В Болгарии надеются на потепление отношений с Москвой. Это меркантильный интерес или братская любовь?Фото: Дмитрий Азаров/"Коммерсантъ"
Не успела наша страна отпраздновать победу республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США, как появились новые причины для радости российских патриотов. В понедельник, 14 ноября, стали известны итоги голосования в Болгарии и Молдавии. В обеих странах победили кандидаты, которых местные СМИ окрестили пророссийскими — глава партии социалистов «БСП» Румен Радев и председатель Партии социалистов Молдавии Игорь Додон.
Источники «URA.Ru» в предвыборном штабе Додона рассказали, что
никакой помощи со стороны российских дипломатов и политтехнологов во время кампании они не получали.
Тем не менее, именно образ Владимира Путина помог их кандидату добиться победы. «Российские СМИ, которые транслируются также на территории Молдавии, комплементарно отзывались о Додоне, но не переборщили с поддержкой, что сыграло нам только на руку, так как противники не смогли нас обвинить в ангажированности Москвой», — поделился секретом успеха своего кандидата собеседник агентства.
Согласно окончательным данным, за Игоря Додона проголосовало 52,18% избирателей. А за единого кандидата от правых проевропейских партий Майи Санду — 47,82%.
В России и в Молдове по-разному понимают, что такое пророссийский кандидат в президенты, считает директор молдавского Института эффективной политики Виталий Андриевский. По словам политолога, в Молдавии так называют политиков, которые выступают за развитие экономических связей с Россией.
«Таких додонов у нас 90%! Главное, чтобы после выборов у Москвы не наступило разочарование, так как он пророссийский и не захочет вступать в Евразийский союз. Ни один из кандидатов не сможет этого сделать в Молдове.
У нас нет проблем с Западом: и ЕС, и США нам очень помогают, строят дороги и инфраструктуру, но большинство считает, что для полного счастья нам не хватает возрождения экономических отношений с Россией.
Додон поймал эти настроения и победил», — пояснил Андриевский «URA.Ru» позицию электората.
Молдавские фермеры надеются на конец «фруктового» эмбарго с Россией
По словам политолога, на имидже Игоря Додона позитивно сыграло личное знакомство с Владимиром Путиным, а также его рабочая поездка в Москву: все это дало возможность кандидату показать положительное отношение российских властей к кандидату, а значит, и возможность дальнейшей продуктивной работы. Политическим достижением Додона, по мнению Андриевского, станет отмена Кремлем эмбарго на вино и яблоки.
В июле 2014 года Россельхознадзор объявил о введении ограничений на импорт в Россию молдавских фруктов: яблок, груш, айвы, абрикосов, персиков, слив и других. А годом ранее, в сентябре 2013 года, Геннадий Онищенко, который в то время занимал пост главного санитарного врача, объявил о прекращении ввоза в Россию винодельческой продукции из Молдавии.
«Выполнять роль няньки для молдавской экономики мы не намерены», — заявил тогда Онищенко.
В обоих случаях, по официальной версии, у российских надзорных ведомств были вопросы к качеству продукции, в СМИ тогда связывали решение с прозападной политикой Кишинева. Судя по всему, переломить настрой молдаван Москве удалось: Додона активнее остальных регионов поддерживали северные области — там находится основное количество фруктовых хозяйств страны — и южная часть, где располагаются винные производства.
Именно возможное сотрудничество с Таможенным союзом могло стать причиной избрания Додона в Молдавии, считает эксперт по Центральной и Восточной Европе, политобозреватель Иван Преображенский. В свою очередь, в Болгарии, по мнению эксперта, произошло разочарование в правящей партии и в действующем премьере Бойко Борисове.
«Победивший в Болгарии бывший командующий ВВС Румен Радев с таким же успехом пророссийский, как и пронатовский, потому что он большую часть своей службы сотрудничал с альянсом. Действительно, он делал однозначные пророссийские заявления в рамках президентской кампании, а
большинство болгар по опросам достаточно позитивно относятся к России и несколько утомлены ЕС, поскольку их ожидания о стремительном росте благосостояния не оправдались.
Но это не значит, что произошел разворот в сторону России, Болгарии просто некуда разворачиваться, так как Россия не является полноценной альтернативой ЕС. Она помогает балансировать в противостоянии с Брюсселем, когда Болгарии надо чего-то добиться от ЕС, но не более того», — рассказал «URA.Ru» эксперт.
