Публичная выволочка, которую Владимир Путин устроил президенту Российской академии наук Владимиру Фортову, вошла в топы самых горячих тем. Чиновников поставили перед выбором — либо кресло, либо звание. Сигнал президента пытаются расшифровать в научных и политических кругах.
В ходе заседания президентского совета по науке, Путин напомнил, что год назад просил чиновников воздержаться от участия в выборах в РАН. В итоге глава государства заявил, что ослушавшимся
он предоставит возможность «заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления».
28 октября на общем собрании РАН объявили, что 176 человек избраны в качестве академиков, а еще 323 стали членами-корреспондентами. Всего, по информации главного ученого секретаря Президиума РАН академика Михаила Пальцева, в выборах в Академию наук участвовали 25 госслужащих, избрались 14 из них, передает ТАСС.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова вовремя отозвала свою заявку на звание академика
Источник в правительственных кругах сообщил «URA.Ru», что некоторые члены кабмина были заранее предупреждены о ревизии кадров. Среди них оказалась и Вероника Скворцова, которая отозвала свою заявку, оставшись вне поля скандала. Те, до кого эта информация не дошла, оказались на первых полосах в интернет-СМИ. Так, «Сноб» опубликовал 11 фамилий, которым может грозить увольнение. Самые титулованные из них - Арнольд Тулохонов (член комитета Совета Федерации по международным делам), Александр Фисун, (начальник главного военно-медицинского управления Минобороны России), Алексей Лопатин (заместитель министра образования и науки), Константин Котенко (начальник главного медицинского управления Управления делами президента), Александр Савенков (замминистра внутренних дел) и Василий Христофоров (начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ).
Примечательно, что некоторые из вышеперечисленных чиновников фигурировали в расследованиях «Диссернета». Как пишет на своей странице Андрей Ростовцев, разработавший ключевой компонент системы проверки диссертаций,
Василия Христофорова и Александра Фисуна «ловили» на том, что они значились научными руководителями у недобросовестных диссертантов.
Президент понимает, что произошла стремительная девальвация ученых степеней и знаний и одновременно власти приходится постоянно отбивать министров и чиновников, которых ловят на плагиате диссертаций, либо на абсолютной научной беспомощности работ, считает руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН, бывший замминистра экономики России Иван Стариков.
«Путин затеял реформу РАН для того, чтобы отделить научное творчество от хозяйственно-административной деятельности, и с удивлением обнаружил, что спустя три с половиной года ситуация только усугубилась.
Президента взбесило еще то, что концепция проекта „Стратегии научно-технологического развития“ уже была согласована, но на президентском совете РАН стала выступать против.
Президент РАН Владимир Фортов тщетно пытался защитить чиновников, ставших академиками в октябре этого года
Я понимаю логику президента: мол, я бы вас послушал, если бы ваш состав академиков действительно отвечал высоким требованиям российского ученого!» — поясняет ситуацию Стариков. Политик считает, что в итоге чиновники начнут «отчаянно писать заявления, просить снять с них эти звания», и тогда появятся вакансии, поднимется конкуренция в научной среде.
Два чиновника во властных структурах рассказали «URA.Ru», что такая жесткая реакция президента на присутствие чиновников в РАН может быть только первой ласточкой, предупреждающей о большей кампании против злоупотреблений в научной сфере. «Прежде всего,
это касается плагиата и низкого уровня диссертаций со стороны некоторых представителей власти и тех скандалов, которые вызывают подобные факты. Думаю, президент дойдет и до этой темы»,
— полагает один из чиновников кабмина в министерстве образования.
Напомним, что один из последних скандалов был связан с министром культуры Владимиром Мединским. В начале октября диссертационный совет Уральского федерального университета рассматривал вопрос о лишении министра ученой степени доктора наук. Под вопросом оказалась научная ценность квалификационной работы министра на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков». Это стало реакцией на заявление группы ученых в Минобрнауки с требованием лишить Мединского степени из-за плохого качества исследования. Фактически, работу ученые назвали ненаучной.
