Приезд в Екатеринбург главреда российского Forbes стал для уральского бизнеса событием – впервые с начала кризиса полсотни коммерсантов получили возможность узнать, чем живут их коллеги, не из корпоративных сплетен, плача московских партнеров или псевдоновостей федеральных каналов, а от журналиста профильного издания. Понимая, что настроения столичных бизнесменов и изменения в фирменной сотне Forbes интересны и тем нашим читателям, кто на закрытую встречу c участием эксперта не попал, мы расспросили Максима Кашулинского о будущем рейтингов, запрете президента на отдых чиновников в Куршевеле и о том, в какой стране мы будем жить, когда закончится кризис.
- Максим, как вы считаете, изменил ли кризис психологию самых богатых представителей российского бизнес-сообщества? Некоторые из них сейчас делают заявления о том, что самые «жирные годы» уже позади…
- Ну, если они сами это говорят, наверное, они в это верят. Но говорить о смене психологии я бы не стал. Богатейшие бизнесмены - это те люди, для которых кризис всегда был штатной ситуацией. Они сколотили свои состояния в условиях кризиса, в условиях, я бы сказал, даже сопряженных с опасностью для жизни. Поэтому кризис для них – родная стихия.
Это по сути. А вообще, мне непонятно, почему все так интересуются психологией миллиардеров и их состоянием? На мой взгляд, это какой-то болезненный интерес. Нужно интересоваться не миллиардерами, а такими же людьми, как вы. Интерес общества к миллиардерам сильно раздут.
- Но отчасти благодаря этому раздутому интересу, вероятно, живёт и Forbes?
- Наш журнал живет за счёт того, что даёт идеи для бизнеса. И пишем мы не только и не столько о миллиардерах, сколько о малом и среднем бизнесе. Любом бизнесе. Наш журнал для предпринимателей, и он живёт за счёт класса предпринимателей.
- А если говорить буквально о жизни в сегодняшних условиях? Многие деловые, и не только, издания испытывают большие финансовые трудности…
- В сегодняшних условиях журнал продолжает жить за счёт наших читателей. Нас читает более 700 тыс. человек. Если говорить о модели бизнеса, то мы как жили, так и живём за счёт рекламы.
- Значит, изменения, которые происходят на рынке СМИ, вас не затронули? Не думаете ли вы, что после кризиса сократится число деловых СМИ?
- Все издания как жили, так и живут за счёт за рекламы. Реклама – это основной источник доходов СМИ, пока ничего нового не придумано. Однако рекламы стало меньше, а это значит, что в ходе кризиса число изданий сократится. Кроме того, кризис приблизит время, когда люди практически перестанут читать журналы и газеты в привычном виде: кризисные процессы ведь затянутся надолго, а культура потребления информации и так стремительно меняется. Это особенно заметно в Америке, где журналы стали чрезвычайно тонкими: ты видишь на прилавке еженедельный журнал и понимаешь, что он доживает свои последние годы, если не месяцы.
Или другое наблюдение: если спуститься в московское метро, то можно увидеть, что всё больше людей читают не бумажные носители, а электронные. Как только эти устройства станут такими же распространёнными, как мобильные телефоны, то произойдёт сдвиг во всей индустрии. Зачем человеку покупать журнал или газету, когда он утром встал, скачал из Интернета нужные ему статьи, видео или фотографии и отправился с ними в дорогу? Так что рано или поздно отомрут или сильно видоизменятся и газеты, и еженедельные журналы в большинстве своём. Кризис влияет не только на финансовую составляющую, он меняет в конечном итоге общество.
- И, в таком случае, в конечном итоге – меняет страну?
- Страну меняет.
- Какой тогда вы видите нашу страну после кризиса?
- (Улыбаясь) Я не могу заглянуть так далеко.
- То, что касается спайки бизнеса и политики, особенный признак нашей экономики, это изменится?
- Смотря о чём говорить. Чтобы произошло разделение бизнеса и власти, как в Европе, нужен очень большой сдвиг в психологии, в традициях. Нужна, например, четкая концепция частной собственности, которая не могла утвердиться за 20 лет.
-Ну, вот президент Медведев уже запретил чиновникам отдыхать в Куршевеле. Может, это первый шаг, который, для начала, каким-то образом разобьёт светскую тусовку…
- От того, что чиновник не поедет отдыхать в Куршевель, разделения бизнеса и власти не произойдёт, это ведь только внешний признак, который легко сымитировать (поехав, например, в Санкт-Моритц). Поэтому все эти запреты, к сожалению, - только для отвода глаз. Если бы президент уволил кого-то из этих чиновников, возможно, общество и восприняло бы такое действие как реальный сигнал.
- Рейтинги Forbes, кто самый богатый, кто – уже не очень. Они нужны сейчас, с учетом того, что происходит?
- Они сейчас нужны, как никогда. Потому что самое важное в бизнесе – иметь ориентир. Нужно иметь ориентир по ценам, по рынкам, по потребителям. Наши рейтинги служат ориентиром, и я считаю, что интерес к ним в этом году будет огромным.
- Что касается перемещений в списке наиболее богатых людей, очевидно, что они будут. Но насколько серьёзными?
-Давайте подождём рейтинга и тогда посмотрим.
- Может в числе богатейших россиян появиться кто-то малознакомый, из регионов? Из Екатеринбурга?
-Почему бы и нет? Я вообще не отделяю Москву от других регионов. Я всегда пишу: Москва и другие регионы.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!