Преображенский считает, что на постсоциалистическом пространстве найти пророссийского политика практически невозможно: «Их там просто нет. Одно дело — это выборы и желание избирателей, другое — реальное политическое положение в этих странах».
Главным мотивом голосования за Радева и Додона политолог считает их обещания повысить благосостояние населения за счет, в том числе, и России:
Чувство ностальгии заставляет болгар и молдаван голосовать за пророссийских кандидатов. Так бедно, как сейчас, они не жили никогда
для Болгарии — уменьшить зависимость экономики от ЕС, для Молдавии — возможное сотрудничество с Таможенным союзом.
Нельзя сказать, что Молдова или, тем более, состоящая в ЕС Болгария, поворачиваются спиной к Брюсселю, утверждают эксперты. Даже если не брать в расчет минимальные полномочия президентов в обоих этих государствах, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков отмечает, что ни Додон, ни Радев к конфронтации с ЕС не призывали:
«Радев называл себя „проевропейским кандидатом“, Додон настаивал на необходимости хороших отношений с Евросоюзом „для сохранения безвизового режима, для развития программ в сфере инфраструктуры“. Последний, впрочем, выступает за расторжение соглашения об ассоциации своей страны с ЕС. Но в целом,
Москва может рассчитывать как минимум на благожелательный нейтралитет новых президентов данных стран».
Победа кандидатов с пророссийским имиджем стала заслугой не столько политики Москвы, сколько сильнейшим разочарованием в политике Запада, считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. В Болгарии со вступлением в ЕС произошла полная деиндустриализация, вырос уровень бедности, страна деградирует и попадает постепенно в зависимость от соседней Турции, что для болгар неприемлемо, подчеркивает политолог.
«В итоге там появился большой запрос на реставрацию старых отношений с Россией. То же самое можно сказать и о Молдавии. Страна получила и Евроассоциацию, и безвизовый режим с ЕС, но от этого лучше жить не стала. Россия ничего принципиального не предлагает в идеологическом плане, разве что консерватизм (популярность правых сил растет в Европе), сохранение прежних понятий о норме, непринятии западных ценностей. Во многом
эти голосования — ностальгические: и молдаванам, и болгарам при старой советской системе жилось значительно лучше, чем сейчас».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Не успела наша страна отпраздновать победу республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США, как появились новые причины для радости российских патриотов. В понедельник, 14 ноября, стали известны итоги голосования в Болгарии и Молдавии. В обеих странах победили кандидаты, которых местные СМИ окрестили пророссийскими — глава партии социалистов «БСП» Румен Радев и председатель Партии социалистов Молдавии Игорь Додон. Источники «URA.Ru» в предвыборном штабе Додона рассказали, что никакой помощи со стороны российских дипломатов и политтехнологов во время кампании они не получали. Тем не менее, именно образ Владимира Путина помог их кандидату добиться победы. «Российские СМИ, которые транслируются также на территории Молдавии, комплементарно отзывались о Додоне, но не переборщили с поддержкой, что сыграло нам только на руку, так как противники не смогли нас обвинить в ангажированности Москвой», — поделился секретом успеха своего кандидата собеседник агентства. Согласно окончательным данным, за Игоря Додона проголосовало 52,18% избирателей. А за единого кандидата от правых проевропейских партий Майи Санду — 47,82%. В России и в Молдове по-разному понимают, что такое пророссийский кандидат в президенты, считает директор молдавского Института эффективной политики Виталий Андриевский. По словам политолога, в Молдавии так называют политиков, которые выступают за развитие экономических связей с Россией. «Таких додонов у нас 90%! Главное, чтобы после выборов у Москвы не наступило разочарование, так как он пророссийский и не захочет вступать в Евразийский союз. Ни один из кандидатов не сможет этого сделать в Молдове. У нас нет проблем с Западом: и ЕС, и США нам очень помогают, строят дороги и инфраструктуру, но большинство считает, что для полного счастья нам не хватает возрождения экономических отношений с Россией. Додон поймал эти настроения и победил», — пояснил Андриевский «URA.Ru» позицию электората. По словам политолога, на имидже Игоря Додона позитивно сыграло личное знакомство с Владимиром Путиным, а