Вопрос о строительстве уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург (ВСМ) до сих пор остается в подвешенном состоянии. Скептики считают, что проект так и не будет реализован и лучше потратить деньги на другие, реальные и благие цели. Среди таких челябинский бизнесмен, директор строительной компании «Высота» Максим Яцун. Он рассказал «URA.RU», почему является противником масштабного проекта двух регионов.
— Почему вы считаете, что ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом не надо строить?
— Когда только начиналось обсуждение проекта, у авторов было три аргумента. Первое: магистраль станет частью ВСМ Москва — Пекин. Второе: позволит в случае победы заявки Екатеринбурга на проведение Экспо-2025 перевозить гостей выставки из Челябинска в Екатеринбург и обратно. Третье: свяжет две уральских столицы. Но, к сожалению, Экспо отдали Осаке.
Максим Яцун: «Я просто хочу, чтобы между нашими городами были хорошие автомобильные дороги»
Фото: Сергей Петров
Что касается двух уральских столиц, то неоспоримым преимуществом Екатеринбурга был и пока остается аэропорт Кольцово. Даже шутят, что у Челябинска «есть хороший аэропорт в 2,5 часах езды», ради него и следует ехать в соседний город. Но теперь идет масштабная реконструкция челябинского аэропорта. Хочется верить, что с приходом врио губернатора Алексея Текслера реконструкция не ограничится одной лишь постройкой нового здания, серьезно будет обновлена и маршрутная сеть. Не зря одно из первых совещаний Текслер провёл именно по вопросам развития челябинского авиаузла. Если мы получим хороший аэропорт и вырастет число рейсов, зачем нам ехать в Екатеринбург? Точнее, зачем строить для этого ВСМ? Я уже не говорю об экономической составляющей.
— Это вы про стоимость ВСМ?
— Сначала магистраль оценивали в 80 млрд рублей, теперь называют цифру 320 млрд. Сколько десятков лет пройдет, прежде чем вложенные средства отобьются? Экономическую целесообразность ВСМ жителям двух регионов так никто не объяснил. Но вопрос остается. Зачем?
— Все тот же третий аргумент — связать две уральские столицы.
— РЖД уже несколько раз пытались запустить скорый поезд, соединяющий Екатеринбург и Челябинск. Однако попытки сделать этот маршрут популярным у жителей оказались безрезультатными. Хотя график движения был удобным: отправление утром и вечером, время в пути было сокращено. Но поезд оказался невостребованным.
Зачем строить ВСМ, если между Челябинском и Екатеринбургом уже есть трасса?
— На машине или автобусе добираться пока реально удобней.
— Именно автодорогу и надо просто довести до ума, сделать автобаном на всем протяжении. Чтобы, к примеру, не бились у Тюбука. Я рад, что врио губернатора Алексей Текслер, выступая 30 мая перед ЗСО, обозначил, что на федеральном уровне будет инициировано расширение трассы между Челябинском и Екатеринбургом. И, напомню, это одно из ответвлений М5. Той самой «трассы смерти», что проходит через всю Челябинскую область, а участок от Миасса до Башкирии находится в ужасающем состоянии. Мы теряем на этой дороге сотни человек и сотни тонн грузов. Зачем рекламировать туристический потенциал региона, если до наших красот с горами и озерами так трудно доехать?
Между прочим, когда только обсуждалось сама идея строительства ВСМ, ее стоимость была сопоставима со стоимостью реконструкции М5 — примерно 70-80 млрд рублей. Проект полной реконструкции автотрассы уже давно готов. А теперь стоимость ВСМ в четыре раза выше. Так зачем тратить такие суммы, если в разы уйдет меньше на ремонт М5 и на дорогу между двумя уральскими столицами?
— В Европе и с автомобильными дорогами хорошо. Если министр финансов Антон Силуанов говорит, что в проекте ВСМ на сегодняшний день нет экономики, так, может, мы прислушаемся к словам федерального центра, и прежде чем строить что-то новое, приведем в порядок то, что сегодня уже сегодня есть и чей экономический потенциал мы не можем использовать в полной мере? Россия вкладывает огромные средства в модернизацию портов и железнодорожных подъездов к ним. И буквально несколько дней назад Минтранс РФ предложил для увеличения перевозок по Транссибу сократить количество пассажирских поездов, увеличив авиа- и автомобильное сообщение, что, несомненно, повлечёт за собой реконструкцию автодорог. Этим надо воспользоваться!
— Так трассу М5, в том числе между Челябинском и Екатеринбургом, и без того ремонтируют!
— Те средства, что ежегодно выделяются на М5, не позволяют сделать серьезный рывок в реконструкции. Хотя цифры вроде немаленькие — порядка 8 млрд в год. Это десятая часть от необходимой суммы на полную реконструкцию. Очень многое зависит от руководства региона. К сожалению, усилия губернаторов Петра Сумина, Михаила Юревича, Бориса Дубровского в попытках ускорить процесс не привели к заметному улучшению ситуации, трасса так и продолжает оставаться «дорогой смерти». Команда Дубровского говорила о том, что есть планы по строительству платного участка-дублера от Миасса до Сатки? Но сразу возникает два вопроса. Почему платные? И почему дублер? Почему не реконструировать трассу, на которой мы все ездим сейчас, оставив ее бесплатной?
