Высокая ключевая ставка замедлит рост зарплат. Компаниям придется прекратить битву за кадры из-за дорогих кредитов и падения спроса. Что будет с оплатой труда в этом году, как на нее повлияет повышение МРОТ и кто рискует не получить деньги вовремя, рассказал URA.RU профессор Финансового университета при правительстве, экс-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов.
— Какой будет динамика зарплат в этом году? С одной стороны, дефицит кадров никуда не делся, с другой, высокая ключевая ставка дает о себе знать, и у компаний уже не те ресурсы. Продолжится ли зарплатная гонка?
Вряд ли в этом году зарплаты продолжат так же быстро расти, считает Александр Сафонов
— Основной фактор повышения оплаты труда в России — инфляция. Именно на нее компании ориентируются при повышении зарплат. Исключение — те отрасли, которые быстро растут и остро нуждаются в кадрах. Темпы роста вознаграждений в них опережают среднероссийские. Пример — IT-сфера, где, к тому же, еще и конкуренция за кадры идет не в российском, а в мировом масштабе, и компаниям приходится предлагать зарплаты с учетом внешнего рынка. У маркетплейсов в последнее время был период взрывного роста, из-за чего в стране резко увеличился спрос на курьеров, работников логистических центров, и оплата их труда тоже менялась быстрее, чем в целом по стране. На рост среднего показателя повлияли и сектора, которые выполняют заказы для военно-промышленного комплекса.
Сервисы доставки заманивают работников выгодными предложениями, но на деле заработать такие деньги оказывается сложно
При этом есть большой сектор, в котором задействовано 10 млн человек, и он не реагирует зарплатами на дефицит кадров. Это госслужба в широком смысле — учителя, врачи, работники культуры, лесного хозяйства, чиновники, сотрудники правоохранительных органов. Им жалование поднимают, внося соответствующие показатели в федеральный и региональные бюджеты. В основном повышение соответствует инфляции, а иногда и ниже, если это регионы с невысоким уровнем социально-экономического развития. В коммерческом секторе тоже есть региональная составляющая — в одной и той же отрасли компании в разных субъектах могут находиться в различных условиях и принимать разные решения по вознаграждениям.
Ожидать, что в 2025 году средняя зарплата сохранит такой высокий темп роста, слишком оптимистично. Одна из причин — ограничение потребительского спроса. Высокая инфляция съедает доходы населения. Особенно чувствительны к ней пенсионеры, которых в стране более 40 млн. На повышение цен они реагируют экономией. Да и многие работающие тоже пересматривают свое потребление, отказываются от некоторых покупок.
Поэтому не стоит ждать, что спрос на товары и услуги продолжит быстро расти. А это значит, компании, которые их предлагают, не получат столько дополнительных доходов, чтобы можно было увеличивать заработную плату.
Из-за высокой ставки ЦБ компании берут кредиты под высокие проценты и не могут увеличить фонд оплаты труда
У военно-промышленного комплекса тоже есть пределы роста. В 2022-2024 годах объемы повышались быстрыми темпами, но в итоге он придет к тому, что увеличивать их будет уже не нужно.
Ключевая ставка Центробанка тоже будет тормозить рост зарплат. В обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве длительные циклы производства — от нескольких месяцев до года. Столько времени проходит с момента принятия решения о производстве товара до его выхода на рынок. В течение всего этого цикла предприниматель инвестирует в него деньги. Это могут быть собственные оборотные средства, но из-за роста инфляции их часто не хватает. Приходится занимать у банков, и тут сказывается ключевая ставка. 21% — это условия межбанковского кредита, а предприятиям предлагают брать в долг под 38-40% годовых. И компании вынуждены, чтобы гасить такие кредиты, выделять больше из тех средств, которые поступают после продажи продукции. Это уменьшает возможности повышать зарплату.
— А что будет с зарплатами работников маркетплейсов? Они тоже ощутят на себе охлаждение спроса?
— Количество курьеров так быстро выросло по двум причинам. Во-первых, увеличился потребительский спрос, во-вторых, изменилась структура торговли — люди стали предпочитать доставку походу в магазин. Те тенденции по спросу, о которых я сказал, затронут и электронную торговлю. Даже делая заказ на маркетплейсе, покупатели чаще будут выбирать самовывоз из пункта выдачи, чтобы сэкономить. Новую аудиторию интернет-платформам брать негде, их массовое проникновение уже произошло, а те, кто сохранил привычку ходить в магазины, продолжат это делать. Поэтому спрос на рабочую силу в этом секторе будет стабилизироваться.
— Только стабилизироваться или снижаться?