Филолог и эксперт проекта «Диссернет» Иван Бабицкий говорит, что пока сложно сказать, на каких именно чиновниках скажется жесткое выступление Владимира Путина в адрес РАН: «Пока речь идет только об академиках.
А для того, чтобы занимать определенные должности, например, в МВД или ФСИН, насколько мне известно, нужны диссертации. Это помогает в продвижении по службе.
Сотрудники ФСИН, как и другие силовики, не могут дослужиться до определенных должностей без диссертаций
Силовики — люди незамысловатые, поэтому иногда одну и ту же диссертацию защищают по пять человек, меняют только титульные листы», — рассказал борец с плагиатом «URA.Ru».
Главная причина «похода» чиновников в науку, по мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, это желание «застраховать» свое будущее: должность не вечна, в отличие от звания академика или профессора.
«Что касается прихода чиновников именно в академическую сферу, то в массовом порядке это началось в середине нулевых и стало реакцией на попытки братьев-бизнесменов Ковальчуков установить контроль над финансовыми потоками РАН.
Академическое руководство приветствовало становление чиновников членкорами или академиками, рассчитывая на лоббистский ресурс.
Надеялись, что это поможет отбивать атаки, если не по всему фронту, то хотя бы по флангам. Здесь был взаимовыгодный интерес», — пояснил «URA.Ru» политолог, отметив, что заявление президента сыграет на усиление позиций Ковальчуков, если бюрократы будут лишены возможности избираться в академию.
Собеседники «URA.Ru», близкие к силовым структурам, говорят, что выпад в сторону чиновников был точечной игрой против конкретных начальников. В частности, основной «целью» этой атаки называют замглавы МВД Александра Савенкова. «Это продолжение пертурбаций и кадровых перестановок силового контура», — предполагают они.
Руководитель аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Кирилл Петров никаких серьезных политических последствий этого скандала не видит:
«Существует определенная бюрократическая процедура. Исполнение этого распоряжения Путина было поручено проверять одному из управлений внутри администрации. В итоге контролирующие органы положили на стол президенту записку, в которой указали, какие пункты и в каком объеме были не исполнены. Может, все забыли, не придали словам президента должного значения, а в итоге бюрократическая процедура докрутила эту ситуацию. Никакой сенсации в этом не вижу. Это скорее публичная, а не политическая история».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Публичная выволочка, которую Владимир Путин устроил президенту Российской академии наук Владимиру Фортову, вошла в топы самых горячих тем. Чиновников поставили перед выбором — либо кресло, либо звание. Сигнал президента пытаются расшифровать в научных и политических кругах. В ходе заседания президентского совета по науке, Путин напомнил, что год назад просил чиновников воздержаться от участия в выборах в РАН. В итоге глава государства заявил, что ослушавшимся он предоставит возможность «заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления». 28 октября на общем собрании РАН объявили, что 176 человек избраны в качестве академиков, а еще 323 стали членами-корреспондентами. Всего, по информации главного ученого секретаря Президиума РАН академика Михаила Пальцева, в выборах в Академию наук участвовали 25 госслужащих, избрались 14 из них, передает ТАСС. Источник в правительственных кругах сообщил «URA.Ru», что некоторые члены кабмина были заранее предупреждены о ревизии кадров. Среди них оказалась и Вероника Скворцова, которая отозвала свою заявку, оставшись вне поля скандала. Те, до кого эта информация не дошла, оказались на первых полосах в интернет-СМИ. Так, «Сноб» опубликовал 11 фамилий, которым может грозить увольнение. Самые титулованные из них - Арнольд Тулохонов (член комитета Совета Федерации по международным делам), Александр Фисун, (начальник главного военно-медицинского управления Минобороны России), Алексей Лопатин (заместитель министра образования и науки), Константин Котенко (начальник главного медицинского управления Управления делами президента), Александр Савенков (замминистра внутренних дел) и Василий Христофоров (начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ). Примечательно, что некоторые из вышеперечисленных чиновников фигурировали в расследованиях «Диссернета». Как пишет на своей странице Андрей Ростовцев, разработавший ключевой компонент системы проверки диссертаций, Василия Христофорова и Александра Фисуна «ловили» на том, что они значились научными руководителями