Десятки миллионов бюджетных рублей ушли в черную дыру. Кто-то за это должен ответить |
Этот фильм в Свердловской области ждали давно. Возможно, не все – но лично знаю нескольких депутатов, мечтающих увидеть «Путь на Мангазею» года с 2006-го. Именно тогда впервые публично прозвучал вопрос: «Почему свердловский бюджет выделяет 15 млн. рублей на съемки какого-то фильма?». До этого спрашивать про «Мангазею» было не принято, хотя казна финансировала съемки еще с 2005-го - тогда было выделено 20 млн. Но чиновники старались обходить тему, которая при должном рвении прокуратуры могла бы стать уголовным делом. Тем приятней было приглашение Свердловской киностудии посмотреть первые серии «Пути».
Воробьев правил сценарий
Впрочем, «Путь на Мангазею» - это название для своих, кто в теме. На самом деле сериал (12 серий) уже назвали «Серебро», и именно на него зазывали в Дом кино. Из-за переименования доходило до курьезов. Знакомая, работающая у Анатолия Павлова (генеральный частный спонсор фильма), увидев меня в фойе, первым делом спросила: «Это что за «Серебро»? Когда «Мангазею» доснимут? Уже досняли? Это она и есть? Ха-ха. Это же сколько лет прошло. А как теперь будут бюджеты осваивать? Сейчас своим позвоню, вот они удивятся».
Создатели фильма при этом утверждают, смена названия на сюжет не повлияла – это ровно та картина, о которой в 2004-м рассказали тогдашнему премьеру Алексею Воробьеву, он выпросил две копии сценария, отдал одну губернатору Росселю, вторую оставил себе и после прочтения внес правки, пообещал бюджетные деньги. Что попросил поправить эксперт Воробьев, умалчивается; канву сюжета создатели сериала вообще стараются не рассказывать.
Известно, что на экране 1614 год, когда первый царь династии Романовых Михаил Федорович пытается навести порядок в стране (в том виде, в котором этот порядок трактует его окружение) и входит в конфликт с семьей Строгановых, финансировавших освободительный поход Минина и Пожарского, и также считающих себя государством. Режиссер Юрий Волкогон уверял, в финале у него никто не побеждает – он только создал поле для дискуссии.
Привет из 82-го!
А потом был показ двух первых серий. Говорить о том, что увидели зрители, не хочется. Надо было выйти из зала еще на начальных титрах. Моя соседка – журналист в отличие от меня очень культурный и просвещенный – на третьей минуте шепнула: «Если бы я смотрела телевизор – уже переключила бы». Но редакторское задание – дело святое, пришлось сидеть дальше.
На экране в этот момент показывали невысокого полного мужичка, которому явно велик костюм, потом девицу, с постоянной улыбкой, даже когда по сценарию надо плакать. Ее отец ел блины с красной икрой, потенциальный жених рассказывал, как купил будущему тестю должность в Томске. Потом этот же герой (такой усатый ди Каприо) пытал и убил очередного бородатого человека, русский спас поляка, сжег деревянную избу…
Актеры даже не играли, они просто находились в кадре, давая понять: съемка закончится – и они сразу на основную работу. Никто не пытался ничего изобразить – только глаза пучили. Весь фильм на средних планах, с какой-то натужностью, даже не диалогами, а произношением пустых фраз, со зловещей музыкой, какую на раз выдает синтезатор моего коллеги. Дома специально посмотрел – последний раз так снимали в 1982 году.
Сыграть на комплексах Воробьева
Как такое чудо могло появиться на свет – вопрос открытый. Совершенно точно, ТВ его не заказывало. На все вопросы, где будет показан сериал, его создатели отвечают «на федеральном канале» и намекают, что выбор будет даже не экономическим – политическим. Если исходить из художественной ценности, то, что показали в Екатеринбурге, в России транслировать может только один канал – ТВЦ, где как-то крутили свердловский сериал «Дело было в Гавриловке» (пожалуй, худший телесериал сезона). Намек же на политическую роль значит, что киностудия попробует продавить показ на каналах первой тройки через Эдуарда Росселя. Но представить ЭТО в программе «Первого», «России» или НТВ решительно невозможно (разве, что откаты закупщикам будут колоссальными).
