«Уже два месяца в Госдуме обсуждают, что делать с Тюменской областью»
Федеральные кланы схлестнулись за будущее богатого и свободного субъекта: три кандидата, местным отказали. Полный расклад
Размер текста
-
17
+
Будущее Тюменской области зависит от влиятельности кланов Сергея Собянина (слева) и Игоря Сечина (в центре). Один из заинтересантов - Сергей Шматко (справа)
В политике не бывает тишины: публично кажется, что в сложносоставной Тюменской области все спокойно. Но нет: федеральные политики устраивают мозговые штурмы о будущем региона. Вариантов масса: классическое объединение, выделение Ямала, присоединение Курганской области. Схлестнулись разные группы влияния. В губернаторы смотрят советника президента, бывшего федерального министра и даже одного полярника. Последние федеральные сводки с этого поля боя – в нашей сводке.
Тюменская область снова попала в федеральную повестку. В Госдуме депутаты кулуарно, в курилке и на деловых встречах разрабатывают план укрупнения региона. Еще нет однозначного решения вопроса, политического и экономического концепта: группы парламентариев и бизнесменов только начали лоббировать свои варианты. Наверняка известно только одно: в 2015 году истекает срок договора о сотрудничестве между органами госвласти Югры, Ямала и Тюменской области, и из Кремля дан сигнал придумать новый формат взаимодействия территорий.
Как рассказал источник «URA.Ru» в российском парламенте, работа по разработке схемы объединения «тюменской матрешки» ведется внутри фракции «Единая Россия», и в основном обсуждаются два конкурирующих варианта. Первый - это традиционная схема с присоединением к югу Тюменской области Югры и Ямала и второй - с сохранением за Ямалом автономии и укрупнением трех других регионов: Курганской области, Тюмени и Югры.
По нашей информации, вариант суперрегиона лоббирует так называемая «нефтяная группа» во главе с Игорем Сечиным. Как объясняют эксперты, «тюменская матрешка» им нужна в формате «три в одном» из экономических соображений. Источник, близкий к окружению Игоря Сечина, рассказывает: «ЯНАО, ХМАО и Тюменская область должна работать как единая технологическая структура. Объективно добыча углеводородов падает, поэтому пора пересмотреть подход к производству внутри субъектов и создать новые, более эффективные налоговые цепочки, которые будут замкнуты на одном руководителе «Большой Тюмени». И, разумеется, для нас оптимально, если этот пост займет человек, не чуждый интересам нефтяного бизнеса».
Среди возможных кандидатов на пост супергубернатора называют бывшего министра природных ресурсов, сегодня помощника президента Игоря Трутнева, сенатора и знаменитого полярника Артура Чилингарова, экс-главу Минэнерго Сергея Шматко. Как поясняет «URA.Ru» один из авторов этого политического сценария, никто из действующих руководителей регионов «тюменской матрешки» не рассматривается в качестве возможного кандидата. «У всех троих высокая концентрация на своих собственных политических амбициях и за каждым - ангажированность интересами конкретного региона. Они интегрированы в местные элиты: это лишнее в наших задачах. Скажу лишь осторожно, что при правильном поведении может идти речь о сохранении за ними определенных постов в руководящем аппарате «тюменской матрешки», - рассказывает наш источник.
У этого плана в экономическом блоке правительства есть свои противники. В частности, в Минфине и в Министерстве экономического развития указывают на нецелесообразность такого укрупнения регионов из-за самодостаточности всех трех территорий. «Проблема бюджетного выравнивания никак не решается. Ямал, Тюмень и Югра регионы-доноры», - поясняет эксперт из Минфина. Поэтому парламентариям поручено разрабатывать и другую схему, по которой к успешным регионам пристегивают бедную Курганскую область. Но, как рассказывают политтехнологи, близкие к Кремлю, у этой схемы есть и политическая подоплека: Ямал в силу стратегического положения региона (планы по освоению полуострова, широтный ход, выход на шельф, госграница) предлагается оставить самостоятельным субъектом.
Работа над проектами по укрупнению «тюменской матрешки» ведется в атмосфере строжайшей секретности: в органах власти понимают, насколько негативно население в автономных регионах отнесется к объединению.
На вопрос «URA.Ru», что сейчас происходит в Госдуме вокруг темы «Большой Тюмени», единоросс и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин категорически заявил, что тема не актуальна и не обсуждается. А первый зампред комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока и тоже член фракции «Единая Россия» Валентина Пивненко осторожно заметила, что вопрос очень острый, поэтому нужно проводить референдум: «Пусть жители Тюменской области решают, насколько их благополучие изменится. Нельзя ни один регион в "тюменской матрешке" назвать слабым звеном, хотя проблемы есть везде, и главная - бюджетная обеспеченность, между федеральным центром, регионом и местной властью. Одна из серьезных угроз объединения в социальном плане: управляемость большой территорией, поэтому в случае укрупнения нужно не допустить удаление власти от населения», - сказала она.
