Такого судебного наказания не получал еще ни один мэр Западной Сибири - 8 лет реального лишения свободы и 9,5 тыс. рублей (!) штрафа. Между тем, именно такой вердикт сегодня, 29 ноября, вынес суд Мегиона в отношении бывшего главы города Александра Кузьмина. Его близкие, адвокаты, да и сам экс-мэр уверены: дело носит заказной характер из-за многолетнего конфликта Кузьмина с прежним руководством Ханты-Мансийского АО, нефтяниками и гордумой Мегиона. По мнению защиты, в суде не было представлено ни одного доказательства мошенничества либо злоупотребления полномочиями, в которых обвинили Кузьмина. За что осудили экс-главу Мегиона? Что думает об этом его семья? Что будет дальше? Все подробности – на «URA.Ru».
Сегодня, 29 ноября, в Мегионе был вынесен приговор, пожалуй, по самому громкому процессу последних месяцев. Суд приговорил бывшего главу города Александра Кузьмина к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и 9,5 тыс. рублей штрафа. Именно наказания в 8 лет реального срока и просило гособвинение. Суд поддержал прокуроров. Для многих наблюдателей и участников процесса такой приговор стал шокирующим и абсурдным.
Как сообщалось, Александр Кузьмин обвинялся по пяти эпизодам - по части 3 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения») и двум эпизодам – по части 2 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность»). По версии следствия, Кузьмин, будучи мэром, уезжал отдыхать в США, Германию, Австрию, Москву и Самару, оформляя поездки как служебные командировки. Кроме того, как следует из обвинительного заключения прокуратуры, по инициативе Александра Кузьмина из бюджета Мегиона было выделено 2 млн рублей на покупку микроавтобуса «Фольксваген».
Сам Кузьмин всегда говорил (и повторил это в последнем слове в суде), что это дело заказное, в его основе лежат политические, а не экономические мотивы: «Окружная администрация всегда была против меня, еще с начала моей предвыборной кампании на пост главы Мегиона». Словам экс-мэра, кстати, верить можно легко. Город Мегион, где в свое время работал его отец, известный нефтяник, которого убили в 1994 году, стал роковым и для Кузьмина-младшего.
После окончания нефтяного факультета Самарского университета и учебы в университете города Калгари (Канада) по специальности «бизнес-администрирование», Александр Кузьмин решил заняться в России бизнесом, работал топ-менеджером банка «Югра», председателем совета директоров компании «Югра-инвест». «Бизнес у Саши шел успешно. Он занимался инвестициями, биржами, чувствовал ситуацию. Но затем решил попробовать себя в роли руководителя муниципалитета. Как человек к тому времени уже обеспеченный, Саша хотел показать, что работать на госслужбе можно честно», - вспоминает в разговоре с «URA.Ru» тесть Кузьмина предприниматель Виктор Титов.
И Александр Кузьмин решает ехать в Мегион, где начинал работать в молодости и где одна из улиц названа в честь его отца. Он баллотируется в мэры этого муниципалитета, начинает кампанию со всем присущим его молодости энтузиазмом и … наталкивается на всеобщее неприятие. Это не удивительно: на выборы Кузьмин сначала идет против одного ставленника властей ХМАО, затем против другого. Так, первый раз он баллотировался в марте 2005 года, набрав в первом туре 49, 5% голосов избирателей, опередив действовавшего главу Анатолия Чепайкина (27,3%), поддерживаемого окружными властями и «Единой Россией», однако перед вторым туром был снят с выборов. В результате 59% избирателей проголосовали во втором туре против всех. На повторных выборах, состоявшихся в марте 2006 года, Кузьмин победил в первом туре (57% голосов), более чем вдвое опередив и. о. главы города Вячеслава Танкеева (26%), которого также поддерживало руководство округа.
На инаугурацию Александра Кузьмина 19 марта 2006 года не приехали ни губернатор ХМАО Александр Филипенко, ни руководство градообразующего предприятия «Мегионнефтегаза», ни депутаты гордумы (в большинстве нефтяники), ни его последний соперник Вячеслав Танкеев. Кузьмину объявили войну.
«С первого дня моей работы в администрации Мегиона начались проверки, которые инициировали разные окружные структуры. Они проходили каждый день. Всего их было более тысячи», - рассказывал Александр Кузьмин на процессе. «Накопать» на него смогли по инициативе депутатов гордумы Мегиона в середине 2009 года. Тогда парламентарии поставили в вину мэру частое отсутствие на рабочем месте и неоправданные траты на командировки. После проверок были возбуждены уголовные дела.
«У Александра и моей дочери Екатерины трое детей. Они действительно ездили за границу, но никакие бюджетные средства на это не использовались. Да и зачем это было зятю? Он был обеспеченным человеком: когда решил закончить с бизнесом, инвестировал средства в недвижимость в Москве и Тюмени. Всем этим занимаются Екатерина и наемные управляющие. О каких неоправданных тратах из бюджета можно говорить, если даже зарплата мэра перечислялась на счет детдома», - расстраивается Виктор Титов.
Александр Кузьмин и его адвокат Александр Горбачев пытались убедить суд, что никаких корыстных интересов и использования служебного положения со стороны экс-мэра не было: по крайней мере, следствие не предоставило в суд соответствующие доказательства и доводы, а также финансовые документы. Кузьмин категорически отказался обсуждать вопрос условного наказания: вину он не признал и признавать не собирается.
