Россия обеспечит рост ключевой для экономики страны отрасли — станкостроения. Премьер-министр Михаил Мишустин на выставке «Металлообработка-2025» 28 мая заявил, что РФ восстанавливает утраченные позиции в станкостроении, и ее компании смогут конкурировать на внутреннем рынке с зарубежными производителями. Поддержка отрасли крайне важна, чтобы не повторилась шоковая ситуация 2022 года, когда предприятия внезапно оказались без западных станков и деталей, объясняют эксперты URA.RU.
Доля российских станкостроителей на внутреннем рынке растет, сообщил Мишустину глава Минпромторга Антон Алиханов
Мишустин обошел на выставке около десятка стендов и всем представителям компаний задавал вопросы. Некоторые участники общались с премьером не впервые — ранее они уже были у председателя правительства на двусторонних встречах.
Гендиректор «Морсвязьавтоматики» Андриан Правдин, с которым Мишустин встречался чуть более месяца назад, представил премьеру комплекс лазерной резки листового и трубного проката. Его лазер перемещается со скоростью до 330 метров в минуту.
На вопрос, какого уровня локализации удалось достичь, Правдин ответил, что более 80%. «Это уже совсем другое дело!», – похвалил Мишустин.
Российских промышленных роботов часто собирают из китайских комплектующих, отмечают эксперты
Гендиректор Южного завода тяжелого машиностроения Павел Телятников рассказал о производстве токарно-карусельных станков и обрабатывающих центров с ЧПУ. «Со спросом как дела? Тяжко?», — поинтересовался премьер. Руководитель предприятия сказал, что спрос есть — в основном у авиа– и ракетостроителей.
Руководитель компании «Мехатроника» Юрий Тарарыкин, которого Мишустин принимал в Доме правительства в феврале 2025 года, представил премьеру комплексы числового программного управления оборудованием. На выставке премьер посоветовал ему плотнее заняться обучением студентов. «Поскольку вы имеете очень хороший опыт — все-таки компания выросла из университета, — важно подготовить программу обучения ребят», — сказал Мишустин. Он предложил проработать с Минпромторгом вопрос создания виртуальных тренажеров со станками массового производства.
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал о достижениях станкостроительной отрасли. Объемы российского рынка станков выросли за последние пять лет в три раза и составили 433 млрд рублей. Их производство тоже увеличилось втрое — до 131,5 млрд рублей.
Доля российской продукции выросла до 30%. Количество производителей промышленных роботов в стране достигло 10, а интеграторов, реализующих проекты по автоматизации производств, – 100.
Премьер отметил «мощный рывок» российского станкостроения
Мишустин отметил, что российская станкостроительная отрасль сейчас «дает мощный рывок», и важно наращивать компетенции, мощности, использовать инструменты поддержки. Он также отметил важность подготовки инженеров.
После осмотра выставки Мишустин встретился со студентами и преподавателями технических вузов. С ними разговор тоже шел о поддержке станкостроения и дальнейшей судьбе отрасли. Ключевую роль в развитии сферы будет играть новый нацпроект «Средства производства и автоматизации», который премьер назвал «фундаментом технологического лидерства».
Студент третьего курса Костромского госуниверситета Артем Молчанов задал вопрос, который Мишустин назвал «глубоким и серьезным». Молодой человек отметил, что отрасль в последнее время была не в самом лучшем состоянии, и спросил о ее перспективах.
Осмотрев стенды, глава правительства встретился со студентами и преподавателями технических вузов
«В страну массово ввозилось иностранное оборудование и станки. Как государство собирается обеспечивать поддержку российских компаний? И смогут ли отечественные компании выдержать конкуренцию на внутреннем рынке с международными гигантами?», — поинтересовался студент.
Мишустин отметил, что инструменты поддержки, которые правительство использует уже несколько лет, привели к созданию собственных технологий. Это показывают представленные на выставке компании.
