «Когда мы с министерством природы сели решать, кто же будет делать проект [очистки пруда], то увидели, что еще при [прежнем главе города] Сергее Носове деньги на это были доведены до нашего муниципалитета. В 2018 году мы отыграли конкурс и сделали проект по реабилитации Черноисточинского водохранилища. Он передан в минприроды Свердловской области, которое подготовило и передало в Москву заявку на участие в федеральной программе „Чистая вода“», — рассказал «URA.RU» мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев.