Областная прокуратура требует отставки двух вице-мэров, арбитражный суд отменяет постановления главы города, десятки жителей выходят на улицы, чтобы сказать администрации: «Нет!», рост безработицы самый колоссальный на Урале, гордума единым фронтом ставит крест на планах чиновников, предприятия отказываются идти на праздник вместе с властями. По отдельности эти истории есть, наверно, во многих городах, но только в одном городе УрФО они все вместе и возникли за последние 100 дней. Это именно та территория, из-за которой спорили губернатор Россель и депутат Госдумы Баринов – город Ирбит. С каждым днем «градус тревожности» здесь только растет. Корреспондент «URA.Ru» отправился на восток области, чтобы посмотреть, что происходит в городе.
Ехать в Ирбит интересно – сейчас это самая горячая политическая точка в Свердловской области. В Нижнем Тагиле – экономический кризис и столкновение двух команд, в Сысерти – попытка захвата власти через давление силовиков, вмешательство чиновников полпредства и судов. В Ирбите все иначе: здесь новый мэр зараз отменяет десятки постановлений прежнего, здесь городская дума отказывается одобрять инициативы городской администрации. Во вторник здесь прошел митинг: мамы с детьми вышли на улицу, чтобы напомнить мэру его собственные обещания трехмесячной давности. Такое чувство, что еще два-три месяца и Ирбит станет первым городом, где мэр будет отправлен в отставку. Кто же откажется посмотреть на это своими глазами?
«У нас было состояние шока, потом разочарования»
Правда, при въезде в глаза бросается не конфликт мэра и горожан, а мерзкие дороги. «В этом году у нас впервые весной не было ямочного ремонта, - рассказывают мне провожатые. Люди явно известные – каждая вторая встречная машина нам сигналит, горожане радостно машут руками. – Раньше никогда ремонты не пропускали, сейчас пропустили – дороги посыпались». И тут же доказательство этих слов – на дороге три ДПСника стоят у свежего провала: из глубокой ямы торчит ветка тополя: так решили оградить провал от автомобилистов.
Первая встреча – с председателем гордумы Андреем Демаковым. Он объясняет, почему депутаты пошли на конфликт с администрацией. «Ирбит – город, чья экономика зависит от малого и среднего бизнеса. У нас есть заводы (стекольный, мотоциклетный, химико-фармацевтический), но они в тяжелом положении, - говорит Демаков. – Чтобы их поднять, нужны колоссальные инвестиции, которых в муниципалитете нет, и даже областным ресурсом привлечь их не удалось. Поэтому прежняя администрация сделала ставку на малый и средний бизнес. За счет этих предприятий мы выжили. Большинство жителей города работает в этой сфере, и нам есть чем гордиться».
С торца этой самой «Хозяюшки» нынешний вице-мэр Юдин торговал водкой, копил первоначальный капитал. Теперь он требует от директора уйти – ничего личного, просто вице-мэр человек команды
Экономика Ирбита понятна: когда встали заводы и начала развиваться торговля, деньги остались в городе: заводчанин на 100 рублей покупал продуктов, директор магазина делила наценку между своими продавцами, а остальное отдавала поставщику, также ирбитчанину, тот платил зарплату своим работникам, а те снова шли в магазин. «Целью мэрии было создать самые удобные условия для работы предприятий, - вспоминает прежние задачи Андрей Демаков. – А новый мэр предложил повысить арендные ставки, поставил бизнес за грань выживания. Мы отказали раз, второй. Теперь ждем, что в августе он снова попробует провести повышение ставок».
Мой собеседник – политик и рисует картину, сложившуюся в городе, осторожно. Из-за отказа контактировать с областными властями новая администрация оказалась вне всех социальных программ региона, сейчас копит долги перед поставщиками газа. «У нас сначала было состояние шока, потом разочарования, а сейчас уже и безвыходности, - объясняет глава думы. – За последние месяцы число безработных выросло с 3-4% до 7,34%. На днях премьер Кокшаров отчитывал администрацию за это».
