Россиянки не рожают детей, потому что не хотят терять свои зарплаты. Такие выводы можно сделать, если посмотреть на результаты последних социологических опросов. Так, по данным Russian Field, более 60% граждан называют материальные трудности главным препятствием для появления потомства. Молодые семьи понимают, что с рождением ребенка их финансовое положение ухудшится: трат станет больше, а декретные не компенсируют женщине и половины ее заработка. Почему за материнство в России не платят полноценную зарплату, и поможет ли ее введение поднять рождаемость — в материале URA.RU.
Другого способа поднять рождаемость не осталось
Материнство должно оплачиваться, как и любая профессиональная занятость. Иначе российские семьи так и будут рожать по одному ребенку или вовсе останутся без детей. Таким мнением с агентством поделился директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. По его словам, полноценная зарплата матерям и высокие пособия на детей без учета критериев нуждаемости — единственное, что власти еще не протестировали для улучшения демографии. «Все остальные меры уже испробовали, и результата они особо не принесли, — говорит экономист. — Рождаемость только падает».
По словам эксперта, есть два двигателя увеличения рождаемости: деньги и стандарты демографического поведения. «Если семья видит, что вокруг все многодетные, тогда она тоже стремится соответствовать этой норме», — поясняет Зубец. Однако на сегодня стандарт российской семьи приближается скорее к однодетным или вообще бездетным супругам. «Если у нас закрепится такое поведение, вскоре никакие деньги не помогут», — говорит он. В качестве примера Алексей Зубец приводит опыт экономически благополучной Южной Кореи, где фиксируется один из самых низких показателей рождаемости в мире. «Когда демографической нормой становится бездетность, финансовая поддержка семей перестает работать, — уверен собеседник агентства. — Но у России еще есть время этого не допустить».
Материнство уже оплачивается, только эта поддержка называется не зарплатой, а пособиями
«Зарплату» за материнство получают только малоимущие
По сути, материнство уже оплачивается, только эта поддержка от государства называется не зарплатой, а пособиями. В этом убеждена депутат Госдумы Светланы Бессараб. «Почти 11 миллионов семей с детьми в России получают единое пособие, которое назначается с ранних сроков беременности», — говорит она. При этом депутат признает, что право на эту выплату имеют только семьи, подходящие под установленные критерии нуждаемости. По словам Светланы Бессараб, в целом бюджет на оказание поддержки семьям с детьми, включающий все действующие выплаты и пособия, на ближайшие три года составляет почти 10 триллионов рублей. «Государство уже поддерживает материнство, просто это не называется заработной платой», — резюмирует она.
Схожее мнение в беседе с агентством высказал и депутат Государственной Думы Никита Чаплин. «Предложение выплачивать полную зарплату женщинам в декрете, безусловно, заслуживает внимания, — говорит он. — Но вместе с тем, я хотел бы напомнить, что уже сейчас государство оказывает существенную поддержку семьям с детьми». По словам Чаплина, пособие по уходу за ребенком до полутора лет в этом году составляет до 68 тысяч рублей (минимальный размер составляет 10103 рубля — прим. URA.RU), что во многих регионах сопоставимо с полноценной заработной платой.
Также в беседе с журналистом URA.RU депутат напомнил, что по закону женщина имеет возможность получать декретные выплаты и параллельно работать, не теряя при этом право на пособие. «Существует масса вариантов занятости: удаленная, частичная, гибридная, что позволяет совмещать уход за ребенком и трудовую деятельность», — считает парламентарий.
Подработка во время декрета для большинства женщин невозможна
Большинство женщин в декрете лишаются возможности зарабатывать
С мнением депутата не согласен профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Вариант подработки во время декрета для большинства женщин все же трудно осуществим, считает он. «Это еще возможно, когда молодая мама живет недалеко от работы, либо когда ее обязанности можно выполнять удаленно, — говорит экономист. — Но в первую очередь это зависит от вида деятельности. К примеру, как женщина с младенцем будет одновременно работать педагогом или стоять у станка на заводе? Надо понимать, что по структуре занятости, возможность совмещать уход за детьми и работу для многих неприемлем, особенно в ранние периоды жизни ребенка».
По словам Сафонова, другого пути, кроме как создавать условия для выплаты матерям пособий на период декрета, сейчас нет. «Причем это должно быть не пособие по бедности в размере МРОТ, — говорит он. — Размер выплат должен быть сопоставим с расходами». Кроме того, по мнению профессора, особенно стоит обратить внимание на помощь матерям-одиночкам. «Государству стоит более активно участвовать в помощи такого рода семьям, — считает он. — Потому что, родив ребенка, эти женщины в тот же момент оказываются в очень трудной жизненной ситуации. И даже если выплачивать им пособие в размере полутора МРОТ, по сути, это все равно обрекать их на нищету».
Для выплат прежде всего нужно найти источник финансирования
Партия ЛДПР безусловно поддерживает идею выплачивать зарплату матерям, главное найти источник финансированиям. Об этом URA.RU заявил председатель комитета по охране здоровья Госдумы Сергей Леонов. «Здесь возникает вопрос финансовой нагрузки на бюджет страны, — говорит депутат. — Ведь эту зарплату будут платить не работодатели, а государство. А значит, эти средства нужно где-то изыскать». Также Леонов отметил, что подходил бы к оказанию такого рода помощи выборочно. «К сожалению, есть семьи, которые живут на пособия, рожают детей и ведут, так скажем, не совсем правильный образ жизни, — говорит он. — Если таким семьям платить еще и зарплату, в каком состоянии будут их дети? Я не думаю, что это будет на пользу в первую очередь для детей. С другой стороны, есть семьи, которые с трудом сводят концы с концами, но дети живут и воспитываются в любви. Таким однозначно нужно помогать. Поэтому наша партия только за дополнительные выплаты».
При этом в беседе с журналистом агентства депутат подчеркнул, что рост рождаемость зависит не только от денежных средств. «Это многофакторный процесс, — пояснил он. — В качестве примера можно привести республики Северного Кавказа, где уровень жизни ниже, чем во многих российских регионах, но при этом они имеют один из самых высоких показателей рождаемости в стране. Рождаемость не всегда удается повысить только за счет денежных средств. Хотя, безусловно, для каждой семьи это имеет решающее значение».
Найти источник финансирования для новой выплаты, несомненно, сложный вопрос для бюджета, согласился с депутатом экономист Александр Сафонов. «Но, например, есть резерв Социального фонда, связанный со страхованием от несчастных случаев на производстве, — говорит профессор. — Это миллиарды рублей, которые периодически направляются на различные цели. Как источник финансирования можно рассматривать это направление. Деньги есть, вопрос в том, куда их направить».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Россиянки не рожают детей, потому что не хотят терять свои зарплаты. Такие выводы можно сделать, если посмотреть на результаты последних социологических опросов. Так, по данным Russian Field, более 60% граждан называют материальные трудности главным препятствием для появления потомства. Молодые семьи понимают, что с рождением ребенка их финансовое положение ухудшится: трат станет больше, а декретные не компенсируют женщине и половины ее заработка. Почему за материнство в России не платят полноценную зарплату, и поможет ли ее введение поднять рождаемость — в материале URA.RU. Другого способа поднять рождаемость не осталось Материнство должно оплачиваться, как и любая профессиональная занятость. Иначе российские семьи так и будут рожать по одному ребенку или вовсе останутся без детей. Таким мнением с агентством поделился директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. По его словам, полноценная зарплата матерям и высокие пособия на детей без учета критериев нуждаемости — единственное, что власти еще не протестировали для улучшения демографии. «Все остальные меры уже испробовали, и результата они особо не принесли, — говорит экономист. — Рождаемость только падает». По словам эксперта, есть два двигателя увеличения рождаемости: деньги и стандарты демографического поведения. «Если семья видит, что вокруг все многодетные, тогда она тоже стремится соответствовать этой норме», — поясняет Зубец. Однако на сегодня стандарт российской семьи приближается скорее к однодетным или вообще бездетным супругам. «Если у нас закрепится такое поведение, вскоре никакие деньги не помогут», — говорит он. В качестве примера Алексей Зубец приводит опыт экономически благополучной Южной Кореи, где фиксируется один из самых низких показателей рождаемости в мире. «Когда демографической нормой становится бездетность, финансовая поддержка семей перестает работать, — уверен собеседник агентства. — Но у России еще есть время этого не допустить». «Зарплату» за материнство получают только малоимущие По сути, материнство уже оплачивается, только эта поддержка от государства называется не зарплатой, а пособиями. В этом