Игорь Глухих уверен, что при отсутствии конфликта между городскими, областными и федеральными властями телевышка в Екатеринбурге будет достроена |
Очередной проект по достройке телебашни в Екатеринбурге провален: победитель прежнего конкурса на завершение работ не сделал ничего, сроки вышли. Судьбу объекта, за который стыдно перед всеми гостями города, вскоре обсудят два медведевских назначенца: Александр Мишарин и Андрей Романченко. Второй повод для общения: судьба цифрового телевидения на Урале. Проект, начатый все тем же Медведевым, на Урале идет не очень гладко: мэры крупных городов отказываются выполнять федеральное ЦУ. Об интриге с телевышкой, прятках мэра Качканара, прижимистости власти в Каменске-Уральском корреспондент «URA.Ru» поговорил с Игорем Глухих, директором свердловского филиала РТРС, ответственным за телерадиовещание в регионе.
- Как екатеринбуржец не могу у вас – хозяина недостроенной телевышки - не спросить: что с ней будет?
- Я не хозяин, этот объект, как и все имущество, которыми управляет филиал Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), принадлежит Российской Федерации и находится у нас на правах хозведения.
А над башней, наверно, есть злой рок (ухмыляется). Сейчас подошел к концу срок очередного инвестиционного контракта, который был заключен на ее достройку и создание инфраструктуры вокруг нее. Волею судеб инвестор назвал запланированный бизнес-центр «Вавилонский».
- Это шутка, название «для своих»?
- Действительно, похоже на шутку. Но это название было официальным и значилось во всех документах. Строительство не сдвинулось с места вообще, и сейчас вырабатывается новая стратегия. Меня - и как жителя города, и как руководителя филиала РТРC, и мое московское руководство, и администрацию Екатеринбурга судьба этого объекта очень беспокоит – его трудно не заметить и каждый гость города задает вопросы. Мы будем прилагать все возможные усилия, чтобы башню достроить.
Город позиционируется как третья столица, но при этом имеет в самом центре такой долгострой. А ведь достройка этой башни может претендовать на символ перемен? И как туристический объект она очень перспективна. Вот у меня на календаре берлинская телебашня – специально страницу не переворачиваю, потому что берлинская очень похожа на ту, что должны были построить в Екатеринбурге. Стоит в самом центре города, вокруг магазины, внутри ресторан, смотровая площадка. При этом одновременно объект связи.
- Раз висит злой рок, может, проще ее взорвать?
- Во-первых, под башней метро. Во-вторых, эксперты уже дали заключение, что снести ее дороже, чем достроить. С точки зрения технологии она нужна. Те объекты, что нам остались с советских времен, уже не отвечают положению вещей в городе. Вы видите башню на Гурзуфской? А на Луначарского?
- Уже не так, как в детстве.
- Конечно, потому что в городе ведется высотная застройка, она идет повсеместно, а наши объекты на это не рассчитаны и качество сигнала уже ухудшается. Нам для трансляции нужно более высокое сооружение.
- Стоп. Мне бывший директор «Областного телевидения» Александр Мих рассказывал, что технической потребности в вышке нет, потому что сигнал надо распространять не с одной точки, а как сотовую связь, иначе он не дойдет до потребителя.
- Законы физики никто не отменял: чем выше антенна, тем больше зона уверенного приёма. Безусловно, тут комплексная проблема – надо наводить порядок с антеннами в жилых домах. Мы сейчас говорим о том, чтобы в каждом высотном доме на крыше оставалась антенна, чтобы не было нынешнего бардака. А то у нас кабельные операторы убивают систему коллективных общедомовых антенн и собирают деньги за каналы, которые должны быть бесплатными. Да, они предоставляют доступ к сотням каналов, но все замеры показывают, что люди смотрят 8-10 каналов, а среди представителей пожилого возраста основные каналы те самые, что входят в первый мультиплекс, и государство обеспечит их бесплатную трансляцию. Сейчас за эти каналы каждый месяц пенсионерам приходится платить кабельным операторам. Я не против кабельных операторов, я за возможность выбора у населения: платные 100 или бесплатные 8.
