«Улыбаемся и машем!» — это смешная, но разумная стратегия
Политологи объяснили, как российские власти будут прогонять мысли россиян об экономической пропасти. «При — 25 °C пиар перестает работать. Но сейчас лето»
Демонстрировать рациональный оптимизм, делать акцент на заслугах или цензурировать паникеров? Столичные политтехнологи рассказали о хитрых и не очень приемах, которыми после шока от биржевых сводок «черного понедельника» может воспользоваться российское правительство. Чем может грозить исчезновение «FAIRY», почему новости лучше заменять балетом Чайковского и вообще — присмотритесь: кто и что говорит о кризисе. Что именно — в материале «URA.Ru».
«Черный понедельник», 24 августа: обвал рубля с падением стоимости нефти заставили россиян по-новому взглянуть на происходящее в стране. Даже самые упорные оптимисты теперь рассматривают ситуацию под другим углом.
«Сегодня уже распространилась информация о том, как собирается действовать правительство, а оно, похоже, не собирается действовать вообще. Нет смысла еще больше всех пугать, если сделать ничего не получится. Поэтому „улыбаемся и машем“», — описывает тактику властей руководитель аналитического центра «Московский регион», экс-референт управления внутренней политики администрации президента Алексей Чадаев.
Впрочем, смешной эта «стратегия» кажется лишь на первый взгляд, уверен политолог. В некоторой степени она разумна, а в текущей ситуации может оказаться даже наиболее успешной. По словам эксперта, пока апокалипсис происходит в пространстве и он не так важен для людей, не завязанных и не участвующих в «больших» процессах.
«Объективно ничего экстраординарного в жизни среднестатистической массы людей не происходит. Конечно, прыгают курсы в обменниках, но враг не завоевал города, в магазинах есть хлеб, масло и спички. К тому же, есть бессмертное высказывание о том, что при −25 °C градусах пиар перестает работать. Но сейчас лето, и поэтому ничего еще работать не перестает. Хотя если [министр экономического развития РФ Алексей] Улюкаев говорит, что мы легли на дно, ему верят.
Но в таких ситуациях, чем больше ты говоришь, неважно даже что, тем больше тебе верят. Поэтому и говорить опасно. Может, вместо этого „Лебединое озеро“ в эфир пускать?», — предлагает политолог.
По мнению гендиректора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, нынешний кризис не способен вызвать массовые панические настроения среди россиян. Экономическая нестабильность граждан, естественно, настораживает, но после экономических потрясений прошлых лет воспринимается как нечто неизбежное и регулярное. «Для девяти из десяти россиян колебания курса рубля относительно доллара вообще непонятны. С долларами они не работают и свои сбережения в них не хранят», — считает эксперт.
Смирнов полагает, что в текущей экономической ситуации властям всех уровней необходимо почаще говорить про позитивные примеры решения кризисных проблем. «Нужно напоминать, что в 1998 году, когда курс доллара буквально за несколько дней взлетел в три раза, правильные действия правительства привели в конечном итоге к подъему российских производителей», — говорит политтехнолог. Он уверен, что позиция властей должна базироваться на том, что кризис — явление временное, которое, как и все предыдущие потрясения, Россия обязательно переживет. Эксперт признается, что уже давно пора ввести цензуру на панические высказывания некоторых из высокопоставленных чиновников.
«Для людей курс рубля выступает как внешний индикатор состояния экономики и ее перспектив, поэтому в обществе может распространиться тревога. Но российские граждане уже подобное переживали, похожая ситуация уже один раз была в недавнем прошлом. Это сохраняется в их памяти. Люди реагируют на это уже не с нуля, а с учетом предыдущего опыта. Опыт показал, что новая политэкономическая система и новая среда (санкции, зависимость от цен на нефть) создают то, что экономисты называют волатильностью. Люди привыкают к этому обстоятельству и реагируют уже не так, как в начале нынешнего года. За прошедшие десятилетия появился некий психологический капитал, то есть несколько высокая, чем раньше, оценка возможностей страны, в которой они живут», — солидарен с коллегой член экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин.
Ключевым моментом в антикризисной пиар-стратегии должен стать контроль, считает исполнительный директор группы «РосПолитКонсалт» Игорь Титов. В нынешней ситуации особенно важно продемонстрировать уверенность в собственных действиях, тем самым успокоив население страны.
«Есть две составляющих любого процесса: реальные дела — на один рубль и пиар — на девять рублей. Власти нужно сделать две вещи: предложить конкретные меры и постоянно рассказывать о том, что все под контролем.
Пока второго не будет, первое будет бессмысленно», — уверен эксперт.