также его рабочая поездка в Москву: все это дало возможность кандидату показать положительное отношение российских властей к кандидату, а значит, и возможность дальнейшей продуктивной работы. Политическим достижением Додона, по мнению Андриевского, станет отмена Кремлем эмбарго на вино и яблоки. В июле 2014 года Россельхознадзор объявил о введении ограничений на импорт в Россию молдавских фруктов: яблок, груш, айвы, абрикосов, персиков, слив и других. А годом ранее, в сентябре 2013 года, Геннадий Онищенко, который в то время занимал пост главного санитарного врача, объявил о прекращении ввоза в Россию винодельческой продукции из Молдавии. «Выполнять роль няньки для молдавской экономики мы не намерены», — заявил тогда Онищенко. В обоих случаях, по официальной версии, у российских надзорных ведомств были вопросы к качеству продукции, в СМИ тогда связывали решение с прозападной политикой Кишинева. Судя по всему, переломить настрой молдаван Москве удалось: Додона активнее остальных регионов поддерживали северные области — там находится основное количество фруктовых хозяйств страны — и южная часть, где располагаются винные производства. Именно возможное сотрудничество с Таможенным союзом могло стать причиной избрания Додона в Молдавии, считает эксперт по Центральной и Восточной Европе, политобозреватель Иван Преображенский. В свою очередь, в Болгарии, по мнению эксперта, произошло разочарование в правящей партии и в действующем премьере Бойко Борисове. «Победивший в Болгарии бывший командующий ВВС Румен Радев с таким же успехом пророссийский, как и пронатовский, потому что он большую часть своей службы сотрудничал с альянсом. Действительно, он делал однозначные пророссийские заявления в рамках президентской кампании, а большинство болгар по опросам достаточно позитивно относятся к России и несколько утомлены ЕС, поскольку их ожидания о стремительном росте благосостояния не оправдались. Но это не значит, что произошел разворот в сторону России, Болгарии просто некуда разворачиваться, так как Россия не является полноценной альтернативой ЕС. Она помогает балансировать в противостоянии с Брюсселем, когда Болгарии надо чего-то добиться от ЕС, но не более того», — рассказал «URA.Ru» эксперт. Преображенский считает, что на постсоциалистическом пространстве найти пророссийского политика практически невозможно: «Их там просто нет. Одно дело — это выборы и желание избирателей, другое — реальное политическое положение в этих странах». Главным мотивом голосования за Радева и Додона политолог считает их обещания повысить благосостояние населения за счет, в том числе, и России: для Болгарии — уменьшить зависимость экономики от ЕС, для Молдавии — возможное сотрудничество с Таможенным союзом. Нельзя сказать, что Молдова или, тем более, состоящая в ЕС Болгария, поворачиваются спиной к Брюсселю, утверждают эксперты. Даже если не брать в расчет минимальные полномочия президентов в обоих этих государствах, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков отмечает, что ни Додон, ни Радев к конфронтации с ЕС не призывали: «Радев называл себя „проевропейским кандидатом“, Додон настаивал на необходимости хороших отношений с Евросоюзом „для сохранения безвизового режима, для развития программ в сфере инфраструктуры“. Последний, впрочем, выступает за расторжение соглашения об ассоциации своей страны с ЕС. Но в целом, Москва может рассчитывать как минимум на благожелательный нейтралитет новых президентов данных стран». Победа кандидатов с пророссийским имиджем стала заслугой не столько политики Москвы, сколько сильнейшим разочарованием в политике Запада, считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. В Болгарии со вступлением в ЕС произошла полная деиндустриализация, вырос уровень бедности, страна деградирует и попадает постепенно в зависимость от соседней Турции, что для болгар неприемлемо, подчеркивает политолог. «В итоге там появился большой запрос на реставрацию старых отношений с Россией. То же самое можно сказать и о Молдавии. Страна получила и Евроассоциацию, и безвизовый режим с ЕС, но от этого лучше жить не стала. Россия ничего принципиального не предлагает в идеологическом плане, разве что консерватизм (популярность правых сил растет в Европе), сохранение прежних понятий о норме, непринятии западных ценностей. Во многом эти голосования — ностальгические: и молдаванам, и болгарам при старой советской системе жилось значительно лучше, чем сейчас».