Сегодня в Москве лучшие экономисты решали, как спасать экономику страны. Россияне давно ждали рецептов и кардинальных реформ — вместо этого прозвучало почти сенсационное заявление: «Ситуация управляемая, а людям пора научиться жить по средствам». Хоть какую-то правду о последствиях кризиса позволили себе лишь двое. Чему порадовался министр Улюкаев, что пообещал премьер Медведев и как всех напугал Кудрин — в репортаже «URA.Ru».
Очередной Гайдаровский форум проходит в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). На входе в первый корпус — сотрудники ФСО: все участники в обязательном порядке проходят через «рамки». Дальше — путь в другой корпус, и там досмотр еще более жесткий: снова «рамки», «открывайте сумку», а у фотографов и операторов — еще и всей аппаратуры. Повышенные меры безопасности, принятые в связи с ожиданием приезда премьер-министра Дмитрия Медведева, создали большие очереди, так что многие даже опоздали на начало первой «пленарки».
В зале, где проходила дискуссия по обсуждению Стратегии развития России — 2030, позволяли присутствовать только тем, кто прошел дополнительную «аккредитацию» и был допущен ФСО. Главными действующими лицами на этой площадке, пожалуй, стали два министра — глава Минфина Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Улюкаев, кстати, тоже заметил очереди, образовавшиеся в РАНХиГС. Однако это его только порадовало: это очередь не за дефицитными товарами (например, такая, где он сам когда-то стоял в очереди за джинсами), а «за знаниями, за пониманием того, что происходит в глобальной экономике».
Алексей Улюкаев вспомнил дефицит советских времен: тогда стояли за джинсами, сегодня — за знаниями. Фото: Павел Бедняков
Нынешний экономический кризис Алексей Улюкаев считает вполне объяснимым явлением, которого стоило ожидать. Чтобы выйти из него с наименьшими потерями, нужно «исходить из целеполагания — уметь видеть и оценивать риски».
По мнению Улюкаева, российская экономика может столкнуться с разного рода рисками, один из которых — изменение потребительского поведения населения. Например, сегодня очевидна тенденция роста депозитов и снижения кредитования граждан. «Население начинает по-другому оценивать перспективы. Люди стараются жить в условиях новой нормальности. С одной стороны, это риск, с другой — мощная сберегательная активность даст инструмент для инвестиционного роста. Это инвестиции в интеллект, в сберегающие технологии, в снижение издержек», — так считает глава Минэкономразвития.
Коллега Улюкаева по правительству, министр финансов Антон Силуанов, по сути, поддерживая эту позицию, сообщил, что
«частный сектор» успел адаптироваться к новым условиям, а вот бюджет и государственные компании — пока нет.
Силуанов заявил, то сегодня одна из первоочередных задач правительства — как раз адаптация бюджета, а это значит, что бюджетная политика в России будет меняться.
Антон Силуанов больше всего опасается резкого роста инфляции. Фото: Павел Бедняков
Глава Минфина сравнил текущий кризис с кризисом 1998 года. Тогда, отметил Антон Силуанов, бюджет автоматически подстроился под новые условия. Но от этого пострадало население страны — так как баланс был достигнут за счет роста инфляции. Сегодня, уверенно сказал министр, этот худший вариант развития событий недопустим. Правда, как привести бюджет страны, а следом за ним и бюджеты регионов в соответствие с новыми реалиями — такого рецепта у главы Минфина пока нет.
Однако, несмотря на это, большинство спикеров, будто сговорившись друг с другом, пытались убедить всех в том, то «не так страшен кризис, как его малюют». Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, к примеру, что сегодняшняя ситуация в стране «более стабильна, чем в январе 2015 года». Более того, люди уже считают не «в долларах», а «в рублях».
Первым, кто попытался хоть как-то отрезвить высокопоставленных чиновников и вывести из состояния транса «все хорошо» участников форума, стал экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он выступал сегодня на нескольких площадках. В частности, участвовал в дискуссии, касающейся социальных обязательств государства перед населением страны.
По мнению Кудрина, правительство взяло на себя слишком серьезные обязательства и даже если оно будет выполнять их в полном объеме, несмотря на кризис, «число бедных будет расти».
Анатолий Чубайс — один из основных российских реформаторов 90-х Фото: Владимир Андреев
Поэтому на данный момент, как констатировал спикер, «социальное государство — это пока еще больше декларация и популистский лозунг, строить социальное государство нужно по-другому». Суть в том, что обеспечение благосостояния населения и борьба с бедностью — это на 60-70 % вопросы экономического роста и лишь на 30 % — вопросы качества социальной защиты граждан. Сегодня Алексей Кудрин вновь заявил, что России не удастся избежать повышения пенсионного возраста. И говорил он это не без определенного чувства удовлетворения: несколько лет назад Кудрин предлагал это сделать, но тогда его инициатива не была поддержана.