Титов полагает, что сейчас причиной паники среди россиян может стать даже отмена поставок западных моющих средств. По законам жанра, запрет на «FAIRY» непременно спровоцирует обратный эффект, и все хозяйки кинутся сметать их с прилавков магазинов. «Вся эта история с кризисом относится к безопасности жизни. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы люди поняли: вот эти антикризисные меры могут как-то повлиять на безопасность их существования. Это одна из самых важных задач сегодня, как мне кажется», — говорит Титов.
За падением рубля последует подорожание импорта и обеднение многих слоев населения, но политического кризиса в России не произойдет. По мнению Павла Святенкова, народные волнения начнутся только в случае, если люди увидят бездействие правительства, однако, пока исправно работает машина государственной пропаганды, это практически невозможно. «Нам говорят об импортозамещении, но мы его не наблюдаем, бизнес по-прежнему находится в состоянии неуверенности, Улюкаев беспрерывно подает какие-то сигналы, не соответствующие действительности. Власти надеются, что в какой-то момент цены на нефть снова начнут расти, после чего они смогут улучшить ситуацию», — оценивает он текущее положение дел.
«Мы не можем отказаться от Крыма, от помощи несчастным людям Донбасса, с другой стороны — Запад не снимет с нас санкции, при которых мы погибнем», — дополняет главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Ципко.
«На мой взгляд, власть сейчас делает все возможное. Она напоминает о наших исторических ценностях, о Мамаевом Кургане. В этой ситуации — это довольно разумная пропаганда.
Пока люди не связывают резкое ухудшение ситуации с нашей внешней политикой. В какой-то степени еще сохраняется патриотический подъем, пока это работает», — считает он.
Пессимистичный прогноз дает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. Он считает ситуацию критической и не верит в то, что паники удастся избежать. «Власть будет успокаивать, изображать казенный оптимизм, говорить, что все нормально, и мы со всем справимся. Но когда мы опустимся ниже дна, о котором сегодня заявил Улюкаев, верить ему будет уже достаточно сложно», — уверен эксперт.
«Сегодня видно, что проблемы происходят везде и бежать некуда: шанхайская биржа падает, капитал бежит уже из разных экономик. В этой ситуации податься некуда. Однако для долгосрочной перспективы — это очень хорошая ситуация. Модель под названием „нефть в обмен на ширпотреб“, которая у нас работала все эти годы, теперь точно нарушится. Теперь нам придется брать руки в ноги и что-то делать самим. Как минимум для того, чтобы самим себя одеть, обуть, накормить и не замерзнуть», — считает Алексей Чадаев.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Демонстрировать рациональный оптимизм, делать акцент на заслугах или цензурировать паникеров? Столичные политтехнологи рассказали о хитрых и не очень приемах, которыми после шока от биржевых сводок «черного понедельника» может воспользоваться российское правительство. Чем может грозить исчезновение «FAIRY», почему новости лучше заменять балетом Чайковского и вообще — присмотритесь: кто и что говорит о кризисе. Что именно — в материале «URA.Ru». «Черный понедельник», 24 августа: обвал рубля с падением стоимости нефти заставили россиян по-новому взглянуть на происходящее в стране. Даже самые упорные оптимисты теперь рассматривают ситуацию под другим углом. Биржевые сводки сегодняшнего дня — катастрофа. Подтвердились самые худшие опасения экспертов. «Сегодня уже распространилась информация о том, как собирается действовать правительство, а оно, похоже, не собирается действовать вообще. Нет смысла еще больше всех пугать, если сделать ничего не получится. Поэтому „улыбаемся и машем“», — описывает тактику властей руководитель аналитического центра «Московский регион», экс-референт управления внутренней политики администрации президента Алексей Чадаев. Впрочем, смешной эта «стратегия» кажется лишь на первый взгляд, уверен политолог. В некоторой степени она разумна, а в текущей ситуации может оказаться даже наиболее успешной. По словам эксперта, пока апокалипсис происходит в пространстве и он не так важен для людей, не завязанных и не участвующих в «больших» процессах. «Объективно ничего экстраординарного в жизни среднестатистической массы людей не происходит. Конечно, прыгают курсы в обменниках, но враг не завоевал города, в магазинах есть хлеб, масло и спички. К тому же, есть бессмертное высказывание о том, что при −25 °C градусах пиар перестает работать. Но сейчас лето, и поэтому ничего еще работать не перестает. Хотя если [министр экономического развития РФ Алексей] Улюкаев говорит, что мы легли на дно, ему верят. Но в таких ситуациях, чем больше ты говоришь, неважно даже что, тем больше тебе верят. Поэтому и говорить опасно. Может, вместо этого „Лебединое озеро“ в эфир пускать?», — предлагает политолог. По мнению гендиректора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, нынешний кризис не способен вызвать массовые панические настроения среди россиян. Экономическая нестабильность граждан, естественно, настораживает, но после экономических