Во вторник днем директор департамента культуры Москвы Сергей Капков ушел в отставку. Агрегратор «Яндекс.Новости» подсчитал: в Рунете об этом было написано 524 заметки. О выходе России из договора об обычных вооружениях в Европе — 161, о вирусе, крадущем деньги пользователей «ВКонтакте», — 157. И это не случайно: отставка Капкова действительно скажется на каждом из 146 млн россиян. И вот почему.
С 2011 года у знакомых региональных чиновников одна мечта — повторить успех Сергея Капкова. Тогда 35-летний нижегородец сложил мандат депутата Госдумы и перешел на пост директора парка Горького — на тот момент заброшенного места, которое большинство москвичей и понаехавших обходили стороной (знаю, заходил в парк спустя несколько недель после назначения Капкова). На календаре был март. Кто следил за биографией политика, тот знает, что спустя пять месяцев он стал замдиректора департамента культуры Москвы, а на шестой — его директором.
В политических кругах того времени было модно обсуждать, что
Капков появился в команде мэра Сергея Собянина как представитель интересов Романа Абрамовича, на которого долго работал на Чукотке, а после занимался особо важными делами по всей стране, в том числе и в Екатеринбурге.
Тогда существовала теория, что в составе правительства столицы есть постпреды разных групп и именно они на самом деле управляют Москвой. Согласно другой теории, в новом статусе Капков должен был курировать переезд музея «Гараж» девушки олигарха, Дарьи Жуковой, из собственно конструктивистского гаража в парк.
Но читатели новостей знали, что назначение в департамент было связано с ошеломляющим успехом, которого Сергей Капков добился в парке Горького. Придя в марте, к маю он оперативно навел порядок на вверенных ему гектарах. И к тому же сделал вход в парк бесплатным.
Парк Горького летом 2011-го был главной темой для разговоров среди понимающей московской публики, а затем — во всех регионах (в империи примеры для копирования всегда берут в столице). Конец сезона ознаменовался назначением Сергея Капкова на пост директора департамента.
Последующие три года, вероятно, войдут в учебники политтехнологий. Издалека (из Екатеринбурга) это виделось так: директор департамента профессионально определил основных ЛОМов тусовки (имеющих наибольшее количество поклонников и минимальный антирейтинг) и привлек их к работе. ЛОМы («Стрелка», Кирилл Серебренников и т.п.) получили возможность реализовать свои идеи, Капков — лояльность аудитории и положительный пиар.
Об авгиевых конюшнях, Романе Абрамовиче, порядочности Левина, привязанностях Баринова и прочих не связанных друг с другом вещах — в нашем интервью.
На выборах в Госдуму этот альянс еще не сработал, а вот после избрания президента здорово помог власти. Кульминация этого процесса, безусловно, пришлась на выборы мэра Москвы, когда вдруг оказалось, что активная часть молодых москвичей не тотально за Алексея Навального, что она видит и другие варианты, ценит разные урбанистические изменения (которые, как и все хорошее, уже приписывались Капкову, а не руководителям профильных департаментов). Культуролог Екатерина Деготь в «Ведомостях» гневно замечала, что столичная публика полюбила украшения на тортах, внешнюю оболочку, поверив во временное и отказываясь разбираться с раковой опухолью власти.
Есть мнение, что именно фестиваль лета 2013-го, «Лучший город Земли», стал основой для победы Сергея Собянина на выборах мэра. И доподлинно известно, что
успех именно этих площадок повысил стоимость Сергея Капкова до уровня, когда власти заказывали ему хэппенинги в честь присоединения Крыма и в Москве, и на полуострове.
Не знаю, как для всей бюрократической России, но для ее уральской части успехи Сергея Капкова были, несомненно, примером для подражания. Теория улучшения окружающей среды через поддержку культуры, повышение удовлетворенности населения властью через малые дела побеждали на самых скучных совещаниях. Серые чиновники что-то бубнили, а молодые и резвые кричали им в ответ: «Посмотрите на Москву, мы сделаем так же! Тем более, стоит недорого».
Открыть свой парк Горького стало идеей фикс деятелей внутри каждой городской администрации. Почти у каждого известного мне уральского губернатора был план, как повторить московский опыт на местной почве. Шутка ли, элементом губернаторской избирательной кампании в Кургане стало появление духового оркестра в парке имени Ленина каждую пятницу и субботу. Что же говорить про более богатые территории: новые набережные вместо новых очистных, дискуссии об общественных пространствах...
Получалось не всегда: музыканты в курганском оркестре, начав получать стабильную зарплату, вдруг запили и стали прогуливать концерты. Свердловский чиновник Алексей Багаряков, более всех приблизившийся к созданию нового «парка Горького», сгорел на выборах. Но на место выбывавших приходили новые, с горящими глазами: московский пример продолжал призывно сверкать.