Алескей Текслер, выступая перед ЗСО, уже поднял вопрос о расширении автотрассы
— Вы так горячо говорите о необходимости реконструкции автодорог, что возникает подозрение. Нет ли у вас личного интереса в этой сфере?
— Мой бизнес никак не связан ни с дорогами, ни с ВСМ. Фирмы находятся в разных городах, в том числе в Екатеринбурге. Я просто хочу, чтобы между нашими городами были хорошие автомобильные дороги, по которой можно перевозить спокойно грузы, а не мифическая ВСМ. Это и есть мой, если хотите, бизнес-интерес. Зачем, к примеру, надо было строить ТЛК «Южноуральский», если дорога из Казахстана, и это тоже трасса М5, в ненадлежащем состоянии, двухполосная?
— Один из аргументов в пользу ВСМ (и вы его не назвали) — это то, что строительство магистрали принесет заказы бизнесу.
— Реконструкция М5 в разы принесет больше. В Челябинской области для этого есть все необходимое — нерудные материалы, а также дорожно-строительные организации. Следовательно, большую часть тендеров могли бы выиграть местные фирмы, что дало бы серьёзный толчок в развитии дорожной отрасли, которую мы фактически потеряли. Ведь не зря говорят: где нормальная дорога — там достойная жизнь. На сегодняшний день есть все, кроме политического решения и последующего за ним финансирования.
— Не считаю себя правым призывать к чему-то врио губернатора. Но очень надеюсь, что он взвесит все аргументы и совместно со своим коллегой, свердловским губернатором Евгением Куйвашевым, примет мудрое решение. Чтобы появилось обращение в федеральные органы власти с просьбой о замене проекта строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург на реконструкцию М5.
Алексей Текслер много времени уделяет вопросам благоустройства. Да, жителям нужны чистые улицы, освещение, клумбы, уютные дворы. Но ему надо что-то решать и с так называемыми мегапроектами предшественника. Вот сейчас ему надо определиться, что делать со стройкой конгресс-холла на реке Миасс в Челябинске, на который заложены астрономические суммы. Причем часть денег уже зарыта в землю, вбита в фундамент. А проект ВСМ еще можно остановить, до того как начнут тратить деньги. Время для этого есть.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Вопрос о строительстве уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург (ВСМ) до сих пор остается в подвешенном состоянии. Скептики считают, что проект так и не будет реализован и лучше потратить деньги на другие, реальные и благие цели. Среди таких челябинский бизнесмен, директор строительной компании «Высота» Максим Яцун. Он рассказал «URA.RU», почему является противником масштабного проекта двух регионов. — Почему вы считаете, что ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом не надо строить? — Когда только начиналось обсуждение проекта, у авторов было три аргумента. Первое: магистраль станет частью ВСМ Москва — Пекин. Второе: позволит в случае победы заявки Екатеринбурга на проведение Экспо-2025 перевозить гостей выставки из Челябинска в Екатеринбург и обратно. Третье: свяжет две уральских столицы. Но, к сожалению, Экспо отдали Осаке. Что касается двух уральских столиц, то неоспоримым преимуществом Екатеринбурга был и пока остается аэропорт Кольцово. Даже шутят, что у Челябинска «есть хороший аэропорт в 2,5 часах езды», ради него и следует ехать в соседний город. Но теперь идет масштабная реконструкция челябинского аэропорта. Хочется верить, что с приходом врио губернатора Алексея Текслера реконструкция не ограничится одной лишь постройкой нового здания, серьезно будет обновлена и маршрутная сеть. Не зря одно из первых совещаний Текслер провёл именно по вопросам развития челябинского авиаузла. Если мы получим хороший аэропорт и вырастет число рейсов, зачем нам ехать в Екатеринбург? Точнее, зачем строить для этого ВСМ? Я уже не говорю об экономической составляющей. — Это вы про стоимость ВСМ? — Сначала магистраль оценивали в 80 млрд рублей, теперь называют цифру 320 млрд. Сколько десятков лет пройдет, прежде чем вложенные средства отобьются? Экономическую целесообразность ВСМ жителям двух регионов так никто не объяснил. Но вопрос остается. Зачем? — Все тот же третий аргумент — связать две уральские столицы. — РЖД уже несколько раз пытались запустить скорый поезд, соединяющий Екатеринбург и Челябинск. Однако попытки сделать этот маршрут популярным у жителей оказались безрезультатными. Хотя график движения был удобным: отправление утром и вечером, время в пути было сокращено. Но поезд оказался невостребованным. — На машине или автобусе добираться пока реально удобней. — Именно автодорогу и надо просто довести до ума, сделать автобаном на всем протяжении. Чтобы, к