Судьба резидента

Самого креативного посла эпохи Филипенко отправляют на отдых

Размер текста
-
17
+
Причастность Николая Добрынина (на фото) к каким-либо политическим проектам его оппоненты официально никогда не могли подтвердить. Все последствия этих проектов решались представителями руководства регионов в телефонных разговорах
Новость об отставке руководителя управления представительства Югры в Тюменской области Николая Добрынина дала повод многим старожилам политики «тюменской матрешки» для ностальгии. Ведь господин Добрынин вживую олицетворяет собой те процессы, которые происходили в период холодной войны между северными автономиями и югом Тюменской области. Некоторые его поклонники считают, что в новом поколении региональных политиков таких, как Добрынин, уже не будет. «Молодежь нынче пошла какая-то прагматичная и холодная, а такие, как он, подходили к своей работе творчески», – подметил один из комментаторов в беседе с нашим агентством. Мы разделяем эту точку зрения и готовы рассказать представителям «новой волны» о типичном представителе политэлиты «матрешки» начала нулевых. Подробности – в материале «URA.Ru».
 
Сегодня стало известно о том, что губернатор Югры Наталья Комарова подписала приказ об отставке и назначении нового руководителя управления представительства региона в Тюменской области. Согласно ему, действующий глава Николай Добрынин с 15 сентября покидает свой пост в связи с достижением им пенсионного возраста (20 сентября ему исполняется 60 лет). На его место назначена 35-летняя Наталья Страшкова, работавшая некоторое время назад начальником государственного правового управления думы ХМАО. Об этом «URA.Ru» сообщила помощник губернатора Югры Елена Шумакова.
 
Господина Добрынина без преувеличения можно назвать легендарной личностью в политике Тюменской области. Но особо ярко его звезда сияла в первой половине нулевых, когда перед элитами ХМАО под руководством губернатора Александра Филипенко вполне реально замаячила угроза потери самостоятельности. Опытные политики «тюменской матрешки» помнят, что в 2003-2004 годы тюменский триумвират Ямала, Югры и Тюменской области был расколот распрями на почве реализации так называемой «поправки 26,6», автором которой считался тогда еще замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак. Идея федерального центра по укрупнению «матрешечных» субъектов РФ тогда наводила страх на многие регионы страны. Эта проблема была насущной и для элит нефтегазовых Ямала и Югры, которые, согласно поправкам, должны были отдать свои полномочия югу Тюменской области.
 
 
Переговорная деятельность с представителями руководства Тюменской области была у Добрынина частью его миссии. Владимир Якушев в начале нулевых, будучи вице-губернатором области, был одним из авторов программы «Сотрудничество», об условиях которой долго спорили главы трех субъектов
 
Миссия Николая Добрынина, вспоминает один из политтехнологов, с которым беседовал корреспондент «URA.Ru», была схожа с ролью посла во вражеском государстве, который, находясь на другой территории вполне официально, делает свою диверсионную работу. Эти задачи для команды губернатора Филипенко господин Добрынин выполнял безукоризненно. Формально представительство Югры в Тюмени выполняло представительские функции, но неформально – это был штаб. Его сотрудники собирали информацию в кулуарах больших кабинетов в Тюмени, проводились консультации депутатов облдумы, избранных от ХМАО по поводу того, как голосовать по тем или иным вопросам, имеющим значимость для Югры, учреждались СМИ как инструмент для месседжа для Тюмени о реальной позиции официального Ханты-Мансийска по ключевым вопросам, а иногда в качестве «слива» публиковались материалы о подчиненных работавшего тогда губернатором Тюменской области Сергея Собянина.
 
Один из тюменских журналистов вспоминает интернет-ресурс «Большая Тюмень», который по мнению, бытовавшему среди тюменских политиков, негласно финансировался различными сочувствующими Югре бизнесменами. За организацией и работой этого ресурса, говорили тогда, стоял именно Николай Добрынин.
 
«Газету делают всего три человека – известный в тюменских медиакругах Денис Никулин, помощник депутата Тюменской облдумы Алексей Деев и журналист Василий Паникаровский, – вспоминает собеседник «URA.Ru». – Поэтому очень уж больших денег для такого небольшого коллектива не требуется, хотя некоторые средства, конечно, нужны». По словам источника, в свое время спонсорами проекта выступали депутаты облдумы и бизнесмены Владимир Крамской и Геннадий Куцев. Помогал БТ также гендиректор небольшой нефтяной компании «Янгпур» Гендрик Мундуть, партнер и советник известного олигарха Федора Хорошилова, экс-главы филиала «Сибнефти» в Тюмени и креатуры тогда еще заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Рязанова.
 
Кроме классической работы разведчика и диверсанта на Добрынине лежали также и функции организатора приездов и переговоров губернатора Филипенко. Вот что пишет в своих набросках к мемуарам бывший пресс-секретарь экс-губернатора Югры Анатолий Корнеев (позже Корнеев поставил под сомнение свое авторство в этих записках): «Летом 2005 года отношения с Тюменью вновь накалились. Сергей Собянин все явственнее склонялся к мысли, что тему объединения пора поднимать на всех уровнях. Тюмени не хватало финансовых средств для реализации амбициозных проектов по переустройству города. В средствах массовой информации активно начала подниматься тема – Тюмень это первый русский город за Уралом, именно отсюда началось освоение Сибири, Югра и Ямал – неотъемлемая часть Великой Тюменской области, следовательно, пора заканчивать с сепаратизмом северян.
 