потрясений прошлых лет воспринимается как нечто неизбежное и регулярное. «Для девяти из десяти россиян колебания курса рубля относительно доллара вообще непонятны. С долларами они не работают и свои сбережения в них не хранят», — считает эксперт. Смирнов полагает, что в текущей экономической ситуации властям всех уровней необходимо почаще говорить про позитивные примеры решения кризисных проблем. «Нужно напоминать, что в 1998 году, когда курс доллара буквально за несколько дней взлетел в три раза, правильные действия правительства привели в конечном итоге к подъему российских производителей», — говорит политтехнолог. Он уверен, что позиция властей должна базироваться на том, что кризис — явление временное, которое, как и все предыдущие потрясения, Россия обязательно переживет. Эксперт признается, что уже давно пора ввести цензуру на панические высказывания некоторых из высокопоставленных чиновников. Финансист группы «Риком» Владислав Жуковский обещает шок: нефть — 40 долларов, катастрофу среднего класса и видит «жрущую в два горла» элиту. «Для людей курс рубля выступает как внешний индикатор состояния экономики и ее перспектив, поэтому в обществе может распространиться тревога. Но российские граждане уже подобное переживали, похожая ситуация уже один раз была в недавнем прошлом. Это сохраняется в их памяти. Люди реагируют на это уже не с нуля, а с учетом предыдущего опыта. Опыт показал, что новая политэкономическая система и новая среда (санкции, зависимость от цен на нефть) создают то, что экономисты называют волатильностью. Люди привыкают к этому обстоятельству и реагируют уже не так, как в начале нынешнего года. За прошедшие десятилетия появился некий психологический капитал, то есть несколько высокая, чем раньше, оценка возможностей страны, в которой они живут», — солидарен с коллегой член экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин. Ключевым моментом в антикризисной пиар-стратегии должен стать контроль, считает исполнительный директор группы «РосПолитКонсалт» Игорь Титов. В нынешней ситуации особенно важно продемонстрировать уверенность в собственных действиях, тем самым успокоив население страны. «Есть две составляющих любого процесса: реальные дела — на один рубль и пиар — на девять рублей. Власти нужно сделать две вещи: предложить конкретные меры и постоянно рассказывать о том, что все под контролем. Пока второго не будет, первое будет бессмысленно», — уверен эксперт. Титов полагает, что сейчас причиной паники среди россиян может стать даже отмена поставок западных моющих средств. По законам жанра, запрет на «FAIRY» непременно спровоцирует обратный эффект, и все хозяйки кинутся сметать их с прилавков магазинов. «Вся эта история с кризисом относится к безопасности жизни. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы люди поняли: вот эти антикризисные меры могут как-то повлиять на безопасность их существования. Это одна из самых важных задач сегодня, как мне кажется», — говорит Титов. За падением рубля последует подорожание импорта и обеднение многих слоев населения, но политического кризиса в России не произойдет. По мнению Павла Святенкова, народные волнения начнутся только в случае, если люди увидят бездействие правительства, однако, пока исправно работает машина государственной пропаганды, это практически невозможно. «Нам говорят об импортозамещении, но мы его не наблюдаем, бизнес по-прежнему находится в состоянии неуверенности, Улюкаев беспрерывно подает какие-то сигналы, не соответствующие действительности. Власти надеются, что в какой-то момент цены на нефть снова начнут расти, после чего они смогут улучшить ситуацию», — оценивает он текущее положение дел. «Мы не можем отказаться от Крыма, от помощи несчастным людям Донбасса, с другой стороны — Запад не снимет с нас санкции, при которых мы погибнем», — дополняет главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Ципко. «На мой взгляд, власть сейчас делает все возможное. Она напоминает о наших исторических ценностях, о Мамаевом Кургане. В этой ситуации — это довольно разумная пропаганда. Пока люди не связывают резкое ухудшение ситуации с нашей внешней политикой. В какой-то степени еще сохраняется патриотический подъем, пока это работает», — считает он. Пессимистичный прогноз дает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. Он считает ситуацию критической и не верит в то, что паники удастся избежать. «Власть будет успокаивать, изображать казенный оптимизм, говорить, что все нормально, и мы со всем справимся. Но когда мы опустимся ниже дна, о котором сегодня заявил Улюкаев, верить ему будет уже достаточно сложно», — уверен эксперт. «Сегодня видно, что проблемы происходят везде и бежать некуда: шанхайская биржа падает, капитал бежит уже из разных экономик. В этой ситуации податься некуда. Однако для долгосрочной перспективы — это очень хорошая ситуация. Модель под названием „нефть в обмен на ширпотреб“, которая у нас работала все эти годы, теперь точно нарушится. Теперь нам придется брать руки в ноги и что-то делать самим. Как минимум для того, чтобы самим себя одеть, обуть, накормить и не замерзнуть», — считает Алексей Чадаев.