Закон оставляет работодателям возможность платить зарплату ниже МРОТ
— Вакансий для курьеров, скорее всего, меньше не станет. Их могут размещать не только из-за роста потребности в таких работниках, но и из-за текучки, когда люди уходят, и им нужно искать замену. А уходят они, в том числе, потому что уже поняли, что маркетплейсы применяют те же методики заманивания персонала, которые ранее начали применять агрегаторы такси, чтобы набрать водителей. Вначале объявляется завышенная сумма оплаты, а потом выясняется, что она выдается при определенных условиях, которые очень сложно выполнить. В итоге люди зарабатывают гораздо меньше. В маркетплейсах такая ситуация не только с курьерами, но и с сотрудниками логистических центров, где заявлена высокая оплата, но огромная норма выработки и множество штрафов. Все больше людей об этом узнают, поэтому количество людей, у которых есть желание туда идти, сокращается. В итоге зарплаты там стабилизируются, как это было в такси, и этот сектор уже не будет оказывать такого влияния на рынок труда.
— С 1 января МРОТ повысили на 16,5% — выше годовой инфляции. Как это влияет на общий уровень зарплат?
— В теории повышение МРОТ выше инфляции должно стать драйвером роста зарплат. Но, чтобы поднять на этот уровень оплату труда всем и сохранить уровень дифференциации, работодатель должен иметь 16-20% резерва.
Далеко не у всех он есть, и на практике компания начинает хитрить с учетом рабочего времени. Механизм давно отработан — сотрудников формально переводят на неполный рабочий день.
Задержки зарплат грозят в первую очередь работникам, оформленным как самозанятые и ИП, отметил Александр Сафонов
Кроме того, у нас МРОТ — это вся совокупность выплат работникам, кроме компенсации за особые условия труда. То есть оклад может быть хоть один рубль, а остальное — мотивационная часть. И работодатель всегда может ответить и даже доказать, что сотрудник не выполнил задание, поэтому не получил премию. И, пока МРОТ не будет прописан в законодательстве как минимальный оклад, без учета премий и надбавок, такая практика сохранится.
— Сегодня многие удивляются официальной статистике по росту средних зарплат. Среднемесячная начисленная зарплата в январе, по данным Росстата, составила 88 981 рубль. Почему эти показатели многим кажутся завышенными?
— В этом плане более показательна медианная зарплата — сумма, больше и меньше которой получает одинаковое количество людей. Росстат считает ее долго, пока есть данные только за 2023 год — это 46 тысяч рублей. Но есть статистика банков — они собирают ее очень быстро по своим зарплатным клиентам в разных отраслях. Согласно данным Сбера, медианная зарплата за февраль в целом по стране составила 57 тысяч рублей. Самые высокие показатели в добыче полезных ископаемых — 91 тысяча. В финансах и страховании — 79,5. А в сельском хозяйстве, например, — 50 тысяч, здравоохранении — 46,9, в образовании — 44,6.
Каждый третий россиянин согласен на зарплату «в конверте»
— По данным Роструда, объем просроченной задолженности по зарплатам в феврале вырос в 2,3 раза по сравнению с прошлым годом. Почему это происходит? Будет ли дальше расти этот показатель, и кто в первую очередь рискует столкнуться с задержками?
— Официальная статистика, которую собирает Росстат, не отражает полную картину задолженности по зарплате. В нее попадают только те, кто работает по трудовым договорам. А сейчас многие в России трудятся как ИП, самозанятые или по договору ГПХ, фактически являясь работниками по найму. Их в стране около семи миллионов, и с их учетом размер задолженности больше.
Когда у компаний возникают проблемы с деньгами, они всегда начинают экономить на фонде оплаты труда. Никогда не было такого, чтобы бизнес предпочитал не оплачивать электричество или не покупать ресурсы для производства, — всегда страдает ФОТ.
Это может быть сокращение выплат или их задержка. С 90-х до середины нулевых эта проблема была настолько массовой, что даже успешные компании нефтегазового сектора выплачивали зарплаты не вовремя. Из кризиса они уже вышли и просто пользовались этим как источником дешевого кредита. В 2005 году были приняты новые поправки в административное и уголовное законодательство, после чего работодатели стали относиться к зарплатам ответственнее, хотя полностью проблема не исчезла.
Тех, кто работает по договорам, трудовое законодательство никак не защищает, поэтому компании предпочитают задержать оплату в первую очередь им. У человека выбор — или ждать, или идти в суд. Часто задерживают такие выплаты крупные компании, которые предоставляют единственный рынок и могут не оплачивать работы, потому что деваться от них исполнителям некуда.
В Ингушетии и Дагестане традиционно высокая безработица
— Согласно опросам, треть россиян по-прежнему согласны на зарплаты «в конвертах». С чем это связано?
— Во-первых, потому что нет выбора. Если в отрасли «серые» зарплаты — распространенная практика, переход на работу в другое место проблему не решит. Во-вторых, работодатель объясняет человеку, что так он будет получать больше, потому что компания сэкономит на налогах.