«За несколько десятков лет мы потеряли свои позиции в станкостроении [...]. Сегодня идет активное восстановление. И специальные инструменты, о которых ты спрашиваешь, созданы. В первую очередь, это наш Фонд развития промышленности. Фонд отбирает проекты через соответствующее финансирование, поддерживает те стратегические направления, которые важны для развития станкоинструментальной отрасли», — сказал премьер-министр. Также в числе таких инструментов он назвал промышленную ипотеку, льготные кредиты разного уровня и развитие научной базы.
Российские станки и детали дороже, чем зарубежные, потому что выпускаются мелкими сериями, объяснил промышленный эксперт Максим Худалов
Развитие собственного производства станков — ключевой вопрос для отрасли и критически важный для государства, объяснил независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Пока большая часть оборудования в этой сфере — импортное, а то, что производится в РФ, часто собирают из иностранных деталей.
«Отличие в том, что теперь эти станки и комплектующие поставляют не с Запада, а с Востока, в основном из Китая. В России есть свои производители, но они недозагружены. Покупка оборудования за рубежом даже с учетом всех наценок, вызванных санкциями, пока обходится дешевле, чем у российских заводов. Потому что у нас производство мелкосерийное, а там крупные серии и более привлекательные цены», — отметил Худалов.
Такая зависимость от импорта несет России риски повторения 2022 года. Тогда западные компании, на оборудовании которых работала промышленность, ушли из страны, и предприятиям пришлось срочно искать замену, что сказалось на объемах производства, подчеркивает собеседник URA.RU.
«Если с Китаем возникнут какие-то разногласия, или компании из КНР прекратят поставки, опасаясь вторичных санкций, мы останемся без критически важной составляющей всей промышленности.
Это перечеркнет все усилия, которые страна делает в разных отраслях, включая космическую и авиационную. Весь технологический суверенитет зависит от металлообработки, а она — от станков», — заметил Худалов.
Сейчас для правительства важно правильно распределить ресурсы, выделяемые для поддержки металлообрабатывающей отрасли, комментирует председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. Пока помощь государства распространяется не только на российских производителей, но и на агрегаторов, лизинговые компании, которые поставляют иностранное оборудование. Такая ситуация наблюдается, например, с робототехникой.
«На этой выставке представлено много роботов, но далеко не все из них действительно отечественные. Остальные под видом российской представляют китайскую продукцию. Поэтому сейчас задача — донастроить поддержку, нацелив ее именно на тех, кто производит свое», — резюмировал Гартунг.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Россия обеспечит рост ключевой для экономики страны отрасли — станкостроения. Премьер-министр Михаил Мишустин на выставке «Металлообработка-2025» 28 мая заявил, что РФ восстанавливает утраченные позиции в станкостроении, и ее компании смогут конкурировать на внутреннем рынке с зарубежными производителями. Поддержка отрасли крайне важна, чтобы не повторилась шоковая ситуация 2022 года, когда предприятия внезапно оказались без западных станков и деталей, объясняют эксперты URA.RU. Мишустин обошел на выставке около десятка стендов и всем представителям компаний задавал вопросы. Некоторые участники общались с премьером не впервые — ранее они уже были у председателя правительства на двусторонних встречах. Гендиректор «Морсвязьавтоматики» Андриан Правдин, с которым Мишустин встречался чуть более месяца назад, представил премьеру комплекс лазерной резки листового и трубного проката. Его лазер перемещается со скоростью до 330 метров в минуту. Гендиректор Южного завода тяжелого машиностроения Павел Телятников рассказал о производстве токарно-карусельных станков и обрабатывающих центров с ЧПУ. «Со спросом как дела? Тяжко?», — поинтересовался премьер. Руководитель предприятия сказал, что спрос есть — в основном у авиа– и ракетостроителей. Руководитель компании «Мехатроника» Юрий Тарарыкин, которого Мишустин принимал в Доме правительства в феврале 2025 года, представил премьеру комплексы числового программного управления оборудованием. На выставке премьер посоветовал ему плотнее заняться обучением студентов. «Поскольку вы имеете очень хороший опыт — все-таки компания выросла из университета, — важно подготовить программу обучения ребят», — сказал Мишустин. Он предложил проработать с Минпромторгом вопрос создания виртуальных тренажеров со станками массового производства. Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал о достижениях станкостроительной отрасли. Объемы российского рынка станков выросли за последние пять лет в три раза и составили 433 млрд рублей. Их производство тоже увеличилось втрое — до 131,5 млрд рублей. Мишустин отметил, что российская станкостроительная отрасль сейчас «дает мощный рывок», и важно наращивать компетенции, мощности, использовать инструменты поддержки. Он также отметил важность подготовки инженеров. После осмотра выставки Мишустин встретился со студентами и преподавателями технических вузов. С ними разговор тоже шел о поддержке станкостроения и дальнейшей судьбе отрасли. Ключевую роль в развитии сферы будет играть новый нацпроект «Средства производства и автоматизации», который премьер назвал «фундаментом технологического лидерства». Студент третьего курса Костромского госуниверситета Артем Молчанов задал вопрос, который Мишустин назвал «глубоким и серьезным». Молодой человек отметил, что отрасль в последнее время была не в самом лучшем состоянии, и спросил о ее перспективах. «В страну массово ввозилось иностранное оборудование и станки. Как государство собирается обеспечивать поддержку российских компаний? И смогут ли отечественные компании выдержать конкуренцию на внутреннем рынке с международными гигантами?», — поинтересовался студент. Мишустин отметил, что инструменты поддержки, которые правительство использует уже несколько лет, привели к созданию собственных технологий. Это показывают представленные на выставке компании. «За несколько десятков лет мы потеряли свои позиции в станкостроении [...]. Сегодня идет активное восстановление. И специальные инструменты, о которых ты спрашиваешь, созданы. В первую очередь, это наш Фонд развития промышленности. Фонд отбирает проекты через соответствующее финансирование, поддерживает те стратегические направления, которые важны для развития станкоинструментальной отрасли», — сказал премьер-министр. Также в числе таких инструментов он назвал промышленную ипотеку, льготные кредиты разного уровня и развитие научной базы. Развитие собственного производства станков — ключевой вопрос для отрасли и критически важный для государства, объяснил независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Пока большая часть оборудования в этой сфере — импортное, а то, что производится в РФ, часто собирают из иностранных деталей. «Отличие в том, что теперь эти станки и комплектующие поставляют не с Запада, а с Востока, в основном из Китая. В России есть свои производители, но они недозагружены. Покупка оборудования за рубежом даже с учетом всех наценок, вызванных санкциями, пока обходится дешевле, чем у российских заводов. Потому что у нас производство мелкосерийное, а там крупные серии и более привлекательные цены», — отметил Худалов. Такая зависимость от импорта несет России риски повторения 2022 года. Тогда западные компании, на оборудовании которых работала промышленность, ушли из страны, и предприятиям пришлось срочно искать замену, что сказалось на объемах производства, подчеркивает собеседник URA.RU. Это перечеркнет все усилия, которые страна делает в разных отраслях, включая космическую и авиационную. Весь технологический суверенитет зависит от металлообработки, а она — от станков», — заметил Худалов. Сейчас для правительства важно правильно распределить ресурсы, выделяемые для поддержки металлообрабатывающей отрасли, комментирует председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. Пока помощь государства распространяется не только на российских производителей, но и на агрегаторов, лизинговые компании, которые поставляют иностранное оборудование. Такая ситуация наблюдается, например, с робототехникой. «На этой выставке представлено много роботов, но далеко не все из них действительно отечественные. Остальные под видом российской представляют китайскую продукцию. Поэтому сейчас задача — донастроить поддержку, нацелив ее именно на тех, кто производит свое», — резюмировал Гартунг.