«Докопаться можно и до столба»
Едем к директору одного из крупнейших городских ООО Ларисе Адаевой, возглавляющей Торговый дом «Ирбитский хлеб». «Я бичом для мэрии выступать не буду», - огорошивает она с порога - от человека, который добился отмены постановления главы города в арбитражном суде, ждешь совсем другого. Но моя собеседница наотрез отказывается обличать. Рассказать о своей истории? Пожалуйста.
И этого уже будет достаточно. Сеть магазинов «Ирбитский хлеб» работает с 2002 года, средняя зарплата более 11 тыс. рублей (все платится официально), дети работников ездят в пионерские лагеря; Торговый дом поддерживает спортсменов, ветеранов, подшефную школу. В начале 2009-го, в соответствии с федеральным законом № 159, Лариса Адаева подала документы на приватизацию имущества – это тот самый закон, что должен был помочь малому и среднему бизнесу уйти от аренды и стать собственниками своих помещений. Администрация города приватизацию одобрила, а спустя три дня отменила. Эти дни были самыми обычными, просто в Ирбите за это время сменилась городская власть.
В школе-саде № 19 уже пустынно. Распоряжением мэра он закрыт, скоро тут будут веселиться отпрыски элиты
Новый мэр Геннадий Агафонов отказал в приватизации муниципальной собственности. «Мы подали иск в арбитражный суд и доказали свою правоту», - объясняет моя собеседница. Она знает о попытках горадминистрации поднять ставку арендной платы, знает и о том, что администрация Ирбита заказала в Екатеринбурге новую оценку муниципальных площадок. В небольшом городе известна и цена, к которой должны прийти независимые оценщики, – 30 тыс. рублей за квадратный метр. При том, что в самом центре города уже два года продается магазин, в котором 1 кв.метр оценен в 4,5 тыс. рублей. Покупателей на него нет. «Странно, что они ориентируются на цены Екатеринбурга, а почему не Москвы?»
К чему ведет мэрия, Адаева понимает, и уверена: с этими планами ей не по пути. Наверно, поэтому 1 мая впервые за много лет ее коллектив не вышел на городскую демонстрацию. «Каждый год мы получали приглашение от администрации, а в этом году никто не позвал», - объясняет предпринимательница. За это Лариса Викторовна уже поплатилась – в магазины зачастили проверки из мэрии. Одна из них закончилась госпитализацией заведующей. Дальнейшее тоже понятно – «докопаться можно до столба и расторгнуть договор аренды».
Мне интересно, а пробовала ли она поговорить с новым мэром, узнать у него, чем не угодил «Ирбитский хлеб». «Мэр не идет на встречи. Об отказе мы вообще узнали не в администрации, а в Федеральной регистрационной службе по Свердловской области».
Накануне передела собственности
Новый глава Геннадий Агафонов не стал разговаривать и с другой ирбитской предпринимательницей Риммой Верещагиной, под чьим руководством работает местный магазин «Хозяюшка». Хотя Римма Петровна – дама известная. На ее глазах нынешний мэр женился, его вице-мэры сформировали свой первоначальный капитал в той самой «Хозяюшке», торгуя водкой с торца здания. «А сейчас меня вызывают в администрацию, и Николай Юдин, которого я в свое время пустила торговать, говорит, лично я к вам претензий не имею, но вы должны уйти, вам на пенсию скоро, - пересказывает разговор женщина. – Он еще сказал, что меня уже должны дети кормить. А у меня сын – инвалид второй группы. И Коля мне прямо ответил: «Извините, не знал, тогда не знаю, что вам посоветовать».