убеждена депутат Госдумы Светланы Бессараб. «Почти 11 миллионов семей с детьми в России получают единое пособие, которое назначается с ранних сроков беременности», — говорит она. При этом депутат признает, что право на эту выплату имеют только семьи, подходящие под установленные критерии нуждаемости. По словам Светланы Бессараб, в целом бюджет на оказание поддержки семьям с детьми, включающий все действующие выплаты и пособия, на ближайшие три года составляет почти 10 триллионов рублей. «Государство уже поддерживает материнство, просто это не называется заработной платой», — резюмирует она. Схожее мнение в беседе с агентством высказал и депутат Государственной Думы Никита Чаплин. «Предложение выплачивать полную зарплату женщинам в декрете, безусловно, заслуживает внимания, — говорит он. — Но вместе с тем, я хотел бы напомнить, что уже сейчас государство оказывает существенную поддержку семьям с детьми». По словам Чаплина, пособие по уходу за ребенком до полутора лет в этом году составляет до 68 тысяч рублей (минимальный размер составляет 10103 рубля — прим. URA.RU), что во многих регионах сопоставимо с полноценной заработной платой. Также в беседе с журналистом URA.RU депутат напомнил, что по закону женщина имеет возможность получать декретные выплаты и параллельно работать, не теряя при этом право на пособие. «Существует масса вариантов занятости: удаленная, частичная, гибридная, что позволяет совмещать уход за ребенком и трудовую деятельность», — считает парламентарий. Большинство женщин в декрете лишаются возможности зарабатывать С мнением депутата не согласен профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Вариант подработки во время декрета для большинства женщин все же трудно осуществим, считает он. «Это еще возможно, когда молодая мама живет недалеко от работы, либо когда ее обязанности можно выполнять удаленно, — говорит экономист. — Но в первую очередь это зависит от вида деятельности. К примеру, как женщина с младенцем будет одновременно работать педагогом или стоять у станка на заводе? Надо понимать, что по структуре занятости, возможность совмещать уход за детьми и работу для многих неприемлем, особенно в ранние периоды жизни ребенка». По словам Сафонова, другого пути, кроме как создавать условия для выплаты матерям пособий на период декрета, сейчас нет. «Причем это должно быть не пособие по бедности в размере МРОТ, — говорит он. — Размер выплат должен быть сопоставим с расходами». Кроме того, по мнению профессора, особенно стоит обратить внимание на помощь матерям-одиночкам. «Государству стоит более активно участвовать в помощи такого рода семьям, — считает он. — Потому что, родив ребенка, эти женщины в тот же момент оказываются в очень трудной жизненной ситуации. И даже если выплачивать им пособие в размере полутора МРОТ, по сути, это все равно обрекать их на нищету». Главная трудность — найти источник финансирования Партия ЛДПР безусловно поддерживает идею выплачивать зарплату матерям, главное найти источник финансированиям. Об этом URA.RU заявил председатель комитета по охране здоровья Госдумы Сергей Леонов. «Здесь возникает вопрос финансовой нагрузки на бюджет страны, — говорит депутат. — Ведь эту зарплату будут платить не работодатели, а государство. А значит, эти средства нужно где-то изыскать». Также Леонов отметил, что подходил бы к оказанию такого рода помощи выборочно. «К сожалению, есть семьи, которые живут на пособия, рожают детей и ведут, так скажем, не совсем правильный образ жизни, — говорит он. — Если таким семьям платить еще и зарплату, в каком состоянии будут их дети? Я не думаю, что это будет на пользу в первую очередь для детей. С другой стороны, есть семьи, которые с трудом сводят концы с концами, но дети живут и воспитываются в любви. Таким однозначно нужно помогать. Поэтому наша партия только за дополнительные выплаты». При этом в беседе с журналистом агентства депутат подчеркнул, что рост рождаемость зависит не только от денежных средств. «Это многофакторный процесс, — пояснил он. — В качестве примера можно привести республики Северного Кавказа, где уровень жизни ниже, чем во многих российских регионах, но при этом они имеют один из самых высоких показателей рождаемости в стране. Рождаемость не всегда удается повысить только за счет денежных средств. Хотя, безусловно, для каждой семьи это имеет решающее значение». Найти источник финансирования для новой выплаты, несомненно, сложный вопрос для бюджета, согласился с депутатом экономист Александр Сафонов. «Но, например, есть резерв Социального фонда, связанный со страхованием от несчастных случаев на производстве, — говорит профессор. — Это миллиарды рублей, которые периодически направляются на различные цели. Как источник финансирования можно рассматривать это направление. Деньги есть, вопрос в том, куда их направить».