— Как отличается ситуация на рынке труда в разных регионах? Везде ли наблюдаются рекордно низкая безработица и дефицит кадров, о которых говорит федеральная статистика?
— Есть регионы, где работу найти всегда сложно, и сейчас тоже. Традиционно самый высокий уровень безработицы в республиках Северного Кавказа — Дагестане и Ингушетии. Есть проблемы и в других регионах с низким уровнем социально-экономического развития — Калмыкии, Туве, на Алтае. Их объединяет структура экономики, все это — сельскохозяйственные регионы, где нет развитой промышленности. Показатели безработицы в них варьируются от 5% до 19%, самые высокие — на Кавказе.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Высокая ключевая ставка замедлит рост зарплат. Компаниям придется прекратить битву за кадры из-за дорогих кредитов и падения спроса. Что будет с оплатой труда в этом году, как на нее повлияет повышение МРОТ и кто рискует не получить деньги вовремя, рассказал URA.RU профессор Финансового университета при правительстве, экс-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов. — Какой будет динамика зарплат в этом году? С одной стороны, дефицит кадров никуда не делся, с другой, высокая ключевая ставка дает о себе знать, и у компаний уже не те ресурсы. Продолжится ли зарплатная гонка? — Основной фактор повышения оплаты труда в России — инфляция. Именно на нее компании ориентируются при повышении зарплат. Исключение — те отрасли, которые быстро растут и остро нуждаются в кадрах. Темпы роста вознаграждений в них опережают среднероссийские. Пример — IT-сфера, где, к тому же, еще и конкуренция за кадры идет не в российском, а в мировом масштабе, и компаниям приходится предлагать зарплаты с учетом внешнего рынка. У маркетплейсов в последнее время был период взрывного роста, из-за чего в стране резко увеличился спрос на курьеров, работников логистических центров, и оплата их труда тоже менялась быстрее, чем в целом по стране. На рост среднего показателя повлияли и сектора, которые выполняют заказы для военно-промышленного комплекса. При этом есть большой сектор, в котором задействовано 10 млн человек, и он не реагирует зарплатами на дефицит кадров. Это госслужба в широком смысле — учителя, врачи, работники культуры, лесного хозяйства, чиновники, сотрудники правоохранительных органов. Им жалование поднимают, внося соответствующие показатели в федеральный и региональные бюджеты. В основном повышение соответствует инфляции, а иногда и ниже, если это регионы с невысоким уровнем социально-экономического развития. В коммерческом секторе тоже есть региональная составляющая — в одной и той же отрасли компании в разных субъектах могут находиться в различных условиях и принимать разные решения по вознаграждениям. Ожидать, что в 2025 году средняя зарплата сохранит такой высокий темп роста, слишком оптимистично. Одна из причин — ограничение потребительского спроса. Высокая инфляция съедает доходы населения. Особенно чувствительны к ней пенсионеры, которых в стране более 40 млн. На повышение цен они реагируют экономией. Да и многие работающие тоже пересматривают свое потребление, отказываются от некоторых покупок. У военно-промышленного комплекса тоже есть пределы роста. В 2022-2024 годах объемы повышались быстрыми темпами, но в итоге он придет к тому, что увеличивать их будет уже не нужно. Ключевая ставка Центробанка тоже будет тормозить рост зарплат. В обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве длительные циклы производства — от нескольких месяцев до года. Столько времени проходит с момента принятия решения о производстве товара до его выхода на рынок. В течение всего этого цикла предприниматель инвестирует в него деньги. Это могут быть собственные оборотные средства, но из-за роста инфляции их часто не хватает. Приходится занимать у банков, и тут сказывается ключевая ставка. 21% — это условия межбанковского кредита, а предприятиям предлагают брать в долг под 38-40% годовых. И компании вынуждены, чтобы гасить такие кредиты, выделять больше из тех средств, которые поступают после продажи продукции. Это уменьшает возможности повышать зарплату. — А что будет с зарплатами работников маркетплейсов? Они тоже ощутят на себе охлаждение спроса? — Количество курьеров так быстро выросло по двум причинам. Во-первых, увеличился потребительский спрос, во-вторых, изменилась структура торговли — люди стали предпочитать доставку походу в магазин. Те тенденции по спросу, о которых я сказал, затронут и электронную торговлю. Даже делая заказ на маркетплейсе, покупатели чаще будут выбирать самовывоз из пункта выдачи, чтобы сэкономить. Новую аудиторию интернет-платформам брать негде, их массовое проникновение уже произошло, а те, кто сохранил привычку ходить в магазины, продолжат это делать. Поэтому спрос на рабочую силу в этом секторе будет стабилизироваться. — Только стабилизироваться или снижаться? — Вакансий для курьеров, скорее всего, меньше не станет. Их могут