Когда после единого дня голосования 2014 года премьер Дмитрий Медведев, отмечая Сергея Собянина, заговорил про позитивное влияние урбанистики на электорат, сдались самые упертые. Опыт Сергея Капкова было решено тиражировать и реализовывать.
И только это началось, как вдруг — отставка. Сигнал для бюрократической среды понятный. Хотели бы продолжения передового опыта — Капков пошел бы на повышение, а раз отставка — значит, к работе есть замечания. Особо опытные добавят к этому очевидную травлю премьера Дмитрия Медведева и всех прочих россиян, записанных у нас в просвещенные и передовые.
Значит, крах проекта, серые чиновники берут верх, и на совещаниях каждому ретивому и молодому будет сказано: «Цыц, ты это брось».
Московские коллеги, конечно, говорят, что никакое это не «вдруг». Во-первых, чуть позже мэрских выборов выяснилось, что Сергей Капков по популярности — второй чиновник столицы после Сергея Собянина. Во-вторых, чиновник амбициозный, добивающийся себе нового статуса — вице-мэра. В-третьих, чиновник с характером, стоящий на страже своих позиций.
И вроде бы, как и в адрес любого политика, для него сложно было подобрать обвинения. Говорили: «Манеж нужен под мероприятие «Единой России» — выставку, созданную руками сотен волонтеров, разбирали и отдавали партии. Говорили: «Покажи «Романовых» — показывал. Говорили: «Сними с показа спектакль в «Гоголь-центре» — снимал. Но все это было как-то сверхтехнично: спектакль был снят, а отношения с худруком Кириллом Серебренниковым не были не испорчены, более того, два москвича разыграли красивую партию в СМИ. Один предстал перед публикой грозным охранителем, другой — гонимым творцом, а то, что они оба сами расписали роли и устроили санкционированный слив, — так это политика.
Еще год назад была актуальна информация о том, что конфликт мэра и директора департамента приведет Сергея Капкова в губернаторское кресло. Его рассматривали как претендента на родную Нижегородскую область вместо Валерия Шанцева. Но тому удалось сохранить позиции. По слухам, Капков ему в этом помогал: сравнив бюджет департамента культуры Москвы с бюджетом всей Нижегородской области, понял, что в столице интереснее. Потом разыгралась борьба за ВДНХ: проект сначала курировал департамент культуры, но затем под личный контроль взял мэр. Представители Капкова появились в креативной группе, разрабатывавшей концепт нового парка, но госконтракт получила другая компания.
Сомневаться в справедливости этих историй не приходится: Сергей Капков, очевидно, не является покровителем искусств, а выступает политиком (как и написано в его профиле в «Википедии»). Этим объясняются его слова об отсутствии стеснения по поводу членства в «Единой России» и то, что в публичных выступлениях он всегда подчеркивал нормальность и вменяемость власти. А в момент самого жесткого протеста попрекал «белоленточников» и креаклов за то, что они воруют коньки в прокате парка Горького.
Уже начались стенания о потере последнего чиновника «с человеческим лицом» (что-то подобное в январе опубликовала «Новая газета», призвав Капкова забрать свое заявление об увольнении). Теперь пишут, что он, хотя и мордаст, но хипстер. Дальше будет волна постов про невозможность сотрудничать с «людоедской» властью, что «серые» сжирают «ярких». Хотя действия Сергея Капкова были направлены совсем не на это.
Он вполне такой же «людоед», каким был его прежний руководитель и какими будут новые. В Госдуме начинал работать под брендом «У меня мандат Путина», в Свердловской области отметился жесткой кампанией против мэра Нижнего Тагила Николая Диденко, а позже помогал снести главу местного отделения «Единой России» Александра Левина, закладывая «бомбу» под первого губернатора Эдуарда Росселя. Не удивлюсь, если переход в парк Горького был связан с переездом «Гаража», а дальнейший рост — с разделом Москвы.
Хэштеги про «чиним мир» и чистку кармы — это только хэштеги, слоганы, на которые Сергей Капков — мастер. Зря, что ли, в середине нулевых он входил в десятку самых эффективных политтехнологов страны?
