Обновив идеологию Госсовета, президент России Владимир Путин, создал первую в стране площадку, на которой губернаторы из конкурирующих кланов будут отстаивать свои интересы и атаковать конкурентов. Федеральные власти увидели этот потенциал Госсовета в ходе закрытых дискуссий губернаторов о борьбе с COVID-19. Таким образом, Госсовет — пока единственный орган власти, реформированный в ходе изменения Конституции под задачу перераспределения президентских полномочий в ожидании трансфера 2024 года.
В понедельник — перед очередным заседанием Госсовета — президент России Владимир Путин подписал указы о составе и структуре Госсовета. Теперь это не консультативный, а «конституционный государственный орган», который будет вырабатывать решения по ключевым для РФ вопросам. Возглавляет его президент. В Госсовете будет 18 профильных комиссий, которые возглавляют губернаторы. Еще две комиссии возглавили руководитель администрации президента Антон Вайно («единство публичной власти») и его первый заместитель Сергей Кириенко (оценка эффективности региональных правительств).
Подавляющее количество комиссий Госсовета возглавят губернаторы
Указы и законы подписаны в развитие изменений в Конституции, которые Путин инициировал в начале года. Тогда эксперты связывали поправки с завершением президентских полномочий в 2024 году, когда все ждали трансфера власти. Первая редакция инициативы трактовалась как желание усилить несколько основных властных институций, ослабив президентскую власть так, чтобы страной управлял хоть и один человек, но свои действия он был бы вынужден согласовывать с руководителями разных структур.
Впрочем, эта концепция быстро изменилась: уже через несколько дней в Госдуму поступили расширенные версии проектов, и полномочия парламента оказались не столь широкими, как ждали. Ближе к лету и вовсе оказалось, что изменения в Конституцию позволят Владимиру Путину в 2024 году баллотироваться в президенты. Реформа власти казалась свернутой, но подписанные главой государства указы о Госсовете продемонстрировали, что идея усиления отдельных структур сохранилась.
Источник агентства в губернаторском корпусе говорит, что Госсовет станет структурой, где главы регионов смогут, споря друг с другом, добиваться своего.
Он рассказал, что так уже было: весной во время первого локдауна позиция мэра Москвы Сергея Собянина подверглась резкой критике коллег. «Собянин требовал срочно закрывать все регионы по примеру Москвы, но мы доказывали, что у нас не такая страшная ситуация, и торопиться не стоит», — вспоминает собеседник агентства.
Тогда — в момент малой информированности о сути COVID-19 — Собянину удалось убедить федеральные власти в своей правоте, и регионы один за другим повторяли все меры, принимаемые Москвой. URA.RU писало, что на несколько недель (особенно, когда заболел премьер Михаил Мишустин) Сергей Собянин стал главным борцом с коронавирусом в стране. На видеоконференциях с губернаторами — в статусе главы профильной рабочей группы Госсовета — он давал указания кому и что делать, принимал отчеты о количестве койкомест с подведенным кислородом.
Впрочем, длилось это недолго, и уже в начале лета Сергей Собянин прекратил проведение подобных мероприятий, передав управление премьер-министру. А вскоре подвергся жесткой критике. Собеседник агентства рассказал, что когда мэрия Москвы вновь начала готовиться ужесточать меры проживания в городе, группа губернаторов выступила резко против повторения столичного опыта в провинциях.
Челябинский губернатор Текслер был одним из самых ярких противников тотального локдауна. Теперь у него будет больше рычагов для отстаивания позиций
«Россия защищена от коронавируса огромной территорией, даже в городах-миллионниках у нас плотность населения ниже московской, — приводит свою логику один из губернаторов, недовольных применением методов Собянина. — Нам не нужен был никакой жесткий локдаун. Мы точечными мерами могли бы решить ситуацию, и сами бы ввели ограничения, анализируя статистику, а не по жесткому графику из Москвы. К счастью, осенью удалось доказать непродуманность такого повторения, и Москва жила сама по себе, а мы — сами по себе».
Другие опрошенные губернаторы также винят весенний локдаун в нанесении необоснованного удара по региональным бюджетам. В 2021 году бюджеты регионов, с главами которых удалось поговорить URA.RU, потеряют в среднем 10-15% доходов от уровня 2020 года. «Этого можно было избежать. Хорошо, что осенью нам разрешили самостоятельно принимать решения — так мы смогли смягчить удар», — говорит источник агентства. По его данным, челябинский губернатор Алексей Текслер был одним из самых сильных противников тотальных локдаунов.