у недобросовестных диссертантов. Президент понимает, что произошла стремительная девальвация ученых степеней и знаний и одновременно власти приходится постоянно отбивать министров и чиновников, которых ловят на плагиате диссертаций, либо на абсолютной научной беспомощности работ, считает руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН, бывший замминистра экономики России Иван Стариков. «Путин затеял реформу РАН для того, чтобы отделить научное творчество от хозяйственно-административной деятельности, и с удивлением обнаружил, что спустя три с половиной года ситуация только усугубилась. Президента взбесило еще то, что концепция проекта „Стратегии научно-технологического развития“ уже была согласована, но на президентском совете РАН стала выступать против. Я понимаю логику президента: мол, я бы вас послушал, если бы ваш состав академиков действительно отвечал высоким требованиям российского ученого!» — поясняет ситуацию Стариков. Политик считает, что в итоге чиновники начнут «отчаянно писать заявления, просить снять с них эти звания», и тогда появятся вакансии, поднимется конкуренция в научной среде. Два чиновника во властных структурах рассказали «URA.Ru», что такая жесткая реакция президента на присутствие чиновников в РАН может быть только первой ласточкой, предупреждающей о большей кампании против злоупотреблений в научной сфере. «Прежде всего, это касается плагиата и низкого уровня диссертаций со стороны некоторых представителей власти и тех скандалов, которые вызывают подобные факты. Думаю, президент дойдет и до этой темы», — полагает один из чиновников кабмина в министерстве образования. Напомним, что один из последних скандалов был связан с министром культуры Владимиром Мединским. В начале октября диссертационный совет Уральского федерального университета рассматривал вопрос о лишении министра ученой степени доктора наук. Под вопросом оказалась научная ценность квалификационной работы министра на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков». Это стало реакцией на заявление группы ученых в Минобрнауки с требованием лишить Мединского степени из-за плохого качества исследования. Фактически, работу ученые назвали ненаучной. Филолог и эксперт проекта «Диссернет» Иван Бабицкий говорит, что пока сложно сказать, на каких именно чиновниках скажется жесткое выступление Владимира Путина в адрес РАН: «Пока речь идет только об академиках. А для того, чтобы занимать определенные должности, например, в МВД или ФСИН, насколько мне известно, нужны диссертации. Это помогает в продвижении по службе. Силовики — люди незамысловатые, поэтому иногда одну и ту же диссертацию защищают по пять человек, меняют только титульные листы», — рассказал борец с плагиатом «URA.Ru». Главная причина «похода» чиновников в науку, по мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, это желание «застраховать» свое будущее: должность не вечна, в отличие от звания академика или профессора. «Что касается прихода чиновников именно в академическую сферу, то в массовом порядке это началось в середине нулевых и стало реакцией на попытки братьев-бизнесменов Ковальчуков установить контроль над финансовыми потоками РАН. Академическое руководство приветствовало становление чиновников членкорами или академиками, рассчитывая на лоббистский ресурс. Надеялись, что это поможет отбивать атаки, если не по всему фронту, то хотя бы по флангам. Здесь был взаимовыгодный интерес», — пояснил «URA.Ru» политолог, отметив, что заявление президента сыграет на усиление позиций Ковальчуков, если бюрократы будут лишены возможности избираться в академию. Собеседники «URA.Ru», близкие к силовым структурам, говорят, что выпад в сторону чиновников был точечной игрой против конкретных начальников. В частности, основной «целью» этой атаки называют замглавы МВД Александра Савенкова. «Это продолжение пертурбаций и кадровых перестановок силового контура», — предполагают они. Руководитель аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Кирилл Петров никаких серьезных политических последствий этого скандала не видит: «Существует определенная бюрократическая процедура. Исполнение этого распоряжения Путина было поручено проверять одному из управлений внутри администрации. В итоге контролирующие органы положили на стол президенту записку, в которой указали, какие пункты и в каком объеме были не исполнены. Может, все забыли, не придали словам президента должного значения, а в итоге бюрократическая процедура докрутила эту ситуацию. Никакой сенсации в этом не вижу. Это скорее публичная, а не политическая история».