России мешает эффект «нефтяного проклятия»

Александр Мамут пригласил Кудрина на «Стрелку». Что из этого получилось

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Дискуссия "От нефтяной иглы к человеческому капиталу". Москва, кудрин алексей, мамут александр
Александр Мамут и Алексей Кудрин подискутировали под открытым небом Фото:

Алексей Кудрин и Александр Мамут встретились на «Стрелке». На площадке этого столичного института состоялась их открытая беседа о человеческом капитале. Кудрин вспомнил студенческие годы, Мамут заговорил о любви, оба попытались найти ответ на вопрос, что мешает модернизации в России. Почему наша страна регулярно скатывается вниз, а «любить Родину» — это уже прошлый век, как учить детей за границей и оставаться патриотом — в репортаже «URA.Ru».

Во вторник вечером на территории института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» генеральный директор группы компаний Rambler& Co, председатель попечительского совета «Стрелки» Александр Мамут в формате открытой дискуссии поговорил с экс-министром финансов, главой Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексеем Кудриным. Заявленная тема беседы — «От нефтяной иглы к человеческому капиталу» — собрала не одну сотню желающих послушать двух спикеров прямо на улице, а временами и под дождем (благо организаторы позаботились о пледах и дождевиках).

Дискуссия
Количество желающих посетить мероприятие превысило 3000 человек, но мест хватило только 500 посетителям Фото: Антон Белицкий

 

Забегая в конец, отметим, что никаких политических заявлений в этот день не прозвучало. Обошлись и без разговоров про цену на черное золото, а также экономических прогнозов, без которых, кажется, уже нельзя представить дискутирующего Кудрина. Само выражение «нефтяная игла» на встрече прозвучало всего два раза. Главным на протяжении всей дискуссии оставался человеческий капитал.

К слову, в понятии Кудрина — это компетенции, навыки и возможности, которые может реализовать человек.

Мамут понимает его как главный потенциал общества для развития. На вопрос модератора встречи Филиппа Дзядко («Кто однажды вложился в вас?») один из самых богатейших бизнесменов в России ответил, что это были семья и Родина. Кудрин согласился и вспомнил, как после поступления в университет записался в десять библиотек сразу и купил абонементы во все театры Ленинграда.

«Мне казалось, что я так должен был образовываться», — рассказал Кудрин. Он вспомнил, как в студенческие годы из его дипломной работы вычеркивали слово «конкуренция». В Советском Союзе тогда это было запрещенным понятием. Вместо этого следовало писать — «экономическое соревнование». Сегодня же, несмотря на агрессивную пропаганду и усилившийся национализм, возможности у людей, желающих свободно мыслить, есть. «Страна открыта», — заявил глава КГИ и напомнил, что во время СССР не существовало Интернета.

Дискуссия
Алексей Кудрин с ностальгией вспоминал свои студенческие годы, пытаясь найти ответ на вопрос, насколько свободна Россия Фото: Антон Белицкий

 

Развивать научный и инновационный потенциал, по мнению экс-министра финансов, России мешает «эффект нефтяного проклятия». Во время беседы он отметил две парадоксальные вещи: Россия вкладывает в развитие науки и инноваций, больше чем страны Европы, но в итоге они почему-то все равно оказываются успешнее.

«У них бизнес вкладывает в инновации в четыре раза больше, чем государство, а наши компании не ощущают свою зависимость от этих инвестиций», — сделал вывод Кудрин. Проблему, по его словам, можно решить только «замотивировав» предприятия на эти вложения, что сегодня вполне по силам государству.

Замолвили слово и об отсутствии свободы в иерархичной системе школьного и вузовского образования.

«Система студенческих клубов Великобритании и США подготавливает людей, которые способны спорить. У нас же боятся быть неполиткорректными. Культура дискуссии, критического мышления у нас чрезвычайно не развита. России нужно быть более свободной, и создание единых учебников этому мешает», — сказал Кудрин.

«Может создаться впечатление, что к единому учебнику должен прилагаться единый ученик», — поддержал Александр Мамут.

Дискуссия
Александр Мамут считает, что проблемы России кроются в «константах массовой ментальности» Фото: Антон Белицкий

 

В ответ на вопрос, что мешает России совершить модернизационный рывок, глава КГИ упомянул «теорию колеи» декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Последний считает, что Россия, достигая определенного уровня развития, неизменно скатывается вниз. «Мы недооцениваем давление на нас советского прошлого. Нам казалось, что мы можем написать стратегию и шаг за шагом ее исполнять. Оказалось, что на этом пути целый ряд проблем, рисков, отсутствие институтов, борьба за власть, деньги, интересы. Мы захлебнулись в желании этого рывка», — объяснил Кудрин.

Мамут же считает, что дело в «константах массовой ментальности», которые поддаются изменению меньше всего. «Не бывает как в русской сказке: „он поцеловал ее — и она стала красивой“ или „он попросил рыбку — и она все ему принесла“. Это долгая, длинная работа», — высказал точку зрения предприниматель.