На месте парка раньше была грязь. Василий Курсов решил, что детям нужна площадка для отдыха, а мотоцикл превратил в маленький паровозик – детвора счастлива
Запугать Римму Верещагину не удалось – в торговле она с 1976 года, и сама признается, что в такой опале уже была. При одном из прежних мэров Григории Шатравке четыре года работала вопреки желанию горадминистрации. Только тогда было не так неприятно - сейчас же против директора «Хозяюшки» весь медиахолдинг администрации: жителей города, ее соседей настраивают против Верещагиной, а еще против каждого коммерсанта, несогласного с политикой администрации. «Мы, предприниматели города, вместо того чтобы в условиях экономического кризиса консолидироваться вокруг городских проблем, вынуждены тратить свои средства и время на защиту своих законных прав в судах. И мне обидно за то, что средства из городской казны идут не на развитие города, а на оплату дорогих свердловских адвокатов, которые защищают в судах интересы городских чиновников», - написала в опровержении на одну из статей Римма Петровна.
Удивительно, но опровержение напечатали, и все знакомые ее поддержали. «Мне все звонят, все смотрят, чем закончится наша борьба», - объясняет Верещагина, и Лариса Адаева подтверждает: от того, как эти две женщины отстоят свои права на труд, зависит будущее сотен малых предприятий Ирбита. Все чувствуют, что впереди передел собственности.
Элитный детский сад. Родители против и вышли на улицу
Но это бизнес-сфера, которую оценивать всегда сложно. Интереснее, что происходит в социальной сфере. Формально именно ради нее администрация города ужесточает условия работы коммерсантов, собирает средства в бюджет. Здесь все не просто – митинг, на который десятки ирбитчан вышли во вторник, 16 июня, был как раз из-за социального объекта – горожане решили защитить свою школу-сад №19. «Как и в Екатеринбурге, у нас есть очередь в детский сад, и каждый год начинаются разговоры, что начальную школу надо закрыть и создать новые места под детский сад. Агафонов обещал, что все останется как есть. Это удобно, можно не волноваться за детей: первый, второй, третий классы ходят туда же, куда ходили в детский сад, - объясняет мне одна из инициативных мам Надежда Сивкова. – Но только Агафонов стал мэром – сразу выпустил постановление о закрытии школы. Это значит, теперь нашим детям придется переходить в другие школы: рядом их нет, надо будет ездить через весь город».
Именно этот Пассаж мэрия теперь хочет забрать себе, оставив 55 предприятий без места для работы. Внизу на первом этаже виден белый павильон компании мэра…
Такая перспектива не нравится никому – вот родители вместе с детьми и вышли митинговать. Но их не услышали. Оказалось, что после ремонта садик решили сделать элитным – туда будут ходить маленькие родственники новой администрации. Уже были розданы путевки, но прокуратура признала эти действия администрации незаконными и 65 путевок мэрии пришлось отозвать. Заместитель главы города Олег Мельников пришел на митинг, но общаться с горожанами отказался. За него это сделал медиахолдинг, обливший родителей грязью с головы до пят.
«Деньги раздавали и старики, и дети»
В принципе, все уже ясно и можно уезжать, но замечаю интересный парк: фонтаны, кафе-мороженое и масса детей, которым здесь весело и интересно. Отличное место, чтобы спросить у горожан, а чувствуют ли они, что в Ирбите что-то поменялось. Подхожу к представительному мужчине лет пятидесяти, с любовью смотрящему, как веселятся ребятишки. Он представляется – Василий Курсов, построивший этот парк с нуля, только для того, чтобы детям было где весело провести время, депутат городской думы.
Разговариваем о ситуации в городе. «Меня же исключали из «Единой России» вместе с Гельмутом (бывший глава города. – Прим. ред.), тогда областной политсовет отменил решение об исключении, - рассказывает Курсов. – И мы оказались не готовы к таким выборам, которые тут устроили 1 марта. Это была самая черная кампания, деньги за Агафонова раздавали и старики, и дети. У меня рядом с Пассажем подшефная школа, там избирательный участок. Я таких избирателей никогда не видел: пьяные, в начале весны – в шлепках. Натуральных бомжей подвозили». Василий Курсов понимает проблемы, которые мне рассказали другие горожане, – новый мэр требует от него 19 млн. рублей. Напрашиваюсь посмотреть на предмет спора – местный Пассаж.