примеру, не бились у Тюбука. Я рад, что врио губернатора Алексей Текслер, выступая 30 мая перед ЗСО, обозначил, что на федеральном уровне будет инициировано расширение трассы между Челябинском и Екатеринбургом. И, напомню, это одно из ответвлений М5. Той самой «трассы смерти», что проходит через всю Челябинскую область, а участок от Миасса до Башкирии находится в ужасающем состоянии. Мы теряем на этой дороге сотни человек и сотни тонн грузов. Зачем рекламировать туристический потенциал региона, если до наших красот с горами и озерами так трудно доехать? Между прочим, когда только обсуждалось сама идея строительства ВСМ, ее стоимость была сопоставима со стоимостью реконструкции М5 — примерно 70-80 млрд рублей. Проект полной реконструкции автотрассы уже давно готов. А теперь стоимость ВСМ в четыре раза выше. Так зачем тратить такие суммы, если в разы уйдет меньше на ремонт М5 и на дорогу между двумя уральскими столицами? — А вот в Европе сеть ВСМ развивается… — В Европе и с автомобильными дорогами хорошо. Если министр финансов Антон Силуанов говорит, что в проекте ВСМ на сегодняшний день нет экономики, так, может, мы прислушаемся к словам федерального центра, и прежде чем строить что-то новое, приведем в порядок то, что сегодня уже сегодня есть и чей экономический потенциал мы не можем использовать в полной мере? Россия вкладывает огромные средства в модернизацию портов и железнодорожных подъездов к ним. И буквально несколько дней назад Минтранс РФ предложил для увеличения перевозок по Транссибу сократить количество пассажирских поездов, увеличив авиа- и автомобильное сообщение, что, несомненно, повлечёт за собой реконструкцию автодорог. Этим надо воспользоваться! — Так трассу М5, в том числе между Челябинском и Екатеринбургом, и без того ремонтируют! — Те средства, что ежегодно выделяются на М5, не позволяют сделать серьезный рывок в реконструкции. Хотя цифры вроде немаленькие — порядка 8 млрд в год. Это десятая часть от необходимой суммы на полную реконструкцию. Очень многое зависит от руководства региона. К сожалению, усилия губернаторов Петра Сумина, Михаила Юревича, Бориса Дубровского в попытках ускорить процесс не привели к заметному улучшению ситуации, трасса так и продолжает оставаться «дорогой смерти». Команда Дубровского говорила о том, что есть планы по строительству платного участка-дублера от Миасса до Сатки? Но сразу возникает два вопроса. Почему платные? И почему дублер? Почему не реконструировать трассу, на которой мы все ездим сейчас, оставив ее бесплатной? — Вы так горячо говорите о необходимости реконструкции автодорог, что возникает подозрение. Нет ли у вас личного интереса в этой сфере? — Мой бизнес никак не связан ни с дорогами, ни с ВСМ. Фирмы находятся в разных городах, в том числе в Екатеринбурге. Я просто хочу, чтобы между нашими городами были хорошие автомобильные дороги, по которой можно перевозить спокойно грузы, а не мифическая ВСМ. Это и есть мой, если хотите, бизнес-интерес. Зачем, к примеру, надо было строить ТЛК «Южноуральский», если дорога из Казахстана, и это тоже трасса М5, в ненадлежащем состоянии, двухполосная? — Один из аргументов в пользу ВСМ (и вы его не назвали) — это то, что строительство магистрали принесет заказы бизнесу. — Реконструкция М5 в разы принесет больше. В Челябинской области для этого есть все необходимое — нерудные материалы, а также дорожно-строительные организации. Следовательно, большую часть тендеров могли бы выиграть местные фирмы, что дало бы серьёзный толчок в развитии дорожной отрасли, которую мы фактически потеряли. Ведь не зря говорят: где нормальная дорога — там достойная жизнь. На сегодняшний день есть все, кроме политического решения и последующего за ним финансирования. — И кто должен принять такое решение? — Не считаю себя правым призывать к чему-то врио губернатора. Но очень надеюсь, что он взвесит все аргументы и совместно со своим коллегой, свердловским губернатором Евгением Куйвашевым, примет мудрое решение. Чтобы появилось обращение в федеральные органы власти с просьбой о замене проекта строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург на реконструкцию М5. Алексей Текслер много времени уделяет вопросам благоустройства. Да, жителям нужны чистые улицы, освещение, клумбы, уютные дворы. Но ему надо что-то решать и с так называемыми мегапроектами предшественника. Вот сейчас ему надо определиться, что делать со стройкой конгресс-холла на реке Миасс в Челябинске, на который заложены астрономические суммы. Причем часть денег уже зарыта в землю, вбита в фундамент. А проект ВСМ еще можно остановить, до того как начнут тратить деньги. Время для этого есть.