Участники банковского и финансового рынков в панике. За последнюю неделю на биржах обвалилось все, что только могло обвалиться. Дальше может быть еще хуже, но о самом страшном эксперты предпочитают молчать. Если нефть опустится еще на пару долларов — девальвации рубля не избежать. Наученные на прошлых ошибках чиновники уже включили режим экономии — любые бюджетные траты урезаются насколько это возможно. Стабильное положение — только у оборонки и силовиков. О том, когда начнется «Великая депрессия», как правильно подготовиться к похоронам ваших сбережений, и чего нельзя делать ни в коем случае — читайте в материале «URA.Ru».
«Вас трясет. Вы больны»
Вы знаете, что такое «майская лихорадка»? Оказывается это явление, которое эксперты называют еще и «майской коррекцией», происходит в России не первый год. Крупный бизнес в этот период старается не планировать глобальных сделок и завершает их либо до конца апреля, либо переносит на июнь. А частные инвесторы стараются закрыть все свои вложения и выйти в кэш. В финансовой среде даже существует поговорка — «sell in may and go away», что можно перевести как «май — продавай все и гуляй».
Руководитель представительства одного из федеральных банков на Урале, пожелавший остаться неназванным, объясняет причины этого явления завершением отопительного сезона в стране — в результате чего резко снижается потребление энергоресурсов, что влечет за собой цепную реакцию во всех сегментах экономики.
Но в этом году «майская лихорадка» началась почти на месяц раньше, говорит председатель правления Меткомбанка Дмитрий Торбенко. Первые признаки заметны уже сейчас: на фондовом рынке идет фиксация позиций по портфелям. Инвесторы, стремящиеся к большей свободе для дальнейших портфельных вложений, формируют общую тенденцию к снижению котировок. «В первую очередь она затрагивает развивающиеся и сырьевые рынки: стоимость нефти сорта „Брент“ в апреле упала на 10%, пробив значение 100 долларов за баррель, золото за этот период подешевело более чем на 15% и сейчас торгуется на уровнях 1375 долларов за унцию, а это минимальное значение с 2011 года. Индекс РТС за неделю снизился более чем на 7% и достиг значения 1360 пунктов», — говорит г-н Торбенко.
Обвал товарных рынков (падают рынки черного, цветного и драгоценного металла, инвесторы начали избавляться даже от золота) эксперты сравнивают со стремительной распродажей сырьевых активов восьмидесятых годов. Кроме того, впервые за три года в России отмечен спад продаж на авторынке.
Начальник отдела по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константин Селянин говорит, что майская коррекция может оказаться лишь началом затяжного падения, как было в 2008 году. По словам аналитика, сходство определенно существует — и тогда, и сейчас предпосылки кризиса связаны с внешними причинами. «Первые потрясения уже произошли и через несколько месяцев могут усилиться», — считает Селянин.
Известный уральский банкир Владимир Фролов от прогнозов воздерживается, а состояние экономики оценивает как негативное. При этом он заявляет, что говорить о новом кризисе неправильно, и логичнее было бы считать, что сейчас просто набирает обороты прошлый. Причины, по которым эксперт приходит к такому выводу, просты: рецессия заканчивается тогда, когда разрешены противоречия (к ним он относит пирамиды госдолга США, европейских стран и Японии, долг которой вдвое больше ВВП), но этого сделано не было.
Экономика встала с колен и завалилась на бок
Большинство опрошенных «URA.Ru» аналитиков описывают одинаковый сценарий возможных событий. Мировая экономика вступает в период отсутствия спроса на сырье: рынок перенасыщен нефтью, на пределе находятся товарные запасы в США, Европе и Китае. Предприятия начинают сокращать производство и откладывать невостребованную продукцию в запасы. Поэтому темпы роста мировой экономики замедляются, что давит на нефть еще сильнее. Стоимость российского рубля фактически «привязана» к цене нефти — то есть уже сейчас мы видим процессы «мягкой» девальвации российской валюты. «Не исключено, что нефть дойдет до 90, $ может быть даже 80. $ Ниже вряд ли. И Центробанк продолжит понижать рубль», — говорит глава ИФК «Унисон Капитал» Андрей Басуев.
Параллельное глобальное охлаждение на всех рынках, формирование резервов и падение цен больно бьет по всем добывающим и перерабатывающим отраслям. А Урал, регионы которого формируют свои бюджеты из денег энергетиков и металлургов, окажется в очень сложной ситуации, — резюмирует источник близкий к компании «Газпром».