… вот он во всей красе. Конечно, официально к Геннадию Агафонову он больше не имеет никакого отношения
Это старое здание – в начале года праздновали 145-летие Пассажа. «Я взял его в аренду в 1998 году. Это был кошмар: вместо окон – дыры, второй этаж заколочен, на первом картошку принимали, - объясняет мой собеседник. – Наш город – реципиент, денег на восстановление памятников никогда не было, поэтому в договоре аренды мы прописали, что вся прибыль уходит на его реставрацию». Сразу видно, что деньги тратились как надо: сейчас внутри Пассажа 55 магазинчиков, в том числе и офис компании «Пласт-комфорт», которая до выборов принадлежала Геннадию Агафонову, а потом была переписана на родственников жены.
Курсов рассказывает, что вместе с Агафоновым начинал бизнес, а тот, став мэром, намерен расторгнуть договор аренды и взыскать с коммерсанта якобы невыплаченную аренду, а еще через тот же «Пласт-комфорт» подбивает субарендаторов не платить ничего за площадки в Пассаже. Сейчас бизнесмен судится с администрацией в областном арбитраже: первый процесс начинается 18 июня, и мой собеседник настроен решительно.
Он явно чувствует себя в Ирбите, как дома, ничего не боится, и понятно почему: его предприятия поддерживают две местные школы, детский сад, созданный парк – любимое место отдыха у детей. Его собственные сыновья – чемпионы России по мотокроссу, спорту, который Курсов культивирует в городе, считая, что это местная «фишка». Он один из зачинщиков восстановления той самой Ирбитской ярмарки, четырежды областной министр торговли Вера Соловьева отмечала его благотворительные проекты, а местные бизнесмены благодарны ему за то, что он отказался сдавать первый этаж Пассажа екатеринбургской «Монетке». Условия были выгодные, но появление одной сети оставило бы без работы два десятка арендаторов, а у них семьи и продавцы в штате, у которых свои дети. «Монетка» тогда в Пассаж не попала, ее пустил на свои торговые площади будущий вице-мэр Олег Мельников.
О настоящем хозяине города
Мы стоим на втором этаже Ирбитского пассажа, и мне интересно, почему в небольшом городе никто не может поговорить с новым мэром, выстроить с ним отношения. Оказывается, мэр просто прекратил все контакты с прежними друзьями. В течение всего дня я слышал от разных собеседников, что городом управляет Олег Мельников – тот самый вице-мэр чье назначение областная прокуратура считает незаконным, тот самый политик, что возглавлял избирательные штабы Виктора Шептия и Игоря Баринова, тот самый ирбитчанин, что в ресторане спокойно сзади разбил бутылку о голову человека за соседним столиком. Курсов подтверждает, да, город в управлении Мельникова, и это неприятно.
Не смотрите, что это здание – рухлядь. Раньше здесь был магазин «Девятка» Олега Мельникова. Но он привел его в запустение, и администрация лишила коммерсанта прав на торговую точку. С кем бы я не говорил, все уверены – тогда будущий вице-мэр и обиделся на горожан
«Они получили город с бюджетом 750 млн. рублей, с поднимающейся экономикой, город, где было построено 11 километров дорог, где учителя без перебоев получали зарплату, а люди забыли, что такое отключение света или горячей воды, а сейчас мы снова на грани катастрофы», - объясняет он. Уже сейчас долг перед поставщиками газа – 2,5 месяца, и он не гасится, что приведет только к одному – срыву отопительного сезона. «Мы думали, а для чего нужна кампания с такими затратами? Месторождение глины - единственное в Евразии? Может, хотели получить площадку для захоронения радиоактивных отходов? Может, хотели на этом бизнес сделать? Но нет. Все решения показывают на то, что эта власть хочет у нас забрать в свою пользу».
И что теперь? «Знаешь, я думал больше политикой не заниматься, не избираться в городскую думу. Я уже столько сделал: Пассаж восстановил, у меня сыновья честь Ирбита на российском уровне защищают. Думал взяться за второй памятник архитектуры, привести его в порядок и на пенсию. Но нет. Я на третий срок пойду, и в администрацию уйду работать».
Спокойно в этом городе не будет долго.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!