Депутат-коммунист Вадим Соловьев, между тем, подтвердил нам, что проблема «тюменской матрешки» активно обсуждается в парламенте последние два месяца, но не на заседаниях и комиссиях Госдумы, а на неформальных встречах. «Наша партия выступает категорически против, формат трехстороннего договора автономий и Тюмени - это оптимальный способ взаимодействия. Не надо никого ни с кем объединять: пилотные проекты не оправдали себя», - считает он.
Но пиарщики, которые работали с Сергеем Собяниным в период его губернаторства в Тюменской области и лоббировали упомянутое соглашение «трех регионов», рассказывают, что этот договор принимался с расчетом спрогнозировать возможные последствия объединения, проверить их на практике. По информации «URA.Ru», в Кремле оценивают результаты положительно, именно поэтому элитам дан сигнал подготовить проект дальнейшей интеграции к 2015 году, когда и полномочия губернаторов истекут, и срок договора закончится. Правда, некоторые экономисты полагают, что все будет зависеть от экономической обстановки в стране: при проблемах с бюджетами никто не решится на такие серьезные реформы в стратегических регионах.
Напомним, что объединение регионов России началось 10 лет назад при поддержке Владимира Путина. Процесс, в первую очередь, затронул «матрешечные» субъекты России — края и области, в состав которых входили автономные округа. В результате с 2003 по 2008 год число субъектов федерации сократилось с 89 до 83, прекратили самостоятельное существование шесть из десяти автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на край. В Уральском округе в это время обсуждалась возможность создания нового субъекта РФ за счет объединения Тюменской области и двух автономных округов с преобразованием их в Тюменский или Западно-Сибирский край.
Считается, что с этой темой в Тюменскую область заходил Сергей Собянин и позже пошел на конфликт с экс-губернатором Югры Александром Филипенко, который был ярым противником объединения. Собственно уже Собянину вице-премьеру приписывают отставку Филипенко с целью устранить помеху для продолжения проекта по укрупнению «тюменской матрешки». Нового губернатора ХМАО Наталью Комарову, по информации политтехнологов, назначали под эту же тему.
«Но экономический кризис 2008 года смешал все карты, - рассказывает один из бывших сотрудников Минрегиона. - Правительство и Кремль не могли пойти на подобные шаги и обострить и так не стабильную тогда социальную обстановку». Потом пришла пора избирательных компаний - сначала в Госдуму, дальше президентские выборы: не время проводить непопулярные среди населения реформы. За этот период губернаторы «тюменской матрешки» срослись со своими позициями и начали вести свои политические игры. Но, как считают политологи, все они, будучи федеральными назначенцами, по первому сигналу возьмут курс на объединение, даже если для этого придется поступиться своими интересами.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В политике не бывает тишины: публично кажется, что в сложносоставной Тюменской области все спокойно. Но нет: федеральные политики устраивают мозговые штурмы о будущем региона. Вариантов масса: классическое объединение, выделение Ямала, присоединение Курганской области. Схлестнулись разные группы влияния. В губернаторы смотрят советника президента, бывшего федерального министра и даже одного полярника. Последние федеральные сводки с этого поля боя – в нашей сводке. Тюменская область снова попала в федеральную повестку. В Госдуме депутаты кулуарно, в курилке и на деловых встречах разрабатывают план укрупнения региона. Еще нет однозначного решения вопроса, политического и экономического концепта: группы парламентариев и бизнесменов только начали лоббировать свои варианты. Наверняка известно только одно: в 2015 году истекает срок договора о сотрудничестве между органами госвласти Югры, Ямала и Тюменской области, и из Кремля дан сигнал придумать новый формат взаимодействия территорий. Как рассказал источник «URA.Ru» в российском парламенте, работа по разработке схемы объединения «тюменской матрешки» ведется внутри фракции «Единая Россия», и в основном обсуждаются два конкурирующих варианта. Первый - это традиционная схема с присоединением к югу Тюменской области Югры и Ямала и второй - с сохранением за Ямалом автономии и укрупнением трех других регионов: Курганской области, Тюмени и Югры. По нашей информации, вариант суперрегиона лоббирует так называемая «нефтяная группа» во главе с Игорем Сечиным. Как объясняют эксперты, «тюменская матрешка» им нужна в формате «три в одном» из экономических соображений. Источник, близкий к окружению Игоря Сечина, рассказывает: «ЯНАО, ХМАО и Тюменская область должна работать как единая технологическая структура. Объективно добыча углеводородов падает, поэтому пора пересмотреть подход к производству внутри субъектов и создать новые, более эффективные налоговые цепочки, которые будут замкнуты на одном руководителе «Большой Тюмени». И, разумеется, для нас оптимально, если этот пост займет человек, не чуждый интересам нефтяного бизнеса». Среди возможных кандидатов на пост супергубернатора называют бывшего министра природных ресурсов, сегодня помощника президента Игоря Трутнева, сенатора и знаменитого полярника Артура Чилингарова, экс-главу Минэнерго Сергея Шматко. Как поясняет «URA.Ru» один из авторов этого политического сценария, никто из действующих руководителей регионов «тюменской матрешки» не рассматривается в качестве возможного кандидата. «У всех троих высокая концентрация на своих собственных политических амбициях и за каждым - ангажированность интересами конкретного региона. Они интегрированы в местные элиты: это лишнее в наших задачах. Скажу лишь осторожно, что при правильном поведении может идти речь о сохранении за ними определенных постов в руководящем аппарате «тюменской матрешки», - рассказывает наш источник. У этого плана в экономическом блоке правительства есть свои противники. В частности, в Минфине и в Министерстве экономического развития указывают на нецелесообразность такого укрупнения регионов из-за самодостаточности всех трех территорий. «Проблема бюджетного выравнивания никак не решается. Ямал, Тюмень и Югра регионы-доноры», - поясняет эксперт из Минфина. Поэтому парламентариям поручено разрабатывать и другую схему, по которой к успешным регионам пристегивают бедную Курганскую область. Но, как рассказывают политтехнологи, близкие к Кремлю, у этой схемы есть и политическая подоплека: Ямал в силу стратегического положения региона (планы по освоению полуострова, широтный ход, выход на шельф, госграница) предлагается оставить самостоятельным субъектом. Работа над проектами по укрупнению «тюменской матрешки» ведется в атмосфере строжайшей секретности: в органах власти понимают, насколько негативно население в автономных регионах отнесется к объединению. На вопрос «URA.Ru», что сейчас происходит в Госдуме вокруг темы «Большой Тюмени», единоросс и зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин категорически заявил, что тема не актуальна и не обсуждается. А первый зампред комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока и тоже член фракции «Единая Россия» Валентина Пивненко осторожно заметила, что вопрос очень острый, поэтому нужно проводить референдум: «Пусть жители Тюменской области решают, насколько их благополучие изменится. Нельзя ни один регион в "тюменской матрешке" назвать слабым звеном, хотя проблемы есть везде, и главная - бюджетная обеспеченность, между федеральным центром, регионом и местной властью. Одна из серьезных угроз объединения в социальном плане: управляемость большой территорией, поэтому в случае укрупнения нужно не допустить удаление власти от населения», - сказала она. Депутат-коммунист Вадим Соловьев, между тем, подтвердил нам, что проблема «тюменской матрешки» активно обсуждается в парламенте последние два месяца, но не на заседаниях и комиссиях Госдумы, а на неформальных встречах. «Наша партия выступает категорически против, формат трехстороннего договора автономий и Тюмени - это оптимальный способ взаимодействия. Не надо никого ни с кем объединять: пилотные проекты не оправдали себя», - считает он. Но пиарщики, которые работали с Сергеем Собяниным в период его губернаторства в Тюменской области и лоббировали упомянутое соглашение «трех регионов», рассказывают, что этот договор принимался с расчетом спрогнозировать возможные последствия объединения, проверить их на практике. По информации «URA.Ru», в Кремле оценивают результаты положительно, именно поэтому элитам дан сигнал подготовить проект дальнейшей интеграции к 2015 году, когда и полномочия губернаторов истекут, и срок договора закончится. Правда, некоторые экономисты полагают, что все будет зависеть от экономической обстановки в стране: при проблемах с бюджетами никто не решится на такие серьезные реформы в стратегических регионах. Напомним, что объединение регионов России началось 10 лет назад при поддержке Владимира Путина. Процесс, в первую очередь, затронул «матрешечные» субъекты России — края и области, в состав которых входили автономные округа. В результате с 2003 по 2008 год число субъектов федерации сократилось с 89 до 83, прекратили самостоятельное существование шесть из десяти автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на край. В Уральском округе в это время обсуждалась возможность создания нового субъекта РФ за счет объединения Тюменской области и двух автономных округов с преобразованием их в Тюменский или Западно-Сибирский край. Считается, что с этой темой в Тюменскую область заходил Сергей Собянин и позже пошел на конфликт с экс-губернатором Югры Александром Филипенко, который был ярым противником объединения. Собственно уже Собянину вице-премьеру приписывают отставку Филипенко с целью устранить помеху для продолжения проекта по укрупнению «тюменской матрешки». Нового губернатора ХМАО Наталью Комарову, по информации политтехнологов, назначали под эту же тему. «Но экономический кризис 2008 года смешал все карты, - рассказывает один из бывших сотрудников Минрегиона. - Правительство и Кремль не могли пойти на подобные шаги и обострить и так не стабильную тогда социальную обстановку». Потом пришла пора избирательных компаний - сначала в Госдуму, дальше президентские выборы: не время проводить непопулярные среди населения реформы. За этот период губернаторы «тюменской матрешки» срослись со своими позициями и начали вести свои политические игры. Но, как считают политологи, все они, будучи федеральными назначенцами, по первому сигналу возьмут курс на объединение, даже если для этого придется поступиться своими интересами.