Как российский рынок справится с новой угрозой — целиком зависит от политики правительства и создаваемого мегарегулятора. Владимир Фролов напоминает о трех правилах, сформулированных экономистами после Великой депрессии: эмиссия денег для поддержания ликвидности, низкие процентные ставки по заимствованиям и преференции предприятиям для сохранения производства.
Представитель одного из федеральных банков напоминает «URA.Ru», что в 2008 году с лавинообразным спадом экономики боролись, накачивая кредитные организации деньгами и искусственно сдерживая инфляцию. «Штаты начали поддержку своего производителя, Китай начал строить дороги, в России стартовала программа поддержки автопрома, утилизация автомобилей. И все для того, чтобы заставить деньги работать», — говорит собеседник.
Впрочем, некоторые финансисты не склонны сгущать краски. Председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин делать негативные прогнозы в масштабах всего 2013 года не стал. «Тем более прогнозировать вероятность вступления российской экономики в рецессию. Прогноз по темпам роста производства в 2013 году низкий — 2,4%, по последним данным МЭР, — но в отрицательный рост я не верю. Скорее всего, „провальными“ будут несколько месяцев. Многое будет зависеть от внешних факторов и правительственных мер по стимулированию экономики», — говорит он.
Как власти начали готовиться к проблемам в экономике, и насколько адекватными и своевременными будут эти меры, пока сказать сложно. Однако уже известно, что Минфин РФ экстренно готовит правки к доходной части федерального бюджета и эксперты не исключают, что властям придется серьезно умерить расходы, в том числе социальные. На правоохранительные органы и оборону «затягивание поясов», естественно, не распространяется.
Высокопоставленный источник из свердловского правительства говорит, что завязанные на мировых рынках промышленные компании вынуждены сокращать расходы. Бизнес уже предупреждает, что из-за нестабильности ситуации поступления могут снизиться, однако налоги — вещь несколько инерционная, и бюджетный дефицит может оказаться отложенным. Проблемы 2008 года ударили по бюджету 2009-го. Поэтому сейчас в документации «красной нитью» проходит задача максимальной экономии средств. «В 2008 году такого не было вообще. Все надеялись, что кризис нас минует и мы, по сути, оказались не готовы. Теперь все по-другому», — резюмирует чиновник.
«Вы панике не поддавайтесь, организованно спасайтесь»
Пока власти разрабатывают план действий, население начинает нервничать. В банках рассказывают, что люди интересуются, когда начнется кризис, и стоит ли снимать все деньги сейчас. Банкиры умоляют их не делать этого — ничто не может так подкосить стабильность какой-то конкретной кредитной организации и банковской системы в целом, как паника. В пример приводят Банк24.Ру и банк «Северная казна» (был куплен Альфа-банком), вкладчики которых в 2008 году начали массово изымать свои вклады, после чего Центробанк начал санацию кредитных организаций. «Истерику» клиентов может не вынести даже банк без видимых проблем, говорят участники рынка.
«Боже упаси нас всех от паники. Я рекомендовал бы очень осторожно принимать решение о вложениях, не увлекаться рискованными операциями и не рассчитывать на высокий процент. Вероятнее всего, в течение года доходность по депозитам физлиц сократится на 0,5-1,5%. На мой взгляд, лучше всего сейчас — вкладные операции. Владельцы вкладов не смогут заработать, но, по крайней мере, смогут сохранить свои деньги и уменьшить потери с учетом инфляции. Не стоит держать все яйца в одной корзине: лучше разбить свои сбережения, чтобы было спокойней», — говорит управляющий уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин.
Что касается валюты, в которой нужно держать деньги, то эксперты расходятся во мнении. Директор «Унисон Капитал» Андрей Басуев считает, что сейчас можно вложиться в доллар, который в ближайшие месяцы будет укрепляться. И продать, когда цена будет повыше. А Сергей Кульпин говорит, что период сильных позиций американской валюты просчитать сложно. Не исключено, что осенью картина будет иной, поэтому лучше всего остаться в национальной валюте.
В период экономической нестабильности инструментов сбережения средств не так много. Среди частных инвесторов не каждый является профессионалом, который знает, как зарабатывать на разнице валют и биржевых торгах. Поэтому чаще всего люди начинают вкладываться во что-то понятное. Нередко — приобретают инвестиционную недвижимость, которую рассчитывают продать по более выгодной цене.