И не забывайте еще и про радиовещание. Сейчас только в FM-диапазоне Екатеринбурга 21 канал, а еще 7-8 находятся в разработке, и им также нужна новая площадка для размещения, которой может стать пока недостроенная башня. И для передатчиков беспроводного Интернета лучше места не найти.
- Наверняка, достройка – это дорогая затея.
- «Вавилонский» проект оценивался в 1,8 млрд. Из которых достройка башни была всего полмиллиарда, а остальное – коммерческая недвижимость.
- И все-таки, мне кажется, власти на это не пойдут. Недавно на объезде Екатеринбурга я был свидетелем разговора вице-мэра Владимира Крицкого и премьера Анатолия Гредина. Первый настаивал, что вопрос с башней должен быть решен, а второй утверждал, что технической необходимости в башне больше нет. Они долго обсуждали этот проект, и мне показалось, что оба оказались в тупике.
- Миф о том, что наша телебашня не нужна, распространял Мих, хотя сам хотел построить такую же башню, но для своих нужд и на своей территории. Я даже проекты видел.
Сейчас этих проектов нет. И меня радует, что телебашня волнует всех, потому что раньше ее невозможно было достроить из-за постоянного конфликта города с областью, области с Федерацией… Сейчас конфликтов нет, и значит, самое время завершить строительство. Завершили же долгострой на Свердлова (по проекту гостиница «Турист», ныне офисный центр «Газпром трансгаз Екатеринбург». – Прим. ред.) – город лучше от этого стал.
- Вы говорите, что башня нужна для нужд цифрового телевидения, а этот проект вообще реализуется?
- Да, сейчас настал черед Свердловской области. Вся страна была поделена на четыре очереди по срокам начала работ по строительству государственной сети цифрового телевидения. В первую очередь вошли приграничные регионы, где вопрос должен был решаться как можно скорее, чтобы частоты, нужные России, не были заняты нашими соседями. А мы – находящиеся в центре страны – входим в третью очередь. И по той концепции, что сейчас реализуется, в 2011 году мы должны определиться с месторасположением будущих объектов связи, оформить все документы на земельные участки.
- Что это за объекты?
- Это новые антенно-мачтовые сооружения, которые обыватели называют просто «вышки». Они сейчас массово строятся по всей стране. Сроки выполнения работ очень жесткие: в 2011году должны оформить земельные участки и с 2012-го приступить к строительству. К уже существующим объектам связи надо построить дополнительно 140, в том числе в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском, где у нас вообще объектов не было.
- Вы сами решаете, куда ставить вышки?
- Нет, месторасположение объектов определяет НИИ радио. Они выбирают площадки так, чтобы была выполнена главная задача программы – обеспечить 98,8% жителей региона технической возможностью приема каналов первого мультиплекса (состав которого утвержден президентом России) не по кабелю или спутнику, а на обычную антенну.
- Но и сейчас же свердловчане смотрят телевизор – наверняка те же самые 98,8%. Почему вы строите вышки заново, а не используете те, что уже есть у разных компаний?
- Федеральная целевая программа не предполагает инвестиций в объекты частной собственности. Она реализуется только на государственной сети, поскольку телевидение и радиовещание – это стратегическая сфера, имеющая колоссальное значение с точки зрения донесения информации, с точки зрения оповещения в чрезвычайных ситуациях. Не случайно же Генерального директора РТРС назначает президент России.
И из-за того, что вся работа ведется только на государственной собственности, мы, например, не может строить антенно-мачтовые сооружения на частной земле. Это может быть земля только государственная или муниципальная, и выделена она должна быть в этом году. Мною уже отправлены письма главам всех городов и районов, где проектировщик указывает на необходимость строительства объектов.
- Как на ваши письма реагируют мэры?
- Большинство с пониманием, они осознают, что это не чья-то прихоть, а выполнение федеральной целевой программы, и что выиграют, прежде всего, жители городов, поселков и деревень. Это в Екатеринбурге можно морщиться, когда речь заходит об обеспечении бесплатного приема восьми каналов, а на большей части Свердловской области сейчас вещает от силы один-два канала. У нас очень хорошо обстоят дела в Староуткинске, в Слободе-Туринской, где вся работа уже проведена.