Считая ситуацию с COVID-борьбой эталонной, источник агентства считает, что эта практика в Госсовете будет постоянной. «По новому закону, мы сможем спорить на понятной площадке», — говорит источник.
Игорь Левитин заявил, что Госсовет должен стать местом для широкой дискуссии
Участник подготовки заседаний Госсовета на условиях анонимности рассказал URA.RU, что на закрытых заседаниях комиссий происходят жесткие споры, и это то, что хочет видеть руководство страны: «Все губернаторы представляют те или кланы. Госсовет призван обеспечить более равномерное распределение влияния между этими группами».
Интересно, что, разъясняя журналистам понедельничные указы Владимира Путина, его советник Игорь Левитин также назвал рабочую группу по борьбе с коронавирусом под председательством мэра Москвы Сергея Собянина примером для работы Госсовета. «Мы должны взять за базу то, что весной делала рабочая группа по борьбе с ковидом. Тогда нужна была реакция с мест. Губернаторы рассказывали, что происходит в территориях и как исправить ситуацию. Но главы регионов не всегда могут быстро сориентироваться и оперативно отреагировать. А на рабочей группе могли узнать, что происходит в других регионах, задать вопросы членам правительства и коллегам», — поделился Левитин.
На заседании Госсовета 23 декабря докладчиками по теме о том, как ввести национальные приоритеты в систему оценки эффективности губернаторов, будут два антагониста: Сергей Собянин и Алексей Текслер.
Политолог Марат Баширов подчеркивает, что Госсовет сыграет свою главную роль к выборам мэра Москвы 2023 года, которые станут «тренировкой перед президентской кампанией», и выборам президента 2024 года. «Если Россия плавно подойдет к трансферу власти, то влияние и благосостояние страны будут только увеличиваться. Запад это понимает, потому ему нужно экономически поставить страну на колени. И здесь важна системность ответа. А она формируется не через понятия, а через поправки в Конституцию. 2023 и 2024 годы — ключевые. И главную роль здесь сыграет Госсовет», — уверен эксперт.
Усиление статуса и полномочий Госсовета делает его главным политическим институтом страны, заявляет директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский. «Усиление Госсовета происходит в рамках президентской задачи повышения эффективности власти. Он оказался эффективной площадкой, на которой сходятся эксперты региональной, федеральной власти и профильные руководители. Госсовет втягивает самые эффективные практики. Пока он только наращивает ресурсную „мускулатуру“ и компетенции», — резюмировал эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Обновив идеологию Госсовета, президент России Владимир Путин, создал первую в стране площадку, на которой губернаторы из конкурирующих кланов будут отстаивать свои интересы и атаковать конкурентов. Федеральные власти увидели этот потенциал Госсовета в ходе закрытых дискуссий губернаторов о борьбе с COVID-19. Таким образом, Госсовет — пока единственный орган власти, реформированный в ходе изменения Конституции под задачу перераспределения президентских полномочий в ожидании трансфера 2024 года. В понедельник — перед очередным заседанием Госсовета — президент России Владимир Путин подписал указы о составе и структуре Госсовета. Теперь это не консультативный, а «конституционный государственный орган», который будет вырабатывать решения по ключевым для РФ вопросам. Возглавляет его президент. В Госсовете будет 18 профильных комиссий, которые возглавляют губернаторы. Еще две комиссии возглавили руководитель администрации президента Антон Вайно («единство публичной власти») и его первый заместитель Сергей Кириенко (оценка эффективности региональных правительств). Указы и законы подписаны в развитие изменений в Конституции, которые Путин инициировал в начале года. Тогда эксперты связывали поправки с завершением президентских полномочий в 2024 году, когда все ждали трансфера власти. Первая редакция инициативы трактовалась как желание усилить несколько основных властных институций, ослабив президентскую власть так, чтобы страной управлял хоть и один человек, но свои действия он был бы вынужден согласовывать с руководителями разных структур. Впрочем, эта концепция быстро изменилась: уже через несколько дней в Госдуму поступили расширенные версии проектов, и полномочия парламента оказались не столь широкими, как ждали. Ближе к лету и вовсе оказалось, что изменения в Конституцию позволят Владимиру Путину в 2024 году баллотироваться в президенты. Реформа власти казалась свернутой, но подписанные главой государства указы о Госсовете продемонстрировали, что идея усиления отдельных структур сохранилась. Источник агентства в губернаторском корпусе говорит, что Госсовет станет структурой, где главы регионов смогут, споря друг с