«Конечно, всегда есть надежда, что будет оправдательный приговор. Но такой приговор… Я думал, что здравый смысл все-таки возьмет верх. Посмотрите: в деле Кузьмина два эпизода по статье «злоупотребление полномочиями»: в одном случае ущерб оценили в чуть более 100 тыс. рублей, во втором – в более чем 2 млн рублей. Но наказание по обоим преступлениям одинаковое! Это свидетельствует о необъективности решения суда. Александр Анатольевич держится, шутит, но я, честно говоря, в шоке», - говорит адвокат Александр Горбачев.
Сегодня, 29 ноября, Александр Кузьмин был взят под стражу в зале суда и этапирован в СИЗО Нижневартовска. Во вторник, 30 ноября, его привезут в Мегион, где вместе с адвокатом они рассчитывают начать знакомиться с протоколом судебного заседания. В течение 10 дней сторона Кузьмина обжалует решение суда Мегиона.
Супруга Александра Кузьмина Екатерина на заседание суда в Мегион приехать не смогла: в Москве она находится с детьми - двумя сыновьями 8 и 5 лет и 3-летней дочкой. «Саша считал, что в состоянии сам себя защитить. Он всегда все делал сам. Но сейчас нам все-таки, видимо, требуется помощь общественности», - говорит тесть Кузьмина Виктор Титов.
Как судили мэров Западной Сибири
В феврале 2010 года бывший мэр Ноябрьска в ЯНАО Николай Коробков был приговорен к трем годам условно за превышение своих полномочий. Обвинение попросило суд приговорить Николая Коробкова к пяти годам лишения свободы с отбыванием заключения в колонии общего режима, а также лишить его на три года права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Суд признал его виновным по всем инкриминируемым ему эпизодам. Коробкова обвиняли в преступлении, предусмотренном частью второй статьи 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий). По версии следствия, он, занимая пост главы города, издал незаконное распоряжение об изъятии имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями «Электрические сети» и «Тепловодоканал», и передал его в аренду ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск». По оценкам следователей, это нанесло ущерб местному бюджету на сумму около 10 млн рублей. В сентябре 2010 года окружной суд отменил этот приговор и снял с Коробкова все обвинения. Сам обвиняемый своей вины не признавал никогда.
В марте 2009 года суд Ноябрьска оправдал по всем статьям предшественника Коробкова на посту главы города – Юрия Линка, который обвинялся в уклонении от уплаты налогов (статья 198 УК РФ), мошенничестве, совершенном группой лиц (статья 159 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ). Примерный ущерб, который он, по версии силовиков, нанес бюджету, оценивался в сумму около 12 млн рублей. Обвинение требовало назначить Линку наказание в виде 13 лет лишения свободы в колонии общего режима и лишить его возможности в течение трех лет занимать государственные должности. Линк в ходе процесса своей вины не признавал.
В мае 2008 года экс-глава Нефтеюганского района Александр Клепиков был осужден судом по одному из трех уголовных дел по пункту «в» части третьей статьи 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Следствие установило, что Клепиков издал в течение 2003-2004 годов четыре распоряжения о выделении из бюджета 35 млн рублей Нефтеюганскому торгово-транспортному предприятию, которое возглавлял его знакомый. Между тем средства предназначались для финансирования капитального строительства и ремонта муниципальных объектов. Решение городского суда – пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года и выплата государству 9 млн рублей в качестве компенсации ущерба, который он, по мнению суда, нанес бюджету. Обвинение просило у суда семи лет лишения свободы для экс-главы района. Сам осужденный своей вины не признавал. Кроме того, в июле 2008 года Клепиков, обвиняемый по части третьей статьи 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), был приговорен к четырем годам лишения свободы условно за то, что принял на работу в администрацию района на должность инженера по обслуживанию оргтехники гражданина, который фактически выполнял функции его личного телохранителя. Общая сумма ущерба, причиненного действиями Клепикова бюджету Нефтеюганского района, составила более 2,2 млн рублей.
В июне 2007 года прямо в зале в суда из-под стражи был освобожден глава Кондинского района Виктор Редикульцев, который обвинялся по части третьей статьи 160 УК РФ (Присвоение или растрата), части второй статьи 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), по пункту «в» части третьей статьи 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) и по пункту «б» части второй статьи 285.1 УК РФ (Нецелевое расходование средств). По версии следствия, он растратил 53 млн рублей из бюджета района. Глава района провел около года под стражей в рамках расследования еще одного уголовного дела в отношении него, где фигурировали статьи УК, касающиеся взяток. В декабре 2007 года Верховный суд России также без изменения оставил оправдательный приговор, вынесенный Редикульцеву. В феврале 2008 года окружной суд Югры постановил Министерству финансов РФ выплатить пострадавшему чиновнику 150 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда, а зампрокурора ХМАО принес извинения главе за «вред, причиненный уголовным преследованием».
В январе 2006 года приговором городского суда глава Нефтеюганска Виктор Ткачев был признан виновным и осужден по пункту «в» третьей части статьи 286 УК РФ (Превышение служебных полномочий). Мэр обвинялся в совершении преступления, связанного со служебной деятельностью, а именно по факту ущерба, нанесенного им муниципальному бюджету при строительстве 73 коттеджей в поселке Анапский. Ущерб, по версии следствия, – более 10 млн рублей. Ткачев полностью признал свою вину по всем пунктам. Суд назначил ему наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Обвинение требовало приговорить мэра Нефтеюганска к пяти годам лишения свободы условно без права занимать руководящие должности. Сторона защиты настаивала на условном сроке – менее трех лет и не применять дополнительных мер наказания, связанных со служебной деятельностью.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!