Однако сейчас очевидно: в 2016 году численность экономически активного населения сократится на миллион человек, в будущем году — еще примерно на столько же. Кто будет обеспечивать пополнение Пенсионного фонда — вопрос. А чтобы «нарастить поддержку пенсионной системы, нужно где-то взять как минимум 1 % ВВП». Как это сделать? Либо увеличить налоговую нагрузку на бизнес, либо повысить пенсионный возраст — других средств пополнения казны для обеспечения выплат пенсионерам просто нет.
«Не знаю, с чего еще можно взять. Мы попали в замкнутый, порочный круг: если мы будем увеличивать поддержку социальных статей, мы будем увеличивать нагрузку на бизнес и экономический рост будет снижаться. Но без экономического роста мы не решим эти проблемы», — заявил Кудрин.
Алексей Кудрин в очередной раз указал правительству на необходимость решения ряда стратегически важных для развития экономики вопросов Фото: Владимир Андреев
При этом он особо подчеркнул, что от повышения пенсионного возраста выиграют сами же пенсионеры — они будут иметь гарантии стабильных выплат и индексации своих пособий. Об этом, кстати, Алексей Кудрин говорит весьма осторожно: по его мнению, обещанной индексации пенсий в этом году может не состояться — если нефть закрепится на уровне 35 долларов за баррель, то у государства просто не будет средств на повышение. Если же все-таки индексация будет проведена, то в следующем году ее не будет точно либо она будет минимальной.
Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров традиционно попытался покритиковать Минфин. Среди его претензий, к примеру, состояние бюджетов регионов страны — у них «самые большие проблемы». «У регионов денег на выполнение социальных обязательств и резервов нет, — заявил Макаров. — Они берут кредиты в коммерческих банках, вынимая деньги из экономики».
Регионы (справа президент Татарстана Рустам Минниханов) ждут от федеральных властей (в центре кадра первый вице-премьер Игорь Шувалов) помощи Фото: Владимир Андреев
О проблемах регионов говорил сегодня и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, в части принятых на себя социальных обязательств перед населением регионы действуют «кто в лес, кто по дрова». «Есть умные и циничные, которые настроены на инвестиционную привлекательность и сохраняют свои социальные расходы, такие, как Москва и Татарстан; есть такие, где „рубят“ все. И для профильного министерства задача — помочь регионам, так как они пребывают в растерянности и не знают, что делать в этой ситуации», — отметил эксперт.
После небольшого перерыва в основной зал, где проходили дискуссии, участников стали настоятельного приглашать по громкой связи: опаздывать на площадку, где с минуты на минуту должен был появиться премьер-министр Дмитрий Медведев, было недопустимо.
Медведев вошел в зал под аплодисменты присутствующих (среди рядовых участников форума здесь были министры — Ольга Голодец, Дмитрий Козак, Максим Топилин, на первом ряду сидел и один из российских реформаторов 90-х Анатолий Чубайс). Доклад Дмитрия Медведева был достаточно емким. Медведев приехал на форум слегка простывшим: читая доклад, он говорил «в нос».
Дискуссия о стратегии 2030 проходила практически в пустом зале: до приезда Дмитрия Медведева «лишних» туда не пускали Фото: Владимир Андреев
Подчиненные премьера, видимо, намеренно не зацикливались на трудностях, оставив это Дмитрию Медведеву. Глава кабмина откровенно признал, что «минувший год, может быть, был самым тяжелым за последнее десятилетие». «Ряд базовых принципов глобальной экономики был нарушен. Традиционные рецепты перестают работать, привычные институты регулирования дают сбой, — отметил Медведев. — Ситуацию усугубляет то, что свои условия в экономике сегодня жестко диктует политика: сложившиеся правила игнорируются или переписываются подчас из-за конъюнктурных соображений».
С сожалением Дмитрий Медведев сказал о снижении инвестиционной активности и о самой главной проблеме — падении доходов населения. «Многие стали беднее, пострадал средний класс, и это, пожалуй, самые болезненные последствия экономических ударов прошлого года. За последние 15 лет доходы людей увеличивались быстрее, чем рост экономики. Сегодня кризис ударил сильнее. Мы не будем призывать к терпению. Мы будем принимать самые энергичные и адекватные меры социальной поддержки», — пообещал премьер.
В целом же Дмитрий Медведев назвал ситуацию в экономике России непростой, но «управляемой». Самое главное, что звучавшие год назад «обещания извне порвать нашу экономику» не сбылись.