другом, добиваться своего. Он рассказал, что так уже было: весной во время первого локдауна позиция мэра Москвы Сергея Собянина подверглась резкой критике коллег. «Собянин требовал срочно закрывать все регионы по примеру Москвы, но мы доказывали, что у нас не такая страшная ситуация, и торопиться не стоит», — вспоминает собеседник агентства. Тогда — в момент малой информированности о сути COVID-19 — Собянину удалось убедить федеральные власти в своей правоте, и регионы один за другим повторяли все меры, принимаемые Москвой. URA.RU писало, что на несколько недель (особенно, когда заболел премьер Михаил Мишустин) Сергей Собянин стал главным борцом с коронавирусом в стране. На видеоконференциях с губернаторами — в статусе главы профильной рабочей группы Госсовета — он давал указания кому и что делать, принимал отчеты о количестве койкомест с подведенным кислородом. Впрочем, длилось это недолго, и уже в начале лета Сергей Собянин прекратил проведение подобных мероприятий, передав управление премьер-министру. А вскоре подвергся жесткой критике. Собеседник агентства рассказал, что когда мэрия Москвы вновь начала готовиться ужесточать меры проживания в городе, группа губернаторов выступила резко против повторения столичного опыта в провинциях. «Россия защищена от коронавируса огромной территорией, даже в городах-миллионниках у нас плотность населения ниже московской, — приводит свою логику один из губернаторов, недовольных применением методов Собянина. — Нам не нужен был никакой жесткий локдаун. Мы точечными мерами могли бы решить ситуацию, и сами бы ввели ограничения, анализируя статистику, а не по жесткому графику из Москвы. К счастью, осенью удалось доказать непродуманность такого повторения, и Москва жила сама по себе, а мы — сами по себе». Другие опрошенные губернаторы также винят весенний локдаун в нанесении необоснованного удара по региональным бюджетам. В 2021 году бюджеты регионов, с главами которых удалось поговорить URA.RU, потеряют в среднем 10-15% доходов от уровня 2020 года. «Этого можно было избежать. Хорошо, что осенью нам разрешили самостоятельно принимать решения — так мы смогли смягчить удар», — говорит источник агентства. По его данным, челябинский губернатор Алексей Текслер был одним из самых сильных противников тотальных локдаунов. Считая ситуацию с COVID-борьбой эталонной, источник агентства считает, что эта практика в Госсовете будет постоянной. «По новому закону, мы сможем спорить на понятной площадке», — говорит источник. Участник подготовки заседаний Госсовета на условиях анонимности рассказал URA.RU, что на закрытых заседаниях комиссий происходят жесткие споры, и это то, что хочет видеть руководство страны: «Все губернаторы представляют те или кланы. Госсовет призван обеспечить более равномерное распределение влияния между этими группами». Интересно, что, разъясняя журналистам понедельничные указы Владимира Путина, его советник Игорь Левитин также назвал рабочую группу по борьбе с коронавирусом под председательством мэра Москвы Сергея Собянина примером для работы Госсовета. «Мы должны взять за базу то, что весной делала рабочая группа по борьбе с ковидом. Тогда нужна была реакция с мест. Губернаторы рассказывали, что происходит в территориях и как исправить ситуацию. Но главы регионов не всегда могут быстро сориентироваться и оперативно отреагировать. А на рабочей группе могли узнать, что происходит в других регионах, задать вопросы членам правительства и коллегам», — поделился Левитин. На заседании Госсовета 23 декабря докладчиками по теме о том, как ввести национальные приоритеты в систему оценки эффективности губернаторов, будут два антагониста: Сергей Собянин и Алексей Текслер. Политолог Марат Баширов подчеркивает, что Госсовет сыграет свою главную роль к выборам мэра Москвы 2023 года, которые станут «тренировкой перед президентской кампанией», и выборам президента 2024 года. «Если Россия плавно подойдет к трансферу власти, то влияние и благосостояние страны будут только увеличиваться. Запад это понимает, потому ему нужно экономически поставить страну на колени. И здесь важна системность ответа. А она формируется не через понятия, а через поправки в Конституцию. 2023 и 2024 годы — ключевые. И главную роль здесь сыграет Госсовет», — уверен эксперт. Усиление статуса и полномочий Госсовета делает его главным политическим институтом страны, заявляет директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский. «Усиление Госсовета происходит в рамках президентской задачи повышения эффективности власти. Он оказался эффективной площадкой, на которой сходятся эксперты региональной, федеральной власти и профильные руководители. Госсовет втягивает самые эффективные практики. Пока он только наращивает ресурсную „мускулатуру“ и компетенции», — резюмировал эксперт.