Олег Каменский считает, что в экономике давно наступили рыночные отношения, а чиновники в регионах, из-за плохой подготовки к пожароопасному сезону, пытаются административными методами заставить концерн исправлять их ошибки |
Сложная обстановка, вызванная лесными и торфяными пожарами в регионах присутствия «Газпрома», дала повод начальнику специального отдела компании «Газпром трансгаз Югорск» Олегу Каменскому озвучить свою точку зрения на проблему. В первую очередь речь идет о регионах присутствия крупнейшей транспортной «дочки» концерна, объекты которой находятся на Ямале, в Югре, Тюменской и Свердловской областях, в Пермском крае. Оказалось, что чиновники в некоторых регионах изначально не были готовы к пожароопасному периоду и теперь пытаются административными методами заставить концерн за его счет исправлять допущенные ими ошибки. Мнение Каменского было опубликовано в ведомственной газете «Транспорт газа», что дает основания полагать, что это позиция не отдельного менеджера, а руководства «Газпрома» в целом. Причем позиция, стоит признать, вполне аргументированная. Подробности – на «URA.Ru».
«Вначале надо сказать несколько слов о действующей структуре в целом, а она достаточно сложная. Взаимодействие осуществляется между тремя вертикалями: государственной властью, МЧС и отраслями, в нашем случае – вертикалью «Газпрома». В свою очередь на каждом уровне этих вертикалей имеет место «разделение труда» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим занимаются: координационные органы, органы повседневного управления и постоянно действующие органы. К примеру, в мирное время работает комиссия по чрезвычайным ситуациям и созданные ею оперативные группы на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. В МЧС своя иерархия, у нас – своя. Таким образом, информация дублируется многократно, что, увы, далеко не всегда повышает эффективность непосредственного тушения пожаров на местах. И события в европейской части страны стали тому свидетельством.
По нашей отраслевой вертикали органы повседневного управления – это Центральный производственно-диспетчерский департамент «Газпрома», ПДС дочерних предприятий и нижестоящие диспетчерские службы филиалов. Постоянно действующим органом на уровне «Газпрома» является мобилизационное управление, ГО и ЧС со специальными отделами дочерних компаний.
Когда сложилась тяжелая ситуация с лесными пожарами, у нас в отделе было организовано круглосуточное оперативное дежурство. Каналы поступления информации разные: доклады диспетчеров ПДС по данным линейных обходчиков, пожары, замеченные с воздуха пилотами «ГазпромАвиа», сообщения работников предприятия в спецотдел оперативному дежурному о замеченных очагах возгорания. Основная задача в данном направлении – взаимодействие с авиалесоохраной, лесхозами, заповедниками, Министерством природных ресурсов и центрами мониторинга единой диспетчерской службы ГО и ЧС субъектов Федерации.
В первой декаде августа в зоне деятельности предприятия насчитывалось 35 очагов лесных пожаров, из них пять вблизи объектов газопроводов не представляли опасности и два опасных. На тушение пожаров привлекались единовременно более 100 работников филиалов и 30 единиц различной техники. Так, в районе поселка Оуса в Пелымском ЛПУ и в районе реки Талья в Уральском ЛПУ ситуация была наиболее сложная. Там велась напряженная работа по локализации пожаров, которая показала, что силы наших филиалов небезграничны. К счастью, непосредственной угрозы крановым узлам и домам линейного обходчика удалось избежать благодаря тому, что филиалы хорошо подготовились к пожароопасному периоду.
А именно, в рамках плановой профилактической и подготовительной работы по обеспечению промышленной и пожарной безопасности были изданы приказы, разработаны противопожарные планы и мероприятия, созданы резервы МТР, организовано оповещение и связь, готовилась техника, проводилось обучение и инструктажи. Проводилась плановая очистка крановых узлов и трассы магистральных газопроводов от поросли. Все это делается систематически каждый год.
Наша главная задача в данной ситуации – сохранить объекты транспорта газа и людей, поэтому мы обязаны быть готовы тушить пожары, угрожающие безопасности газопроводов и трассовых поселков. И мы к этому готовы. В случае недостатка сил и средств, по закону о защите населения и территории от ЧС, мы вправе обратиться за помощью в МЧС России и к субъектам Федерации. Пока же наблюдается обратное – зачастую просят помощи именно у нас. Может обратиться правительство субъекта Федерации или губернатор. Но, по сути, все эти призывы о помощи – признак неготовности и неспособности конкретных должностных лиц, ответственных за данное направление, выполнять свою работу.
При этом налицо явное намерение, к примеру, у Министерства природных ресурсов Свердловской области, переложить свои обязанности по тушению лесных пожаров на «Газпром трансгаз Югорск». Хотя именно собственник лесного фонда обязан иметь согласованные с федеральными и местными органами власти и предприятиями планы тушения пожаров: планы взаимодействия, маршруты выдвижения, схемы организации связи, планы медицинского обеспечения и так далее. И иметь не только эти планы на бумаге, но и средства на их реализацию.
Ещё в преддверии летнего сезона им было необходимо провести тендеры на право тушения пожаров и заключить договоры с заинтересованными организациями, имеющими в своем распоряжении авиацию, спецтехнику, транспорт и людей. Законодательство требует, чтобы люди были застрахованы, обеспечены питанием и медицинской помощью и так далее.
А что на деле? Лесхоз запрашивает у нашего филиала данные о наличии сил и средств по планам ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и лесных пожаров, угрожающих газопроводам. Эти данные лесхоз заносит уже в свой план, а потом Минприроды субъекта требует у нас направить на борьбу с огнем людей, да еще обеспечить их продовольствием и всем необходимым. Причем направить бесплатно.
А с какой стати? Даже если введен режим чрезвычайной ситуации, государство привлекает для тушения пожаров технику и людей только на возмездной основе. В любом случае дорожно-строительная и спецтехника для тушения пожаров выделяется на договорной основе за оплату. В отношении нашего предприятия такие договоры заключаются с важной оговоркой – «при наличии возможности». Потому что у нас основная задача – транспорт газа, и начальник ЛПУ обязан в первую очередь направить технику на ликвидацию аварии, а не на тушение лесного фонда. Защищать свои объекты от пожаров – да, ликвидировать очаги возгорания, делая чужую работу, – нет!
Остается только напомнить нашим партнерам, что в экономике наступили рыночные отношения, а тушение пожаров – это очень серьезная работа, которую никто не обязан делать бесплатно: снимать людей с производства, направлять технику и ГСМ, приобретать снаряжение, нести транспортные расходы и различные риски, в том числе и налоговые. Куда прикажете отнести все эти затраты? Таких статей в бюджете предприятия просто нет. Давайте будем строить цивилизованные договорные отношения».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!