Неправы те, кто копировал внешнюю сторону его деятельности, не замечая более важных политических приемов. Их демонстрация, четырехлетнее выживание в агрессивной среде при одновременной высокой эффективности, повышении собственной стоимости на рынке (кто сейчас скажет, что Капков — пешка Абрамовича?) и умении уйти на острие конфликта, соблюдая при этом все правила игры, — вот номер, который Сергей Капков показал и которому стоит поучиться, если есть желание что-то менять вокруг.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Во вторник днем директор департамента культуры Москвы Сергей Капков ушел в отставку. Агрегратор «Яндекс.Новости» подсчитал: в Рунете об этом было написано 524 заметки. О выходе России из договора об обычных вооружениях в Европе — 161, о вирусе, крадущем деньги пользователей «ВКонтакте», — 157. И это не случайно: отставка Капкова действительно скажется на каждом из 146 млн россиян. И вот почему. С 2011 года у знакомых региональных чиновников одна мечта — повторить успех Сергея Капкова. Тогда 35-летний нижегородец сложил мандат депутата Госдумы и перешел на пост директора парка Горького — на тот момент заброшенного места, которое большинство москвичей и понаехавших обходили стороной (знаю, заходил в парк спустя несколько недель после назначения Капкова). На календаре был март. Кто следил за биографией политика, тот знает, что спустя пять месяцев он стал замдиректора департамента культуры Москвы, а на шестой — его директором. В политических кругах того времени было модно обсуждать, что Капков появился в команде мэра Сергея Собянина как представитель интересов Романа Абрамовича, на которого долго работал на Чукотке, а после занимался особо важными делами по всей стране, в том числе и в Екатеринбурге. Тогда существовала теория, что в составе правительства столицы есть постпреды разных групп и именно они на самом деле управляют Москвой. Согласно другой теории, в новом статусе Капков должен был курировать переезд музея «Гараж» девушки олигарха, Дарьи Жуковой, из собственно конструктивистского гаража в парк. Но читатели новостей знали, что назначение в департамент было связано с ошеломляющим успехом, которого Сергей Капков добился в парке Горького. Придя в марте, к маю он оперативно навел порядок на вверенных ему гектарах. И к тому же сделал вход в парк бесплатным. Парк Горького летом 2011-го был главной темой для разговоров среди понимающей московской публики, а затем — во всех регионах (в империи примеры для копирования всегда берут в столице). Конец сезона ознаменовался назначением Сергея Капкова на пост директора департамента. Последующие три года, вероятно, войдут в учебники политтехнологий. Издалека (из Екатеринбурга) это виделось так: директор департамента профессионально определил основных ЛОМов тусовки (имеющих наибольшее количество поклонников и минимальный антирейтинг) и привлек их к работе. ЛОМы («Стрелка», Кирилл Серебренников и т.п.) получили возможность реализовать свои идеи, Капков — лояльность аудитории и положительный пиар. Об авгиевых конюшнях, Романе Абрамовиче, порядочности Левина, привязанностях Баринова и прочих не связанных друг с другом вещах — в нашем интервью. На выборах в Госдуму этот альянс еще не сработал, а вот после избрания президента здорово помог власти. Кульминация этого процесса, безусловно, пришлась на выборы мэра Москвы, когда вдруг оказалось, что активная часть молодых москвичей не тотально за Алексея Навального, что она видит и другие варианты, ценит разные урбанистические изменения (которые, как и все хорошее, уже приписывались Капкову, а не руководителям профильных департаментов). Культуролог Екатерина Деготь в «Ведомостях» гневно замечала, что столичная публика полюбила украшения на тортах, внешнюю оболочку, поверив во временное и отказываясь разбираться с раковой опухолью власти. Есть мнение, что именно фестиваль лета 2013-го, «Лучший город Земли», стал основой для победы Сергея Собянина на выборах мэра. И доподлинно известно, что успех именно этих площадок повысил стоимость Сергея Капкова до уровня, когда власти заказывали ему хэппенинги в честь присоединения Крыма и в Москве, и на полуострове. Не знаю, как для всей бюрократической России, но для ее уральской части успехи Сергея Капкова были, несомненно, примером для подражания. Теория улучшения окружающей среды через поддержку культуры, повышение удовлетворенности населения властью через малые дела побеждали на самых скучных совещаниях. Серые чиновники что-то бубнили, а молодые и резвые кричали им в ответ: «Посмотрите на Москву, мы сделаем так же! Тем более, стоит недорого». Открыть свой парк Горького стало идеей фикс деятелей внутри каждой городской администрации. Почти у каждого известного мне уральского губернатора был план, как повторить московский опыт на местной почве. Шутка ли, элементом губернаторской избирательной кампании в Кургане стало появление духового оркестра в парке имени Ленина каждую пятницу и субботу. Что же говорить про более богатые