На фото - символ мирового волонтерского движения. Россия, один из его флагманов, даже придумала фразу - "дай пятеру волонтеру" - это означает открыться для помощи мируWikimedia
Идеи благотворительности и волонтерства становятся все ближе россиянам. Наша страна сегодня входит в первую десятку по числу волонтеров, согласно третьему рейтингу мировой частной благотворительности, составленному Британским благотворительным фондом CAF. Опрос, проведенный «Левада-Центром», показывает: в 2016 году благотворительностью в том или ином виде занимались около половины россиян. Чаще всего россияне помогали конкретным людям или же безвозмездно отдавали вещи и продукты нуждающимся. Немного реже — поддерживали благотворительные фонды и общественные организации или же выступали донорами и волонтерами.
Кто сегодня приходит в волонтерское движение и как добровольцам удается объединять страны — в интервью «URA.RU» рассказал сопредседатель совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты России Артем Метелев.
— Артем, как вы считаете, идеи волонтерства и добровольчества становятся ближе россиянам или же нет?
— Идея волонтерства — это тренд, который присущ не только нашей стране, он общемировой. Мы видим динамику — налицо желание людей проявить неравнодушие не только к тем, кто находится рядом, но и к совершенно незнакомым людям.
Волонтер Артем Метелев утверждает — интерес к добровольчеству в России только растет
из архива А.Метелева
Мы видим, что многие хотят участвовать в развитии своих территорий — двора, города, поселка, региона. Люди стремятся к самореализации, получению опыта и передаче своих знаний и компетенций другим. Это означает, что россияне хотят быть более глубоко вовлеченными в жизнь своей страны через конкретные поступки. Не политические дела, не уличные протесты и демонстрации. Основная цель — сделать жизнь вокруг себя немножечко лучше.
— Но добровольчество появилось не вдруг…
— Конечно, эта тема всегда была в истории нашей страны. Идея гражданской взаимопомощи вообще присуща нашему народу. Я бы сказал, что она буквально вшита в культурный код русского человека. Но в последнее время мы видим, что эта идея набирает особую популярность.
Особенно приятно, что молодежь начинает активно входить в эту сферу. Школьники и студенты видят в этом не только альтруизм, не только слова благодарности со стороны других людей. Тут присутствует и другой аспект: молодые люди могут профессионально развиваться, получаемый опыт поможет им в профессии, которую они выбрали. Не стоит забывать и о новых друзьях, новых знакомствах. На самом деле плюсов здесь очень много. Здорово и то, что СМИ начинают показывать социальную повестку с позитивной стороны.
— А можно ли составить портрет российского волонтера?
— Как правило, это 23-летняя девушка, которая занимается социальным волонтерством — скорее всего, она помогает детям или бездомным животным. В основном, речь идет о студентах. Недавно мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, что в 70% российских вузов существуют волонтерские центры. То есть молодой человек, который учится в университете, наверняка натолкнется на подобный вид гражданской активности. Есть и другая категория волонтеров — пожилые люди. Они хотят оставаться востребованными и на пенсии, что вписывается в пресловутую концепцию активного долголетия. Им нравится передавать свои знания и опыт. Волонтерство в этом плане дает уникальную возможность.
— Артем, а бизнес не участвует в движении?
— Почему же? Здесь тоже наблюдаются позитивные изменения: сейчас набирает обороты корпоративное волонтерство. Большинство крупных компаний сегодня вовлекают своих сотрудников в подобный вид деятельности. Почти все известные корпорации имеют в своем составе волонтерские центры.
— Скажите, как вам удается выстраивать отношения с волонтерскими организациями из других стран?
— Мы заключили соглашение с Организацией объединенных наций в рамках программы, которая объединяет волонтерские движения по всему миру. В октябре в России пройдет Всемирный фестиваль молодежи, на который приедут пять тысяч волонтеров, в том числе и иностранные. Надеемся, что будем дружить, а в дальнейшем и реализовывать совместные долгосрочные проекты. Мы очень хотим вовлекать международное волонтерское движение в российские реалии, а в свою очередь готовы делиться нашим опытом. У нас ведь немало интересных технологий, которых нет где-то в другом месте. Такой симбиоз очень полезен, он на благо всем сторонам. Это очень эффективная форма общественной дипломатии, которая позволяет странам оставаться ближе на уровне людей.
— А вы чувствуете, что против России сегодня настроены многие страны?
— Я считаю, что наша страна находится в состоянии информационной войны.
Именно поэтому хотим использовать волонтерскую историю, чтобы люди из других государств приезжали к нам, чтобы мы узнавали друг другу без помощи CNN и BBC, чтобы мы смотрели друг другу в глаза. Такое взаимодействие позволяет увидеть реальную страну, понять, что правда, а что — намеренная ложь.
В ходе своих международных командировок мы не чувствуем, что Россию как-то притесняют. Наоборот, мы видим искренний интерес к нашей стране. Ведь Россия сделала огромный рывок с точки зрения государственной поддержки благотворительности. У нас в последние пять лет выстроена целая государственная система: завершается работа над профильным законопроектом, принят план развития волонтёрского движения, регулярными стали гранты для общественных организаций, 5 декабря учрежден праздник волонтеров, следующий год может стать Годом гражданской активности и волонтерства. Очень приятно, что президент поддерживает нас — очень часто лично встречается с добровольцами. Государство видит в этой сфере большой интерес, потому что понимает, что именно волонтеры — фундамент гражданского общества.
— Артем, говорят, что у вас, волонтеров, даже есть какой-то свой символ, известный и понятный во всем мире?