Сейчас, говорит Андрей Басуев, не очень благоприятная ситуация для вложения в недвижимость. «В прошлом году на рынке сметалось все подряд, сейчас объем предложения громаден, спрос не соответствует. Появляются проблемы с ликвидностью — то есть обратить инвестиционную недвижимость в деньги будет сложнее», — считает эксперт.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Участники банковского и финансового рынков в панике. За последнюю неделю на биржах обвалилось все, что только могло обвалиться. Дальше может быть еще хуже, но о самом страшном эксперты предпочитают молчать. Если нефть опустится еще на пару долларов — девальвации рубля не избежать. Наученные на прошлых ошибках чиновники уже включили режим экономии — любые бюджетные траты урезаются насколько это возможно. Стабильное положение — только у оборонки и силовиков. О том, когда начнется «Великая депрессия», как правильно подготовиться к похоронам ваших сбережений, и чего нельзя делать ни в коем случае — читайте в материале «URA.Ru». «Вас трясет. Вы больны» Вы знаете, что такое «майская лихорадка»? Оказывается это явление, которое эксперты называют еще и «майской коррекцией», происходит в России не первый год. Крупный бизнес в этот период старается не планировать глобальных сделок и завершает их либо до конца апреля, либо переносит на июнь. А частные инвесторы стараются закрыть все свои вложения и выйти в кэш. В финансовой среде даже существует поговорка — «sell in may and go away», что можно перевести как «май — продавай все и гуляй». Руководитель представительства одного из федеральных банков на Урале, пожелавший остаться неназванным, объясняет причины этого явления завершением отопительного сезона в стране — в результате чего резко снижается потребление энергоресурсов, что влечет за собой цепную реакцию во всех сегментах экономики. Но в этом году «майская лихорадка» началась почти на месяц раньше, говорит председатель правления Меткомбанка Дмитрий Торбенко. Первые признаки заметны уже сейчас: на фондовом рынке идет фиксация позиций по портфелям. Инвесторы, стремящиеся к большей свободе для дальнейших портфельных вложений, формируют общую тенденцию к снижению котировок. «В первую очередь она затрагивает развивающиеся и сырьевые рынки: стоимость нефти сорта „Брент“ в апреле упала на 10%, пробив значение 100 долларов за баррель, золото за этот период подешевело более чем на 15% и сейчас торгуется на уровнях 1375 долларов за унцию, а это минимальное значение с 2011 года. Индекс РТС за неделю снизился более чем на 7% и достиг значения 1360 пунктов», — говорит г-н Торбенко. Обвал товарных рынков (падают рынки черного, цветного и драгоценного металла, инвесторы начали избавляться даже от золота) эксперты сравнивают со стремительной распродажей сырьевых активов восьмидесятых годов. Кроме того, впервые за три года в России отмечен спад продаж на авторынке. Начальник отдела по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константин Селянин говорит, что майская коррекция может оказаться лишь началом затяжного падения, как было в 2008 году. По словам аналитика, сходство определенно существует — и тогда, и сейчас предпосылки кризиса связаны с внешними причинами. «Первые потрясения уже произошли и через несколько месяцев могут усилиться», — считает Селянин. Известный уральский банкир Владимир Фролов от прогнозов воздерживается, а состояние экономики оценивает как негативное. При этом он заявляет, что говорить о новом кризисе неправильно, и логичнее было бы считать, что сейчас просто набирает обороты прошлый. Причины, по которым эксперт приходит к такому выводу, просты: рецессия заканчивается тогда, когда разрешены противоречия (к ним он относит пирамиды госдолга США, европейских стран и Японии, долг которой вдвое больше ВВП), но этого сделано не было. Экономика встала с колен и завалилась на бок Большинство опрошенных «URA.Ru» аналитиков описывают одинаковый сценарий возможных событий. Мировая экономика вступает в период отсутствия спроса на сырье: рынок перенасыщен нефтью, на пределе находятся товарные запасы в США, Европе и Китае. Предприятия начинают сокращать производство и откладывать невостребованную продукцию в запасы. Поэтому темпы роста мировой экономики замедляются, что давит на нефть еще сильнее. Стоимость российского рубля фактически «привязана» к цене нефти — то есть уже сейчас мы видим процессы «мягкой» девальвации российской валюты. «Не исключено, что нефть дойдет до 90, $ может быть даже 80. $ Ниже вряд ли. И Центробанк продолжит понижать рубль», — говорит глава ИФК «Унисон Капитал» Андрей Басуев. Параллельное глобальное охлаждение на всех рынках, формирование резервов и падение цен больно бьет по всем добывающим и перерабатывающим отраслям. А Урал, регионы которого формируют свои бюджеты из денег энергетиков и металлургов, окажется в очень сложной ситуации, — резюмирует источник близкий к компании «Газпром». Как российский рынок справится с новой угрозой — целиком зависит от политики правительства и создаваемого мегарегулятора. Владимир Фролов напоминает о трех правилах, сформулированных экономистами после Великой депрессии: эмиссия денег для поддержания ликвидности, низкие процентные ставки по заимствованиям и преференции предприятиям для сохранения производства. Представитель одного из федеральных банков напоминает «URA.Ru», что в 2008 году с лавинообразным спадом экономики боролись, накачивая кредитные организации деньгами и искусственно сдерживая инфляцию. «Штаты начали поддержку своего производителя, Китай начал строить дороги, в России стартовала программа поддержки автопрома, утилизация автомобилей. И все для того, чтобы заставить деньги работать», — говорит собеседник. Впрочем, некоторые финансисты не склонны сгущать краски. Председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин делать негативные прогнозы в масштабах всего 2013 года не стал. «Тем более прогнозировать вероятность вступления российской экономики в рецессию. Прогноз по темпам роста производства в 2013 году низкий — 2,4%, по последним данным МЭР, — но в отрицательный рост я не верю. Скорее всего, „провальными“ будут несколько месяцев. Многое будет зависеть от внешних факторов и правительственных мер по стимулированию экономики», — говорит он. Как власти начали готовиться к проблемам в экономике, и насколько адекватными и своевременными будут эти меры, пока сказать сложно. Однако уже известно, что Минфин РФ экстренно готовит правки к доходной части федерального бюджета и эксперты не исключают, что властям придется серьезно умерить расходы, в том числе социальные. На правоохранительные органы и оборону «затягивание поясов», естественно, не распространяется. Высокопоставленный источник из свердловского правительства говорит, что завязанные на мировых рынках промышленные компании вынуждены сокращать расходы. Бизнес уже предупреждает, что из-за нестабильности ситуации поступления могут снизиться, однако налоги — вещь несколько инерционная, и бюджетный дефицит может оказаться отложенным. Проблемы 2008 года ударили по бюджету 2009-го. Поэтому сейчас в документации «красной нитью» проходит задача максимальной экономии средств. «В 2008 году такого не было вообще. Все надеялись, что кризис нас минует и мы, по сути, оказались не готовы. Теперь все по-другому», — резюмирует чиновник. «Вы панике не поддавайтесь, организованно спасайтесь» Пока власти разрабатывают план действий, население начинает нервничать. В банках рассказывают, что люди интересуются, когда начнется кризис, и стоит ли снимать все деньги сейчас. Банкиры умоляют их не делать этого — ничто не может так подкосить стабильность какой-то конкретной кредитной организации и банковской системы в целом, как паника. В пример приводят Банк24.Ру и банк «Северная казна» (был куплен Альфа-банком), вкладчики которых в 2008 году начали массово изымать свои вклады, после чего Центробанк начал санацию кредитных организаций. «Истерику» клиентов может не вынести даже банк без видимых проблем, говорят участники рынка. «Боже упаси нас всех от паники. Я рекомендовал бы очень осторожно принимать решение о вложениях, не увлекаться рискованными операциями и не рассчитывать на высокий процент. Вероятнее всего, в течение года доходность по депозитам физлиц сократится на 0,5-1,5%. На мой взгляд, лучше всего сейчас — вкладные операции. Владельцы вкладов не смогут заработать, но, по крайней мере, смогут сохранить свои деньги и уменьшить потери с учетом инфляции. Не стоит держать все яйца в одной корзине: лучше разбить свои сбережения, чтобы было спокойней», — говорит управляющий уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин. Что касается валюты, в которой нужно держать деньги, то эксперты расходятся во мнении. Директор «Унисон Капитал» Андрей Басуев считает, что сейчас можно вложиться в доллар, который в ближайшие месяцы будет укрепляться. И продать, когда цена будет повыше. А Сергей Кульпин говорит, что период сильных позиций американской валюты просчитать сложно. Не исключено, что осенью картина будет иной, поэтому лучше всего остаться в национальной валюте. В период экономической нестабильности инструментов сбережения средств не так много. Среди частных инвесторов не каждый является профессионалом, который знает, как зарабатывать на разнице валют и биржевых торгах. Поэтому чаще всего люди начинают вкладываться во что-то понятное. Нередко — приобретают инвестиционную недвижимость, которую рассчитывают продать по более выгодной цене. Сейчас, говорит Андрей Басуев, не очень благоприятная ситуация для вложения в недвижимость. «В прошлом году на рынке сметалось все подряд, сейчас объем предложения громаден, спрос не соответствует. Появляются проблемы с ликвидностью — то есть обратить инвестиционную недвижимость в деньги будет сложнее», — считает эксперт.