размещать не только из-за роста потребности в таких работниках, но и из-за текучки, когда люди уходят, и им нужно искать замену. А уходят они, в том числе, потому что уже поняли, что маркетплейсы применяют те же методики заманивания персонала, которые ранее начали применять агрегаторы такси, чтобы набрать водителей. Вначале объявляется завышенная сумма оплаты, а потом выясняется, что она выдается при определенных условиях, которые очень сложно выполнить. В итоге люди зарабатывают гораздо меньше. В маркетплейсах такая ситуация не только с курьерами, но и с сотрудниками логистических центров, где заявлена высокая оплата, но огромная норма выработки и множество штрафов. Все больше людей об этом узнают, поэтому количество людей, у которых есть желание туда идти, сокращается. В итоге зарплаты там стабилизируются, как это было в такси, и этот сектор уже не будет оказывать такого влияния на рынок труда. — С 1 января МРОТ повысили на 16,5% — выше годовой инфляции. Как это влияет на общий уровень зарплат? — В теории повышение МРОТ выше инфляции должно стать драйвером роста зарплат. Но, чтобы поднять на этот уровень оплату труда всем и сохранить уровень дифференциации, работодатель должен иметь 16-20% резерва. Кроме того, у нас МРОТ — это вся совокупность выплат работникам, кроме компенсации за особые условия труда. То есть оклад может быть хоть один рубль, а остальное — мотивационная часть. И работодатель всегда может ответить и даже доказать, что сотрудник не выполнил задание, поэтому не получил премию. И, пока МРОТ не будет прописан в законодательстве как минимальный оклад, без учета премий и надбавок, такая практика сохранится. — Сегодня многие удивляются официальной статистике по росту средних зарплат. Среднемесячная начисленная зарплата в январе, по данным Росстата, составила 88 981 рубль. Почему эти показатели многим кажутся завышенными? — В этом плане более показательна медианная зарплата — сумма, больше и меньше которой получает одинаковое количество людей. Росстат считает ее долго, пока есть данные только за 2023 год — это 46 тысяч рублей. Но есть статистика банков — они собирают ее очень быстро по своим зарплатным клиентам в разных отраслях. Согласно данным Сбера, медианная зарплата за февраль в целом по стране составила 57 тысяч рублей. Самые высокие показатели в добыче полезных ископаемых — 91 тысяча. В финансах и страховании — 79,5. А в сельском хозяйстве, например, — 50 тысяч, здравоохранении — 46,9, в образовании — 44,6. — По данным Роструда, объем просроченной задолженности по зарплатам в феврале вырос в 2,3 раза по сравнению с прошлым годом. Почему это происходит? Будет ли дальше расти этот показатель, и кто в первую очередь рискует столкнуться с задержками? — Официальная статистика, которую собирает Росстат, не отражает полную картину задолженности по зарплате. В нее попадают только те, кто работает по трудовым договорам. А сейчас многие в России трудятся как ИП, самозанятые или по договору ГПХ, фактически являясь работниками по найму. Их в стране около семи миллионов, и с их учетом размер задолженности больше. Это может быть сокращение выплат или их задержка. С 90-х до середины нулевых эта проблема была настолько массовой, что даже успешные компании нефтегазового сектора выплачивали зарплаты не вовремя. Из кризиса они уже вышли и просто пользовались этим как источником дешевого кредита. В 2005 году были приняты новые поправки в административное и уголовное законодательство, после чего работодатели стали относиться к зарплатам ответственнее, хотя полностью проблема не исчезла. Тех, кто работает по договорам, трудовое законодательство никак не защищает, поэтому компании предпочитают задержать оплату в первую очередь им. У человека выбор — или ждать, или идти в суд. Часто задерживают такие выплаты крупные компании, которые предоставляют единственный рынок и могут не оплачивать работы, потому что деваться от них исполнителям некуда. — Согласно опросам, треть россиян по-прежнему согласны на зарплаты «в конвертах». С чем это связано? — Во-первых, потому что нет выбора. Если в отрасли «серые» зарплаты — распространенная практика, переход на работу в другое место проблему не решит. Во-вторых, работодатель объясняет человеку, что так он будет получать больше, потому что компания сэкономит на налогах. — Как отличается ситуация на рынке труда в разных регионах? Везде ли наблюдаются рекордно низкая безработица и дефицит кадров, о которых говорит федеральная статистика? — Есть регионы, где работу найти всегда сложно, и сейчас тоже. Традиционно самый высокий уровень безработицы в республиках Северного Кавказа — Дагестане и Ингушетии. Есть проблемы и в других регионах с низким уровнем социально-экономического развития — Калмыкии, Туве, на Алтае. Их объединяет структура экономики, все это — сельскохозяйственные регионы, где нет развитой промышленности. Показатели безработицы в них варьируются от 5% до 19%, самые высокие — на Кавказе.