Новое федеральное законодательство снижает доходы региональных бюджетов. Челябинская область не стала исключением. Это стало ясно на заседании правительства региона, состоявшемся 28 ноября. Губернатор Борис Дубровский, несмотря на не самые лучшие прогнозы и грядущий дефицит в казне, был спокоен. Два важных документа, принятые областным кабинетом министров, уже давно обсудили во всех кабинетах. С потерями смирились, на улучшение ситуации в экономике особо не надеялись. На рассмотрение правительства вынесли социально-экономический прогноз и бюджет на ближайшие три года.
По сложившейся традиции минэкономразвития региона представляет прогноз в двух вариантах: консервативном (раньше его называли «пессимистическим») и базовом, с осторожной надеждой на лучшее, то есть на стабилизацию. Апеллируя к цифрам, министр экономического развития региона Сергей Смольников уточнял, какой прогноз имеет в виду — базовый или консервативный.
Консервативный сценарий, от которого традиционного «играют» областные власти со времен губернатора Петра Сумина, предусматривает «сохранение инерционных трендов». Обтекаемая формулировка подразумевает целый букет неприятных показателей.
«Спад продолжится в 2017 году, но приобретет значительно меньшие масштабы (сократится на 2,5-4,8 процентов в сопоставимых ценах)», — рассказывал Смольников губернатору. Следует учитывать, что отсчет ведется от года текущего, по итогам которого спад обещает превысить 12%, а Южный Урал — сдвинуться с 17-го на 20-е место в РФ по объему инвестиций в основной капитал. По базовому варианту экономика в 2017 году останется на прежнем уровне, в 2018 году рост составит 0,8 процента, в 2019 году — 2,8.
В строительстве, торговле и промышленности спад будет продолжаться и в 2017-м (на 2,6 процента), и даже в 2018 году (0,9 процента). И лишь через два года — не исключено! — валовый внутренний продукт в регионе «отыграет» в ноль. Если в прошлом и текущем году областную казну за счет падающего рубля вытягивали поступления от металлургов, формируя разительно расходящийся с соседями тренд, то сейчас этот фактор ситуацию не спасает.
«Падение национальной валюты прекратилось, а вот экспорт, 83 процента которого составляют черные и цветные металлы, снизится на 13 процентов. Из-за продолжения действия санкций со стороны США и ЕС в году», — докладывал министр. Впервые на Южном Урале «оцифровали» потери, полученные в ходе санкционной войны России и Запада. В 2017 году по оптимистичному прогнозу экспорт отыграет пару процентов. Но это только если санкции отменят хотя бы частично.
Единственной значимой точкой роста по-прежнему остается возглавляемый министром Сергеем Сушковым агропромышленный комплекс — прирост производства на 6,4 процента в 2017-м и до 3,5 процента в 2018—2019 годах представляется вполне реальным. К сожалению, доля сельского хозяйства в ВРП не дотягивает до 7 процентов.
«Уже третий год подряд фиксируется снижение реальных доходов населения. В 2014 году — на 1,2 процента, в 2015 году — на 7, в 2016 году ожидаем снижение почти на 5%, — говорил Смольников. — А с 2017 года прогнозируется рост. В 2017 году — на 0,9 процента, в 2018 году — на 2,4, в 2019 году — на 3,7. Но это по базовому варианту прогноза».
«В целом, начиная с 2017 года, экономика начнет выходить на траекторию роста, — оптимистично закончил доклад Сергей Смольников. — И перед нами стоит основная задача — добиться роста благосостояния людей. Способность властей выполнить взятые на себя обязательства станет фактором усиления предсказуемости и ослабления негативных ожиданий бизнеса». Такой бодрый вывод означал, что министр скорее верит в базовый прогноз, а не в консервативный. Документ утвердили.
Министр финансов Андрей Пшеницын особых иллюзий на тему возможного финансового благополучия региона не питал, когда представлял губернатору проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов. Дефицит в 2017 году составит 10 млрд рублей, что выше, чем в предыдущие «кризисные» годы. Причем если в 2016 году дефицит по сравнению с 2015 годом удалось снизить, то теперь этот показатель вырос и составил 10 процентов от собственных доходов региона. Покрывать дефицит будут займами.
Доходы бюджета запланированы в объеме 121,26 млрд рублей — на 10,7 процентов больше, чем в нынешнем году. Одну пятую часть составят поступления из федерального центра. Собственные доходы должны превысить 100 млрд рублей — 80 процентов всей казны региона. Это хоть и выше, на 9,2 процента, чем в 2016 году, но ожидалось, что область заработает больше. Что этому помешало?
«Изменилось федеральное законодательство. С 2017 года с регионального на федеральный уровень передается один процент налога на прибыль организаций, — докладывал министр Андрей Пшеницын. — По уточненным расчетам, сумма выпадающих доходов областного бюджета составляет 1,6 млрд рублей».