Для поддержания устойчивости в этом году важно не наращивать государственный долг и пытаться сохранить золотовалютные резервы, а также стабильность работы банковского сектора. Дмитрий Медведев признал, что, возможно, понадобятся поправки в федеральный бюджет, но лишь в том случае, если цены на нефть будут и дальше падать.
Пока же премьер призвал всех следовать «базовому принципу» — «жить надо по средствам».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Сегодня в Москве лучшие экономисты решали, как спасать экономику страны. Россияне давно ждали рецептов и кардинальных реформ — вместо этого прозвучало почти сенсационное заявление: «Ситуация управляемая, а людям пора научиться жить по средствам». Хоть какую-то правду о последствиях кризиса позволили себе лишь двое. Чему порадовался министр Улюкаев, что пообещал премьер Медведев и как всех напугал Кудрин — в репортаже «URA.Ru». Очередной Гайдаровский форум проходит в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). На входе в первый корпус — сотрудники ФСО: все участники в обязательном порядке проходят через «рамки». Дальше — путь в другой корпус, и там досмотр еще более жесткий: снова «рамки», «открывайте сумку», а у фотографов и операторов — еще и всей аппаратуры. Повышенные меры безопасности, принятые в связи с ожиданием приезда премьер-министра Дмитрия Медведева, создали большие очереди, так что многие даже опоздали на начало первой «пленарки». В зале, где проходила дискуссия по обсуждению Стратегии развития России — 2030, позволяли присутствовать только тем, кто прошел дополнительную «аккредитацию» и был допущен ФСО. Главными действующими лицами на этой площадке, пожалуй, стали два министра — глава Минфина Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Улюкаев, кстати, тоже заметил очереди, образовавшиеся в РАНХиГС. Однако это его только порадовало: это очередь не за дефицитными товарами (например, такая, где он сам когда-то стоял в очереди за джинсами), а «за знаниями, за пониманием того, что происходит в глобальной экономике». Нынешний экономический кризис Алексей Улюкаев считает вполне объяснимым явлением, которого стоило ожидать. Чтобы выйти из него с наименьшими потерями, нужно «исходить из целеполагания — уметь видеть и оценивать риски». По мнению Улюкаева, российская экономика может столкнуться с разного рода рисками, один из которых — изменение потребительского поведения населения. Например, сегодня очевидна тенденция роста депозитов и снижения кредитования граждан. «Население начинает по-другому оценивать перспективы. Люди стараются жить в условиях новой нормальности. С одной стороны, это риск, с другой — мощная сберегательная активность даст инструмент для инвестиционного роста. Это инвестиции в интеллект, в сберегающие технологии, в снижение издержек», — так считает глава Минэкономразвития. Коллега Улюкаева по правительству, министр финансов Антон Силуанов, по сути, поддерживая эту позицию, сообщил, что «частный сектор» успел адаптироваться к новым условиям, а вот бюджет и государственные компании — пока нет. Силуанов заявил, то сегодня одна из первоочередных задач правительства — как раз адаптация бюджета, а это значит, что бюджетная политика в России будет меняться. Глава Минфина сравнил текущий кризис с кризисом 1998 года. Тогда, отметил Антон Силуанов, бюджет автоматически подстроился под новые условия. Но от этого пострадало население страны — так как баланс был достигнут за счет роста инфляции. Сегодня, уверенно сказал министр, этот худший вариант развития событий недопустим. Правда, как привести бюджет страны, а следом за ним и бюджеты регионов в соответствие с новыми реалиями — такого рецепта у главы Минфина пока нет. Однако, несмотря на это, большинство спикеров, будто сговорившись друг с другом, пытались убедить всех в том, то «не так страшен кризис, как его малюют». Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, к примеру, что сегодняшняя ситуация в стране «более стабильна, чем в январе 2015 года». Более того, люди уже считают не «в долларах», а «в рублях». Первым, кто попытался хоть как-то отрезвить высокопоставленных чиновников и вывести из состояния транса «все хорошо» участников форума, стал экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он выступал сегодня на нескольких площадках. В частности, участвовал в дискуссии, касающейся социальных обязательств государства перед населением страны. По мнению Кудрина, правительство взяло на себя слишком серьезные обязательства и даже если оно будет выполнять их в полном объеме, несмотря на кризис, «число бедных будет расти». Поэтому на данный момент, как констатировал спикер, «социальное государство — это пока еще больше декларация и популистский лозунг, строить социальное государство нужно по-другому». Суть в том, что обеспечение благосостояния населения и борьба с