 
При смене губернаторов в ХМАО Николай Добрынин сумел «пережить» даже главного посла Филипенко – руководителя представительства Югры при правительстве РФ Владимира Харитона (справа), который в начале июня ушел в отставку
 
Ямальцы, по своему обыкновению, к лету того года уже почти готовы были сдаться. Юрий Неелов и Сергей Собянин неожиданно подписали соглашение «об экономической интеграции», в котором были тезисы «о последующей интеграции политической». Это был со стороны Неелова удар в поддых нашему Губернатору, последовательно отстаивающему самостоятельность Югры как субъекта Федерации. И сразу в средствах массовой информации появилась новая тема – «Югра – прокладка между двумя братскими народами!».
 
Филипенко, обычно достаточно терпимый к политическим выходкам ямальцев, действовал на удивление быстро и решительно. Он позвонил Юрию Неелову и пригласил его в Ханты-Мансийск для разговора, а нам поручил срочно готовиться к вылету в Тюмень. К прилету Неелова был подготовлен текст соглашения между Тюменью, Югрой и Ямалом, в котором стороны обязуются не посягать на права друг друга. Пока из Салехарда летел Губернатор Ямала, Александр Васильевич созвонился с Собяниным – мы прилетим, жди.
 
Филипенко больше часа беседовал с Нееловым, закрывшись в кабинете, а мы с Олегом Улитиным нервно ходили в ожидании вылета. Наконец переговоры закончились и мы выехали в аэропорт.
 
В Тюмени нас встретил представитель Югры в Тюменской области Николай Михайлович Добрынин. В машине попытались связаться с Сергеем Собяниным. К всеобщему удивлению, он отсутствовал. Секретарь ответила что-то невразумительное – то ли Сергей Семенович на какой-то ферме, то ли еще где-то. «Так, Николай Михайлович, хоть из-под земли, но найди его!», – довольно сдержанно проговорил Филипенко. И через час Добрынин доложил: «Все нормально, Александр Васильевич, Собянин на месте, можно ехать».
 
 
Практически ни одно заседание Тюменской облдумы не проходило без участия в нем Добрынина. На фото – с депутатом Юрием Коневым
 
Был уже седьмой час вечера. Начались долгие часы ожидания результатов переговоров трех Губернаторов. И никто из нас не мог предугадать, чем они могут закончиться. Был прекрасный теплый вечер, и мы с Олегом Николаевичем, испив чаю в представительской столовой, вышли во двор. Сумерки постепенно перешли в летнюю ночь. Изредка по мобильнику звонил Добрынин и сообщал нам, как идут переговоры. А они, по всей вероятности, были бурными и неоднозначными. Собянин стоял на своем, благо недавно принятый федеральный закон под номером девяносто пять позволял ему интерпретировать его в пользу Тюменской области. Мы даже поспорили – удастся или нет подписать соглашение сегодня?
 
И вот, наконец, около двенадцати часов ночи раздался телефонный звонок. Николай Михайлович бодрым голосом сообщил: «Все! Соглашение подписано!»
 
В эту ночь мы почти не спали. Долго обсуждали ход переговоров, рассчитывали - во что округам обойдется полученная в итоге «свобода». Но главное было сделано – Тюмень отказалась от своей «колониальной политики» в отношении Югры и Ямала…»
 
Собеседники нашего агентства считают, что Корнеев принизил влияние Добрынина в ту пору на процессы переговоров между Югрой и Тюменью. В реальности именно Добрынин проводил скрупулезную подготовительную работу, на основе которой позже Филипенко или его правой рукой – главой администрации губернатора ХМАО Виктором Кривых - делались выводы и анализ ситуации.
 
По важности и эффективности выполнения своих функций (как официальных, так и секретных) Николая Добрынина можно сравнить с Фуатом Сайфитдиновым, который, кстати, примерно в тот же период возглавлял представительство Ямала в Тюмени.
 
После подписания пресловутого договора между Тюменью, Югрой и Ямалом, потребности в Николае Добрынине у команды Филипенко не прекратились, просто поменялись задачи главы «посольства» Югры в Тюмени.
 
 
Миссия Добрынина заключалась и в том, чтобы консультировать депутатов Тюменской облдумы от Югры по поводу того, как голосовать по тому или иному закону, который был важен для губернатора Филипенко и его команды. На фото – с сургутянином Виктором Буртным
 
Однако со сменой тенденций в политике федерального центра по отношению к регионам сменился и губернатор ХМАО. И теперь, судя по всему, команде нового губернатора Натальи Комаровой таланты и связи господина Добрынина ни к чему. Эксперты считают, что губернаторы, находящиеся сегодня в «тюменской матрешке» у власти, по любым вопросам могут согласовывать свои позиции без посредников и атташе. Тем более что существование институтов региональных полпредств в том виде, в котором оно было в первой половине нулевых, было чревато рядом издержек для руководства самих регионов, которые они представляли. Зачастую руководители этих полпредств вели свою игру, преследуя свои цели и задачи.
 
Первым поводом для тревоги у глав югорских полпредств в разных регионах стало снижение их статуса. В июле этого года Комарова утвердила положение о представительстве ХМАО при правительстве РФ и в субъектах РФ. Как и планировалось, московское представительство стало правопреемником всех существовавших ранее и реорганизованных представительств ХМАО.
 
Согласно новой структуре, были упразднены должности руководителей представительств автономного округа в субъектах РФ. Они стали замами руководителя, начальниками управления представительств, которое возглавила замгубернатора Фануза Арсланова, пришедшая из «Газпрома».
 
Правда, многие наблюдатели, комментируя уход Добрынина, считают, что в новой ситуации у него была задача не столько сохранить свое влияние и пост, сколько досидеть в представительстве до пенсии. И эту возможность новый губернатор ему щедро предоставила.
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...