Кроме того, по словам министра, следует учитывать решение, принятое на федеральном уровне об уменьшении нормативов распределения в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты. А именно из этих сумм формируются дорожные фонды. В будущем году норматив снизится с 88 процентов, до 61,7 процента. Дорожный фонд Челябинской области теряет 2,5 млрд рублей. Еще 5 млрд рублей надо вернуть предприятиям в виде возврата налога на прибыль. Это касается металлургической отрасли региона, заработавшей меньше, чем планировали. Отметим, что год назад губернатор Борис Дубровский допустил, что показатели металлургов в 2016 году несколько упадут.
Главный финансовый документ будущего года уже несколько месяцев обсуждали во всех кабинетах, руководители ведомств еще в сентябре защищали свои статьи. Особенно старались представители «социалки». «Просили много, дали меньше, но больше, чем в этом году. Губернатор все же не стал сокращать наши статьи. Да и другим особо не урезали», — рассказывал «URA.Ru» один из министров социального блока.
В расходы бюджета на будущий год заложено131,26 млрд рублей, на 11 процентов больше, чем закладывали на 2016 год. Социальная составляющая — 75 процентов, 97,74 млрд рублей. Будет больше потрачено средств на здравоохранение, образование, культуру и спорт. На экономические расходы заложили 16,18 млрд руб. Это на дороги, сельское хозяйство и ЖКХ. На 2016 год для этих нужд закладывали 14,9 млрд рублей.
Послабление получат муниципалитеты. Территориям передадут половину отчислений налога, взимаемого по упрощенной системе, и 100 процентов госпошлины за услуги МФЦ. Это увеличит доходы городов и районов на 3 млрд рублей. Почти 66 млрд рублей муниципалитеты получат в виде трансфертов.
«10 процентов дефицита бюджета — это максимально возможный показатель для нашего региона, — уточнил Андрей Пшеницын, сославшись на специальное соглашение Челябинской области с Минфином России. — По федеральному законодательству формирование дефицита допустимо в пределах 15 процентов».
Отметим, что обычно заседания правительства проходят среди недели. Борис Дубровский созвал кабинет министров утром в понедельник. Время уже поджимало — к 1 декабря бюджет должны передать в Заксобрание, после слушаний и обсуждений в комитетах, вынести его на сессию. Да и прогноз следовало «запубличить», чтобы общественность знала, чего ждать в ближайшие три года.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Новое федеральное законодательство снижает доходы региональных бюджетов. Челябинская область не стала исключением. Это стало ясно на заседании правительства региона, состоявшемся 28 ноября. Губернатор Борис Дубровский, несмотря на не самые лучшие прогнозы и грядущий дефицит в казне, был спокоен. Два важных документа, принятые областным кабинетом министров, уже давно обсудили во всех кабинетах. С потерями смирились, на улучшение ситуации в экономике особо не надеялись. На рассмотрение правительства вынесли социально-экономический прогноз и бюджет на ближайшие три года. По сложившейся традиции минэкономразвития региона представляет прогноз в двух вариантах: консервативном (раньше его называли «пессимистическим») и базовом, с осторожной надеждой на лучшее, то есть на стабилизацию. Апеллируя к цифрам, министр экономического развития региона Сергей Смольников уточнял, какой прогноз имеет в виду — базовый или консервативный. Консервативный сценарий, от которого традиционного «играют» областные власти со времен губернатора Петра Сумина, предусматривает «сохранение инерционных трендов». Обтекаемая формулировка подразумевает целый букет неприятных показателей. «Спад продолжится в 2017 году, но приобретет значительно меньшие масштабы (сократится на 2,5-4,8 процентов в сопоставимых ценах)», — рассказывал Смольников губернатору. Следует учитывать, что отсчет ведется от года текущего, по итогам которого спад обещает превысить 12%, а Южный Урал — сдвинуться с 17-го на 20-е место в РФ по объему инвестиций в основной капитал. По базовому варианту экономика в 2017 году останется на прежнем уровне, в 2018 году рост составит 0,8 процента, в 2019 году — 2,8. В строительстве, торговле и промышленности спад будет продолжаться и в 2017-м (на 2,6 процента), и даже в 2018 году (0,9 процента). И лишь через два года — не исключено! — валовый внутренний продукт в регионе «отыграет» в ноль. Если в прошлом и текущем году областную казну за счет падающего рубля вытягивали поступления от металлургов, формируя разительно расходящийся с соседями тренд, то сейчас этот фактор ситуацию не спасает. «Падение национальной валюты прекратилось, а вот экспорт, 83 процента которого составляют черные и цветные металлы, снизится на 13 процентов. Из-за продолжения действия санкций со стороны США и ЕС в году», — докладывал министр. Впервые на Южном Урале «оцифровали» потери, полученные