бедностью — это на 60-70 % вопросы экономического роста и лишь на 30 % — вопросы качества социальной защиты граждан. Сегодня Алексей Кудрин вновь заявил, что России не удастся избежать повышения пенсионного возраста. И говорил он это не без определенного чувства удовлетворения: несколько лет назад Кудрин предлагал это сделать, но тогда его инициатива не была поддержана. Однако сейчас очевидно: в 2016 году численность экономически активного населения сократится на миллион человек, в будущем году — еще примерно на столько же. Кто будет обеспечивать пополнение Пенсионного фонда — вопрос. А чтобы «нарастить поддержку пенсионной системы, нужно где-то взять как минимум 1 % ВВП». Как это сделать? Либо увеличить налоговую нагрузку на бизнес, либо повысить пенсионный возраст — других средств пополнения казны для обеспечения выплат пенсионерам просто нет. «Не знаю, с чего еще можно взять. Мы попали в замкнутый, порочный круг: если мы будем увеличивать поддержку социальных статей, мы будем увеличивать нагрузку на бизнес и экономический рост будет снижаться. Но без экономического роста мы не решим эти проблемы», — заявил Кудрин. При этом он особо подчеркнул, что от повышения пенсионного возраста выиграют сами же пенсионеры — они будут иметь гарантии стабильных выплат и индексации своих пособий. Об этом, кстати, Алексей Кудрин говорит весьма осторожно: по его мнению, обещанной индексации пенсий в этом году может не состояться — если нефть закрепится на уровне 35 долларов за баррель, то у государства просто не будет средств на повышение. Если же все-таки индексация будет проведена, то в следующем году ее не будет точно либо она будет минимальной. Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров традиционно попытался покритиковать Минфин. Среди его претензий, к примеру, состояние бюджетов регионов страны — у них «самые большие проблемы». «У регионов денег на выполнение социальных обязательств и резервов нет, — заявил Макаров. — Они берут кредиты в коммерческих банках, вынимая деньги из экономики». О проблемах регионов говорил сегодня и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, в части принятых на себя социальных обязательств перед населением регионы действуют «кто в лес, кто по дрова». «Есть умные и циничные, которые настроены на инвестиционную привлекательность и сохраняют свои социальные расходы, такие, как Москва и Татарстан; есть такие, где „рубят“ все. И для профильного министерства задача — помочь регионам, так как они пребывают в растерянности и не знают, что делать в этой ситуации», — отметил эксперт. После небольшого перерыва в основной зал, где проходили дискуссии, участников стали настоятельного приглашать по громкой связи: опаздывать на площадку, где с минуты на минуту должен был появиться премьер-министр Дмитрий Медведев, было недопустимо. Медведев вошел в зал под аплодисменты присутствующих (среди рядовых участников форума здесь были министры — Ольга Голодец, Дмитрий Козак, Максим Топилин, на первом ряду сидел и один из российских реформаторов 90-х Анатолий Чубайс). Доклад Дмитрия Медведева был достаточно емким. Медведев приехал на форум слегка простывшим: читая доклад, он говорил «в нос». Подчиненные премьера, видимо, намеренно не зацикливались на трудностях, оставив это Дмитрию Медведеву. Глава кабмина откровенно признал, что «минувший год, может быть, был самым тяжелым за последнее десятилетие». «Ряд базовых принципов глобальной экономики был нарушен. Традиционные рецепты перестают работать, привычные институты регулирования дают сбой, — отметил Медведев. — Ситуацию усугубляет то, что свои условия в экономике сегодня жестко диктует политика: сложившиеся правила игнорируются или переписываются подчас из-за конъюнктурных соображений». С сожалением Дмитрий Медведев сказал о снижении инвестиционной активности и о самой главной проблеме — падении доходов населения. «Многие стали беднее, пострадал средний класс, и это, пожалуй, самые болезненные последствия экономических ударов прошлого года. За последние 15 лет доходы людей увеличивались быстрее, чем рост экономики. Сегодня кризис ударил сильнее. Мы не будем призывать к терпению. Мы будем принимать самые энергичные и адекватные меры социальной поддержки», — пообещал премьер. В целом же Дмитрий Медведев назвал ситуацию в экономике России непростой, но «управляемой». Самое главное, что звучавшие год назад «обещания извне порвать нашу экономику» не сбылись. Для поддержания устойчивости в этом году важно не наращивать государственный долг и пытаться сохранить золотовалютные резервы, а также стабильность работы банковского сектора. Дмитрий Медведев признал, что, возможно, понадобятся поправки в федеральный бюджет, но лишь в том случае, если цены на нефть будут и дальше падать. Пока же премьер призвал всех следовать «базовому принципу» — «жить надо по средствам».