Аплодисменты зала сорвал вопрос одной из участниц дискуссии. Девушка призналась, что ей резануло ухо выражение: «Надо любить Родину, свою страну».

«Не кажется ли вам, что это философия прошлого века? Может, задача интеллектуалов в 21 веке — переходить к философии „я люблю свою планету“?» — спросила она.

Ответом на вопрос стали рассуждения Александра Мамута о любви. Бизнесмен вспомнил, что когда-то («правда, в несколько других обстоятельствах») пытался узнать, что означает это понятие. «Никакой другой формулировки не нашел, кроме как „обмен поступками“. Мои поступки связаны с Москвой и Россией. Сейчас, наверное, это немодно говорить, но я бываю за рубежом. Но Москву люблю здесь», — коротко ответил он.

Дискуссия
Организаторы не ставили цель выявить победителей и проигравших. Спикерам было не о чем спорить, они говорили на одном языке Фото: Антон Белицкий

 

Однако парад вопросов, заводящих спикеров в тупик, похоже, только начался.

«Назовите три причины, по которым Россия сегодня может считаться величайшей страной мира», — попросила еще одна слушательница. «Вот у Довлатова в одном из произведений есть момент, когда во время экскурсии экскурсоводам задавали самые необычные вопросы. Например, правду ли говорят, что Ленин умел плавать задом? Я не знаю, как ответить на ваш вопрос», — честно признался Мамут.

На тему, «патриотично или нет учить детей за рубежом», рассуждал уже Алексей Кудрин. «Мы находимся в глобальном мире. Китай посылает сотни детей учиться на Запад, потому что у них этих компетенций нет, но они хотят их изучить», — объяснил экс-министр финансов. По его мнению, это «перемешивание» помогает странам быстрее приобщиться к лучшим ценностям и в итоге стать успешнее.

«Вы сказали, что в развитых странах частные инвестиции в капитал значительно превышают государственные, а в России это не так. Но ведь у нас было довольно много желающих вкладываться в образование и в человеческий капитал. Ходорковский пытался, Зимин, Фонд Сороса. А сегодня одни у нас объявлены иностранными агентами, другие — нежелательными организациями, третьи вообще были вынуждены уехать из России. Можно, конечно, искать причину в „колее“ или „константах“, но не кажется ли вам, Алексей Леонидович, что как минимум одну константу вы знаете даже лично и это Владимир Владимирович Путин?» — под всеобщие одобрительные аплодисменты обратился к Кудрину один из присутствующих.

Дискуссия
Евгений Гонтмахер и Юлий Гусман тоже пришли на «Стрелку» Фото: Антон Белицкий

 

