
Индия может демонстративно нанести удары по пакистанской части Кашмира, чтобы отчитаться перед своим обществом о возмездии за теракт, в организации которого Нью-Дели обвиняет Исламабад. Тем не менее, масштабного конфликта между странами не произойдет, поскольку для него нет весомых причин, а последствия такой войны могут быть катастрофическими из-за наличия у двух стран ядерного оружия, рассказал в интервью URA.RU научный сотрудник сектора международных организаций и глобального политического регулирования ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.
— Индия обвинила Пакистан в теракте в Кашмире, конфликт между странами накаляется. Нью-Дели обещал перекрыть воду в соседнюю страну. В Исламабаде назвали это «актом войны», после чего стороны начали стягивать войска и обменялись артиллерийскими ударами. Может ли начаться война между Индией и Пакистаном?
— На самом деле Индия не способна чисто физически перекрыть воду в Пакистан. В перспективе Нью-Дели может сделать так, что соседям не будут поступать излишки из Инда, и слегка усложнить жизнь Исламабаду при строительстве плотин ГЭС. О полном осушении рек в Пакистане речи не идет, поскольку у Индии нет инфраструктуры и водохранилищ, чтобы удержать у себя столько воды.

Что касается полномасштабной войны, то маловероятно, что она вспыхнет. Перевес Индии по численности армии (1,5 млн против 600 тысяч) и вооружениям очевиден. Представим, что она перейдет границу и начнет проводить войсковые операции, добьется успеха на земле и прорвется в самое сердце Пакистана — в долину Инда. Это приведет к тому, что Пакистан, осознавая, что обычными вооружениями противника не одолеть, применит ядерную бомбу и получит такой же удар в ответ.
Смертоносный обмен ударами спровоцирует гуманитарную катастрофу, социальные и экономические проблемы на годы вперед и массовый исход населения, поставит под вопрос само существование двух государств. Этого не хотелось бы ни Нью-Дели, ни Исламабаду.
— Кому была бы выгодна индо-пакистанская война? В регионе сошлись интересы великих держав. Китай поддерживает Пакистан, а США заинтересованы в усилении Индии в противовес растущему могуществу Пекина. Конфликт бьет по Китаю или Индии?

— Вряд ли такая война была бы выгодна региональным странам, потому что конфликт бьет по всем. Нужно помнить, что Китай стабильно входит в число главных торговых партнеров Индии, а сейчас занимает в этом списке первое место. В 2023-2024 годах товарооборот между странами достиг 118 млрд долларов, из которых 101 млрд — стоимость всего китайского экспорта в Индию. Вооруженный конфликт приведет если не к разрыву, то к резкому сокращению объемов торговли, а это серьезный вызов экономикам Китая и Индии в условиях набирающей обороты торговой войны США, которая и так усложняет жизнь бизнесу.
Да, Пакистан находится в очень близких отношениях с Пекином, но в Исламабаде есть влиятельные круги, которые выступают за тесные контакты с США, и они пользуются всемерной поддержкой Вашингтона, поэтому вряд ли в этой войне Штаты выберут какую-то конкретную сторону.
Им гораздо выгоднее вести двойную игру — дружить и с Индией, и с Пакистаном, не давая Китаю создать прочные союзы. То, что произошло в Кашмире — это внутренние индо-пакистанские разборки, скорее всего, так и останется.

— К чему в итоге приведет этот конфликт?
— Нью-Дели нанесет «удар возмездия» по лагерю боевиков в Кашмире — не на основной пакистанской территории, чтобы избежать эскалации. После этого обе стороны постараются продать свои политические ходы электорату как победу над противником. Пакистанское военное руководство скажет, что успешно предотвратило «индийскую агрессию», а в Индии отчитаются об уничтожении террористов, убивших туристов в Кашмире. По факту же в регионе сохранится статус-кво, каких-либо глобальных изменений ожидать не стоит.
Конечно такие теракты, к сожалению, повторятся спустя некоторое время, провоцируя новые витки напряженности в Южной Азии. Но перерасти в войну они могут, только если для этого будут весомые причины. Теракт станет лишь триггером к началу боевых действий.
— Будут ли переговоры, чтобы снизить напряженность? Может ли Россия способствовать мирному урегулированию конфликта?
— Сразу договариваться никто не побежит, потому что сейчас в индийском обществе чувства накалены, все ждут ответного удара после смертоносного теракта в Кашмире, в котором обвиняют Пакистан. Если сразу начать дипломатические контакты с Исламабадом, люди будут, мягко говоря, в недоумении. Россия может стать нейтральной площадкой для переговоров, где стороны зафиксируют уже достигнутые договоренности, но основные контакты будут происходить напрямую. Индия придерживается Симлского соглашения 1972 года, в котором говорится, что стороны должны улаживать споры без посредников, тем более между Нью-Дели и Исламабадом есть прямая связь.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