территории: новые набережные вместо новых очистных, дискуссии об общественных пространствах... Получалось не всегда: музыканты в курганском оркестре, начав получать стабильную зарплату, вдруг запили и стали прогуливать концерты. Свердловский чиновник Алексей Багаряков, более всех приблизившийся к созданию нового «парка Горького», сгорел на выборах. Но на место выбывавших приходили новые, с горящими глазами: московский пример продолжал призывно сверкать. Когда после единого дня голосования 2014 года премьер Дмитрий Медведев, отмечая Сергея Собянина, заговорил про позитивное влияние урбанистики на электорат, сдались самые упертые. Опыт Сергея Капкова было решено тиражировать и реализовывать. И только это началось, как вдруг — отставка. Сигнал для бюрократической среды понятный. Хотели бы продолжения передового опыта — Капков пошел бы на повышение, а раз отставка — значит, к работе есть замечания. Особо опытные добавят к этому очевидную травлю премьера Дмитрия Медведева и всех прочих россиян, записанных у нас в просвещенные и передовые. Значит, крах проекта, серые чиновники берут верх, и на совещаниях каждому ретивому и молодому будет сказано: «Цыц, ты это брось». Московские коллеги, конечно, говорят, что никакое это не «вдруг». Во-первых, чуть позже мэрских выборов выяснилось, что Сергей Капков по популярности — второй чиновник столицы после Сергея Собянина. Во-вторых, чиновник амбициозный, добивающийся себе нового статуса — вице-мэра. В-третьих, чиновник с характером, стоящий на страже своих позиций. И вроде бы, как и в адрес любого политика, для него сложно было подобрать обвинения. Говорили: «Манеж нужен под мероприятие «Единой России» — выставку, созданную руками сотен волонтеров, разбирали и отдавали партии. Говорили: «Покажи «Романовых» — показывал. Говорили: «Сними с показа спектакль в «Гоголь-центре» — снимал. Но все это было как-то сверхтехнично: спектакль был снят, а отношения с худруком Кириллом Серебренниковым не были не испорчены, более того, два москвича разыграли красивую партию в СМИ. Один предстал перед публикой грозным охранителем, другой — гонимым творцом, а то, что они оба сами расписали роли и устроили санкционированный слив, — так это политика. Еще год назад была актуальна информация о том, что конфликт мэра и директора департамента приведет Сергея Капкова в губернаторское кресло. Его рассматривали как претендента на родную Нижегородскую область вместо Валерия Шанцева. Но тому удалось сохранить позиции. По слухам, Капков ему в этом помогал: сравнив бюджет департамента культуры Москвы с бюджетом всей Нижегородской области, понял, что в столице интереснее. Потом разыгралась борьба за ВДНХ: проект сначала курировал департамент культуры, но затем под личный контроль взял мэр. Представители Капкова появились в креативной группе, разрабатывавшей концепт нового парка, но госконтракт получила другая компания. Сомневаться в справедливости этих историй не приходится: Сергей Капков, очевидно, не является покровителем искусств, а выступает политиком (как и написано в его профиле в «Википедии»). Этим объясняются его слова об отсутствии стеснения по поводу членства в «Единой России» и то, что в публичных выступлениях он всегда подчеркивал нормальность и вменяемость власти. А в момент самого жесткого протеста попрекал «белоленточников» и креаклов за то, что они воруют коньки в прокате парка Горького. Уже начались стенания о потере последнего чиновника «с человеческим лицом» (что-то подобное в январе опубликовала «Новая газета», призвав Капкова забрать свое заявление об увольнении). Теперь пишут, что он, хотя и мордаст, но хипстер. Дальше будет волна постов про невозможность сотрудничать с «людоедской» властью, что «серые» сжирают «ярких». Хотя действия Сергея Капкова были направлены совсем не на это. Он вполне такой же «людоед», каким был его прежний руководитель и какими будут новые. В Госдуме начинал работать под брендом «У меня мандат Путина», в Свердловской области отметился жесткой кампанией против мэра Нижнего Тагила Николая Диденко, а позже помогал снести главу местного отделения «Единой России» Александра Левина, закладывая «бомбу» под первого губернатора Эдуарда Росселя. Не удивлюсь, если переход в парк Горького был связан с переездом «Гаража», а дальнейший рост — с разделом Москвы. Хэштеги про «чиним мир» и чистку кармы — это только хэштеги, слоганы, на которые Сергей Капков — мастер. Зря, что ли, в середине нулевых он входил в десятку самых эффективных политтехнологов страны? Неправы те, кто копировал внешнюю сторону его деятельности, не замечая более важных политических приемов. Их демонстрация, четырехлетнее выживание в агрессивной среде при одновременной высокой эффективности, повышении собственной стоимости на рынке (кто сейчас скажет, что Капков — пешка Абрамовича?) и умении уйти на острие конфликта, соблюдая при этом все правила игры, — вот номер, который Сергей Капков показал и которому стоит поучиться, если есть желание что-то менять вокруг.