Впрочем, никакого разговора о Путине в этот вечер быть не могло. Глава КГИ лишь напомнил: «Мы сильно повязаны тоталитарным прошлым». И выразил надежду, что эти ограничения будут уменьшаться. «Я бы не хотел сейчас обсуждать персоналию Путина. Это более сложная тема», — отрезал он.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Алексей Кудрин и Александр Мамут встретились на «Стрелке». На площадке этого столичного института состоялась их открытая беседа о человеческом капитале. Кудрин вспомнил студенческие годы, Мамут заговорил о любви, оба попытались найти ответ на вопрос, что мешает модернизации в России. Почему наша страна регулярно скатывается вниз, а «любить Родину» — это уже прошлый век, как учить детей за границей и оставаться патриотом — в репортаже «URA.Ru». Во вторник вечером на территории института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» генеральный директор группы компаний Rambler& Co, председатель попечительского совета «Стрелки» Александр Мамут в формате открытой дискуссии поговорил с экс-министром финансов, главой Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексеем Кудриным. Заявленная тема беседы — «От нефтяной иглы к человеческому капиталу» — собрала не одну сотню желающих послушать двух спикеров прямо на улице, а временами и под дождем (благо организаторы позаботились о пледах и дождевиках).   Забегая в конец, отметим, что никаких политических заявлений в этот день не прозвучало. Обошлись и без разговоров про цену на черное золото, а также экономических прогнозов, без которых, кажется, уже нельзя представить дискутирующего Кудрина. Само выражение «нефтяная игла» на встрече прозвучало всего два раза. Главным на протяжении всей дискуссии оставался человеческий капитал. К слову, в понятии Кудрина — это компетенции, навыки и возможности, которые может реализовать человек. Мамут понимает его как главный потенциал общества для развития. На вопрос модератора встречи Филиппа Дзядко («Кто однажды вложился в вас?») один из самых богатейших бизнесменов в России ответил, что это были семья и Родина. Кудрин согласился и вспомнил, как после поступления в университет записался в десять библиотек сразу и купил абонементы во все театры Ленинграда. «Мне казалось, что я так должен был образовываться», — рассказал Кудрин. Он вспомнил, как в студенческие годы из его дипломной работы вычеркивали слово «конкуренция». В Советском Союзе тогда это было запрещенным понятием. Вместо этого следовало писать — «экономическое соревнование». Сегодня же, несмотря на агрессивную пропаганду и усилившийся национализм, возможности у людей, желающих свободно мыслить, есть. «Страна открыта», — заявил глава КГИ и напомнил, что во время СССР не существовало Интернета.   Развивать научный и инновационный потенциал, по мнению экс-министра финансов, России мешает «эффект нефтяного проклятия». Во время беседы он отметил две парадоксальные вещи: Россия вкладывает в развитие науки и инноваций, больше чем страны Европы, но в итоге они почему-то все равно оказываются успешнее. «У них бизнес вкладывает в инновации в четыре раза больше, чем государство, а наши компании не ощущают свою зависимость от этих инвестиций», — сделал вывод Кудрин. Проблему, по его словам, можно решить только «замотивировав» предприятия на эти вложения, что сегодня вполне по силам государству. Замолвили слово и об отсутствии свободы в иерархичной системе школьного и вузовского образования. «Система студенческих клубов Великобритании и США подготавливает людей, которые способны спорить. У нас же боятся быть неполиткорректными. Культура дискуссии, критического мышления у нас чрезвычайно не развита. России нужно быть более свободной, и создание единых учебников этому мешает», — сказал Кудрин. «Может создаться впечатление, что к единому учебнику должен прилагаться единый ученик», — поддержал Александр Мамут.   В ответ на вопрос, что мешает России совершить модернизационный рывок, глава КГИ упомянул «теорию колеи» декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Последний считает, что Россия, достигая определенного уровня развития, неизменно скатывается вниз. «Мы недооцениваем давление на нас советского прошлого. Нам казалось, что мы можем написать стратегию и шаг за шагом ее исполнять. Оказалось, что на этом пути целый ряд проблем, рисков, отсутствие институтов, борьба за власть, деньги, интересы. Мы захлебнулись в желании этого рывка», — объяснил Кудрин. Мамут же считает, что дело в «константах массовой ментальности», которые поддаются изменению меньше всего. «Не бывает как в русской сказке: „он поцеловал ее — и она стала красивой“ или „он попросил рыбку — и она все ему принесла“. Это долгая, длинная работа», — высказал точку зрения предприниматель. Аплодисменты зала сорвал вопрос одной из участниц дискуссии. Девушка призналась, что ей резануло ухо выражение: «Надо любить Родину, свою страну». «Не кажется ли вам, что это философия прошлого века? Может, задача интеллектуалов в 21 веке — переходить к философии „я люблю свою планету“?» — спросила она. Ответом на вопрос стали рассуждения Александра Мамута о любви. Бизнесмен вспомнил, что когда-то («правда, в несколько других обстоятельствах») пытался узнать, что означает это понятие. «Никакой другой формулировки не нашел, кроме как „обмен поступками“. Мои поступки связаны с Москвой и Россией. Сейчас, наверное, это немодно говорить, но я бываю за рубежом. Но Москву люблю здесь», — коротко ответил он.   Однако парад вопросов, заводящих спикеров в тупик, похоже, только начался. «Назовите три причины, по которым Россия сегодня может считаться величайшей страной мира», — попросила еще одна слушательница. «Вот у Довлатова в одном из произведений есть момент, когда во время экскурсии экскурсоводам задавали самые необычные вопросы. Например, правду ли говорят, что Ленин умел плавать задом? Я не знаю, как ответить на ваш вопрос», — честно признался Мамут. На тему, «патриотично или нет учить детей за рубежом», рассуждал уже Алексей Кудрин. «Мы находимся в глобальном мире. Китай посылает сотни детей учиться на Запад, потому что у них этих компетенций нет, но они хотят их изучить», — объяснил экс-министр финансов. По его мнению, это «перемешивание» помогает странам быстрее приобщиться к лучшим ценностям и в итоге стать успешнее. «Вы сказали, что в развитых странах частные инвестиции в капитал значительно превышают государственные, а в России это не так. Но ведь у нас было довольно много желающих вкладываться в образование и в человеческий капитал. Ходорковский пытался, Зимин, Фонд Сороса. А сегодня одни у нас объявлены иностранными агентами, другие — нежелательными организациями, третьи вообще были вынуждены уехать из России. Можно, конечно, искать причину в „колее“ или „константах“, но не кажется ли вам, Алексей Леонидович, что как минимум одну константу вы знаете даже лично и это Владимир Владимирович Путин?» — под всеобщие одобрительные аплодисменты обратился к Кудрину один из присутствующих.   Впрочем, никакого разговора о Путине в этот вечер быть не могло. Глава КГИ лишь напомнил: «Мы сильно повязаны тоталитарным прошлым». И выразил надежду, что эти ограничения будут уменьшаться. «Я бы не хотел сейчас обсуждать персоналию Путина. Это более сложная тема», — отрезал он.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...