— Действительно, такой символ есть — открытая ладонь. Это символ, который и вправду знаком каждому волонтеру в любой точке мира. В России даже есть такая фраза: «Дай пятеру волонтеру» — это означает, что надо раскрыть свою ладонь, свои пять пальцев. Таким образом, человек показывает, что он раскрывает свое сердце. Своего рода знак, признак причастности к движению.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Идеи благотворительности и волонтерства становятся все ближе россиянам. Наша страна сегодня входит в первую десятку по числу волонтеров, согласно третьему рейтингу мировой частной благотворительности, составленному Британским благотворительным фондом CAF. Опрос, проведенный «Левада-Центром», показывает: в 2016 году благотворительностью в том или ином виде занимались около половины россиян. Чаще всего россияне помогали конкретным людям или же безвозмездно отдавали вещи и продукты нуждающимся. Немного реже — поддерживали благотворительные фонды и общественные организации или же выступали донорами и волонтерами. Кто сегодня приходит в волонтерское движение и как добровольцам удается объединять страны — в интервью «URA.RU» рассказал сопредседатель совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты России Артем Метелев. — Артем, как вы считаете, идеи волонтерства и добровольчества становятся ближе россиянам или же нет? — Идея волонтерства — это тренд, который присущ не только нашей стране, он общемировой. Мы видим динамику — налицо желание людей проявить неравнодушие не только к тем, кто находится рядом, но и к совершенно незнакомым людям. Мы видим, что многие хотят участвовать в развитии своих территорий — двора, города, поселка, региона. Люди стремятся к самореализации, получению опыта и передаче своих знаний и компетенций другим. Это означает, что россияне хотят быть более глубоко вовлеченными в жизнь своей страны через конкретные поступки. Не политические дела, не уличные протесты и демонстрации. Основная цель — сделать жизнь вокруг себя немножечко лучше. — Но добровольчество появилось не вдруг… — Конечно, эта тема всегда была в истории нашей страны. Идея гражданской взаимопомощи вообще присуща нашему народу. Я бы сказал, что она буквально вшита в культурный код русского человека. Но в последнее время мы видим, что эта идея набирает особую популярность. Особенно приятно, что молодежь начинает активно входить в эту сферу. Школьники и студенты видят в этом не только альтруизм, не только слова благодарности со стороны других людей. Тут присутствует и другой аспект: молодые люди могут профессионально развиваться, получаемый опыт поможет им в профессии, которую они выбрали. Не стоит забывать и о новых друзьях, новых знакомствах. На самом деле плюсов здесь очень много. Здорово и то, что СМИ начинают показывать социальную повестку с позитивной стороны. — А можно ли составить портрет российского волонтера? — Как правило, это 23-летняя девушка, которая занимается социальным волонтерством — скорее всего, она помогает детям или бездомным животным. В основном, речь идет о студентах. Недавно мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, что в 70% российских вузов существуют волонтерские центры. То есть молодой человек, который учится в университете, наверняка натолкнется на подобный вид гражданской активности. Есть и другая категория волонтеров — пожилые люди. Они хотят оставаться востребованными и на пенсии, что вписывается в пресловутую концепцию активного долголетия. Им нравится передавать свои знания и опыт. Волонтерство в этом плане дает уникальную возможность. — Артем, а бизнес не участвует в движении? — Почему же? Здесь тоже наблюдаются позитивные изменения: сейчас набирает обороты корпоративное волонтерство. Большинство крупных компаний сегодня вовлекают своих сотрудников в подобный вид деятельности. Почти все известные корпорации имеют в своем составе волонтерские центры. — Скажите, как вам удается выстраивать отношения с волонтерскими организациями из других стран? — Мы заключили соглашение с Организацией объединенных наций в рамках программы, которая объединяет волонтерские движения по всему миру. В октябре в России пройдет Всемирный фестиваль молодежи, на который приедут пять тысяч волонтеров, в том числе и иностранные. Надеемся, что будем дружить, а в дальнейшем и реализовывать совместные долгосрочные проекты. Мы очень хотим вовлекать международное волонтерское движение в российские реалии, а в свою очередь готовы делиться нашим опытом. У нас ведь немало интересных технологий, которых нет где-то в другом месте. Такой симбиоз очень полезен, он на благо всем сторонам. Это очень эффективная форма общественной дипломатии, которая позволяет странам оставаться ближе на уровне людей. — А вы чувствуете, что против России сегодня настроены многие страны? — Я считаю, что наша страна находится в состоянии информационной войны. Именно поэтому хотим использовать волонтерскую историю, чтобы люди из других государств приезжали к нам, чтобы мы узнавали друг другу без помощи CNN и BBC, чтобы мы смотрели друг другу в глаза. Такое взаимодействие позволяет увидеть реальную страну, понять, что правда, а что — намеренная ложь. В ходе своих международных командировок мы не чувствуем, что Россию как-то притесняют. Наоборот, мы видим искренний интерес к нашей стране. Ведь Россия сделала огромный рывок с точки зрения государственной поддержки благотворительности. У нас в последние пять лет выстроена целая государственная система: завершается работа над профильным законопроектом, принят план развития волонтёрского движения, регулярными стали гранты для общественных организаций, 5 декабря учрежден праздник волонтеров, следующий год может стать Годом гражданской активности и волонтерства. Очень приятно, что президент поддерживает нас — очень часто лично встречается с добровольцами. Государство видит в этой сфере большой интерес, потому что понимает, что именно волонтеры — фундамент гражданского общества. — Артем, говорят, что у вас, волонтеров, даже есть какой-то свой символ, известный и понятный во всем мире? — Действительно, такой символ есть — открытая ладонь. Это символ, который и вправду знаком каждому волонтеру в любой точке мира. В России даже есть такая фраза: «Дай пятеру волонтеру» — это означает, что надо раскрыть свою ладонь, свои пять пальцев. Таким образом, человек показывает, что он раскрывает свое сердце. Своего рода знак, признак причастности к движению.