«Мангазея» появилась по иной причине. Это не кино, и даже не телесериал, но памятник второму премьер-министру области. На пресс-конференции, и последовавшей за ней премьере, имя Алексея Воробьева вспоминали неоднократно. В этом и вся разгадка.
Вспомните, что такое 2004 год. Это время, когда Носова выжили из «Единой России», глава администрации губернатора – Вениамин Голубицкий, на пресс-конференции Росселя ходить скучно – вся власть концентрируется в руках Воробьева, который еще немного и станет губернатором. Так, по крайней мере, всем кажется. И вот в этот момент у Алексея Петровича, человека неплохого, но с особым внутренним миром и святой верой в особый уральский этнос, появляется директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов.
Легко себе представляю, как Чурбанов располагает премьера историей о политической значимости фильма (молодой царь пришел к власти, борется с олигархами), а потом вставляет про уральскую историю. Алексей Петрович на все это ведется, начинает что-то добавлять, а Чурбанов кивает. Воробьев при этом даже не думает, почему Свердловская область, к которой Мангазея ну никак не относится, дает на фильм 20 млн. рублей, а администрация Ямала, где этот город существовал, только 10. В его голове, весь Урал – это единое пространство, созданное природой, Богом… и так далее в фирменном воробьевском духе.
Вся идеология Суркова в одном сериале
Сотрудники киностудии говорят, первые бюджетные транши были потрачены в момент. Но Алексей Петрович любит уральскую историю, хорошо относится к людям, и Чурбанов получил дополнительное финансирование из бюджета, и, видимо, сославшись на поддержку Воробьева, еще и финансовую помощь самого непредсказуемого уральского коммерсанта Анатолия Павлова.
Замминистра культуры Петр Стражников после премьеры пытался убедить меня, что польза будет: вся Россия увидит Усть-Утку (про нее будет в других сериях). Правда, чиновник тут же (как зритель) признался, первая серия вызвала у него много вопросов – слишком скомканная. Потом пообещал, что после двух показов по центральному ТВ (интересно, кто и за какие деньги отважится это повторять), фильм перейдет минкульту, который сможет демонстрировать его во всех свердловских деревнях. Там, по идее, должен быть такой же благодарный прием, как в Доме кино, где аудиторию бесплатного показа предварительно накормили пирогами и коньяком. Одна проблема, посмотреть 12 серий за раз – занятие не для слабых. «У нас в министерстве есть диск с сериалом – больше 500 минут. Я трейлер посмотрел», - признался мне Стражников.
В истории с «Мангазеей» важно два момента. Во-первых, все увидели, как жестко окружение Воробьева играло на слабых местах этого странного человека. А когда он оказался без должности – оказался не нужен, 8 октября сериал подарили на день рождения Эдуарду Росселю. Во-вторых, как в угоду политическому моменту наши министерства распределяли бюджетные деньги.
Парфенов пострадал из-за «Мангазеи»
Почему бюджет оплачивал эту работу и не выдвигал четких требований к ней? Четыре года назад на конкурс Минкульта выставляли и более интересные проекты, но побеждал Чурбанов. Вся культурная общественность знала ему цену, но все закрывали глаза, он же снял в третьесортном сериале министра культуры Наталью Ветрову, что-то наплел про уральскую историю Алексею Воробьеву. И поэтому получает из областного бюджета миллион евро. На какой-то сериал. Другие же фильмы, идеи, заявки, с меньшими бюджетами, профинансированы не были – денег уже не хватило. Хотя пользы от «Мангазеи» - ноль.
Финансируя «Мангазею», бюджет отказал в поддержке проекту Леонида Парфенова и Александра Иванова, которые под гарантированный заказ «Первого канала» снимают фильм про Урал. В Минкульте посчитали, что у этого проекта слишком большой бюджет – 5 млн. долларов, но вы не поверите – у «Мангазеи» точно такой же. Только сценарий «Мангазеи» понравился Воробьеву, а когда появился Парфенов – никакого Воробьева во власти уже не было, и минкульт ограничился рекомендательными письмами олигархам и мэрам, а еще помощью со съемками в музеях. Хотя понятно, что рейтинги Парфенова будут на порядок выше «мангазейских». Просто уральский этнос не нужен никому, кроме Алексея Петровича, который продвигал его на деньги 4,5 млн. налогоплательщиков.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!