- А есть, ну, скажем, не отказ, но такое явное затягивание с реакцией на ваши письма?
- Надо признать, что и такое случается. Не думаю, что это злой умысел, скорее это случается от недопонимания важности ситуации. Например, в Каменском районе нам помогают, а в самом Каменске-Уральском глава объявил, что у него под нужды федеральной целевой программы земли нет. Или мэр Качканара: он все документы визирует лично и уже несколько недель не реагирует на наше обращение, связаться с ним невозможно. Это странно, ведь то, что сейчас делается по формированию сети цифрового вещания, по своим масштабам сравнимо с радиофикацией всей страны в 30-х годах XX века.
- Может, мэры просто запутались: есть ваше цифровое телевидение, а есть «Цифровое телевидение», которое много лет продвигал директор ОТВ Александр Мих. Кто из вас сейчас самый «цифровой»?
- Мы все одинаково цифровые. Созданное ранее «Цифровое телевидение» было локальным и частным, мы же реализуем федеральный государственный проект – иначе во всей стране поставленную задачу не решить. Судите сами, области у нас ведь не квадратные, границы между регионами не железные, и если отдать решение технического вопроса на откуп региональным независимым операторам связи, будут накладки, наложения зон вещания, окажется, что свердловские зрители вместо новостей своего региона будут смотреть новости Перми или Ханты-Мансийска. Этого нельзя допустить, поэтому системный проект делается сразу на всю страну.
Свердловское «Областное цифровое телевидение» завязано на инфраструктуру «Уралсвязьинформа», а государство, как я уже сказал, настаивает на том, чтобы граждане имели свободный доступ, как минимум, к восьми телеканалам и не было бы риска, что из-за чьей-то коммерческой деятельности они эту возможность потеряют.
- Вы сейчас про случай, когда «Цифровое телевидение» было бесплатным, а прошлой осенью раз - и начало собирать деньги за распространение сигнала?
- Совершенно верно. Но расстраиваться нынешним абонентам не надо: они не зря потратили деньги, их приставки будут принимать и наш сигнал, и совершенно бесплатно. Просто «Цифровое телевидение» своим абонентам предложит еще больше каналов, которых в бесплатном государственном пакете нет. Люди, имея восемь каналов, всегда захотят больше: 16, 24 и так далее.
Эта система работает уже сейчас: после того как правительство области стало владельцем «Цифрового телевидения» они и так сделали восемь каналов бесплатными, и сейчас у меня в кабинете фоном работает телевизор, он за счет встроенного тюнера ловит этот сигнал – сигнал местного «Цифрового телевидения».
И мы не конкуренты, мы, скорее, партнеры в выполнении государственной задачи. Потому что это Вас я не могу удивить 24 каналами, а в области есть территории, где два-три канала: «Первый», «Россия 1».
- Я правильно понимаю, что они смотрят московский вариант эфира, то есть живут в московском информпространстве?
- Да, местных новостей там нет. Это примерно 12% территории, где знают, что происходит в стране и в мире, а вот что происходит в соседнем населенном пункте – нет, только из слухов и пересказа.
- Может быть, мэры не понимают необходимости вашего проекта, потому что и так активно развивается спутниковое вещание. Во многих городах дома увешаны и самопальными спутниками, и «триколорами».
- У спутника много минусов. Ты привязан к антенне, и надо решиться ее поставить: она же устанавливается не как домашняя, она крепится капитально. Кроме того, это не дешево, да и регионального контента там нет. Какая радость мэрам обеспечивать развитие спутникового телевидения, ведь информировать через него своих жителей они все равно не смогут?
В 2013 году мы должны уже запустить вещание. Тут выбора нет: не может так получиться, что из-за недоработки муниципального руководителя люди не получат цифрового телевидения. Этого не будет.
- Программу курирует только РТРС?
- Нет, существует федеральная Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания, которую еще С. Собянин возглавлял. Эта комиссия приняла решение, чтобы в каждом регионе, где берутся за реализацию проекта цифрового телевидения, при региональных исполнительных органах власти создавались специальные рабочие группы, которые бы координировали ход реализации программы с РТРС. Такая группа уже создана и при правительстве Свердловской области.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!