в ходе санкционной войны России и Запада. В 2017 году по оптимистичному прогнозу экспорт отыграет пару процентов. Но это только если санкции отменят хотя бы частично. Единственной значимой точкой роста по-прежнему остается возглавляемый министром Сергеем Сушковым агропромышленный комплекс — прирост производства на 6,4 процента в 2017-м и до 3,5 процента в 2018—2019 годах представляется вполне реальным. К сожалению, доля сельского хозяйства в ВРП не дотягивает до 7 процентов. «Уже третий год подряд фиксируется снижение реальных доходов населения. В 2014 году — на 1,2 процента, в 2015 году — на 7, в 2016 году ожидаем снижение почти на 5%, — говорил Смольников. — А с 2017 года прогнозируется рост. В 2017 году — на 0,9 процента, в 2018 году — на 2,4, в 2019 году — на 3,7. Но это по базовому варианту прогноза». «В целом, начиная с 2017 года, экономика начнет выходить на траекторию роста, — оптимистично закончил доклад Сергей Смольников. — И перед нами стоит основная задача — добиться роста благосостояния людей. Способность властей выполнить взятые на себя обязательства станет фактором усиления предсказуемости и ослабления негативных ожиданий бизнеса». Такой бодрый вывод означал, что министр скорее верит в базовый прогноз, а не в консервативный. Документ утвердили. Министр финансов Андрей Пшеницын особых иллюзий на тему возможного финансового благополучия региона не питал, когда представлял губернатору проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов. Дефицит в 2017 году составит 10 млрд рублей, что выше, чем в предыдущие «кризисные» годы. Причем если в 2016 году дефицит по сравнению с 2015 годом удалось снизить, то теперь этот показатель вырос и составил 10 процентов от собственных доходов региона. Покрывать дефицит будут займами. Доходы бюджета запланированы в объеме 121,26 млрд рублей — на 10,7 процентов больше, чем в нынешнем году. Одну пятую часть составят поступления из федерального центра. Собственные доходы должны превысить 100 млрд рублей — 80 процентов всей казны региона. Это хоть и выше, на 9,2 процента, чем в 2016 году, но ожидалось, что область заработает больше. Что этому помешало? «Изменилось федеральное законодательство. С 2017 года с регионального на федеральный уровень передается один процент налога на прибыль организаций, — докладывал министр Андрей Пшеницын. — По уточненным расчетам, сумма выпадающих доходов областного бюджета составляет 1,6 млрд рублей». Кроме того, по словам министра, следует учитывать решение, принятое на федеральном уровне об уменьшении нормативов распределения в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты. А именно из этих сумм формируются дорожные фонды. В будущем году норматив снизится с 88 процентов, до 61,7 процента. Дорожный фонд Челябинской области теряет 2,5 млрд рублей. Еще 5 млрд рублей надо вернуть предприятиям в виде возврата налога на прибыль. Это касается металлургической отрасли региона, заработавшей меньше, чем планировали. Отметим, что год назад губернатор Борис Дубровский допустил, что показатели металлургов в 2016 году несколько упадут. Главный финансовый документ будущего года уже несколько месяцев обсуждали во всех кабинетах, руководители ведомств еще в сентябре защищали свои статьи. Особенно старались представители «социалки». «Просили много, дали меньше, но больше, чем в этом году. Губернатор все же не стал сокращать наши статьи. Да и другим особо не урезали», — рассказывал «URA.Ru» один из министров социального блока. В расходы бюджета на будущий год заложено 131,26 млрд рублей, на 11 процентов больше, чем закладывали на 2016 год. Социальная составляющая — 75 процентов, 97,74 млрд рублей. Будет больше потрачено средств на здравоохранение, образование, культуру и спорт. На экономические расходы заложили 16,18 млрд руб. Это на дороги, сельское хозяйство и ЖКХ. На 2016 год для этих нужд закладывали 14,9 млрд рублей. Послабление получат муниципалитеты. Территориям передадут половину отчислений налога, взимаемого по упрощенной системе, и 100 процентов госпошлины за услуги МФЦ. Это увеличит доходы городов и районов на 3 млрд рублей. Почти 66 млрд рублей муниципалитеты получат в виде трансфертов. «10 процентов дефицита бюджета — это максимально возможный показатель для нашего региона, — уточнил Андрей Пшеницын, сославшись на специальное соглашение Челябинской области с Минфином России. — По федеральному законодательству формирование дефицита допустимо в пределах 15 процентов». Отметим, что обычно заседания правительства проходят среди недели. Борис Дубровский созвал кабинет министров утром в понедельник. Время уже поджимало — к 1 декабря бюджет должны передать в Заксобрание, после слушаний и обсуждений в комитетах, вынести его на сессию. Да и прогноз следовало «запубличить», чтобы общественность знала, чего ждать в ближайшие три года.