Рейтинг президента России по-прежнему находится на рекордных отметкахФото: Пресс-служба губернатора Тюменской области
«Левада-центр» объявил о снижении уровня доверия к президенту на 10%, а СМИ сообщили о росте поддержки — на 8%. Не спорят только социологи: патриотический запал от присоединения Крыма и борьбы с запрещенной в России ИГИЛ проходит, нужны новые темы. Участники кремлевских дискуссий согласились рассказать «URA.Ru», за какими рейтингами следят чиновники, что спрашивают с губернаторов, о какой новой повестке думают, что берегут на 2017 год и каков теперь образ главы государства.
На прошлой неделе в Москве прошла авторитетная Грушинская социологическая конференция. Мероприятие, не замеченное основными СМИ, стало площадкой для интересных экспертных обсуждений. В кулуарах участники говорили об изменении общественного запроса к власти. Эксперты были единодушны: темы присоединения Крыма, защиты страны от подступающего терроризма больше не являются локомотивом «патриотической мобилизации».
В предвыборный период нужно или находить новый схожий проект, или менять жесткий консервативный тренд на умеренно-либеральный курс.
«Все будет зависеть от власти: по какому пути она решит пойти. Но то что, что нужна новая стержневая повестка — это очевидно. Все цифры показывают рост социального недовольства населения на фоне исчерпанности тех тем, на которых росли рейтинги президента», — рассказывает «URA.Ru» один из социологов.
Тема экономического кризиса, снижения доходов населения выходит на первый план
Фото: Pixabay
Он уверен, что больших проблем это не вызовет: те, кто публично поддерживал консервативный тренд, вполне могут переключиться и на умеренно либеральный: «Если за ним будет стоять власть, Владимир Путин и СМИ. Убежденных консерваторов примерно 15-20%. Я считаю, что, если поступят сигналы и они будут подхвачены ведущими СМИ, то значительная часть общества может это поддержать. Кроме узкого круга агрессивных патриотов, войны, на самом деле, никто не хочет. Все хотят иметь возможность ездить в западные страны и поддерживать нормальные отношения с европейским миром».
О необходимости новой идеи для политического сезона-2016 говорит и замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Этим запросом он объясняет и снижение числа россиян, которые доверяют президенту: их количество за год сократилось на 10% — с 83% до 73%. «Крымский сюжет устарел, международные перспективы вырисовываются не такие радужные, экономические пока тоже. Владимир Путин еще не смог предложить новые горизонты и новую повестку. Поэтому рейтинги президента возвращаются к тому уровню, который мы наблюдали до Крымской весны, хотя они по-прежнему выше даже значений 2013 года».
Константин Костин считает, что у россиян остался образ спасителя Владимира Путина, который уже изменил их жизнь к лучшему
Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин говорит, что политический блок администрации президента к рейтингам относится очень внимательно: «Это определенный ориентир в работе и возможность обратной связи в понимании тех проблем, которые волнуют граждан», — замечает он.
При этом политолог замечает, что доминирующей темой во внутренней политике будет ситуация в экономике, которая не помешает президенту сохранить свои позиции: «Путин пришел на рубеже 1990-х и 2000-х на очень проблемной повестке — борьба с терроризмом. Тогда он выступил со своей знаменитой фразой по отношению к террористам „мочите в сортире“: с этого и начало складываться путинское большинство», — вспоминает эксперт.
По его мнению, люди поняли, что появился лидер, который способен взять ответственность.
«И сейчас люди понимают: есть проблемы в экономике, но они также осознают, что Владимир Путин тот лидер, который за 10 лет увеличил их доходы в 10-12 раз.
Все наши стонущие олигархи забывают, что за 10 лет капитализация их компаний увеличилась в 15-20 раз. Экономическая повестка не так ущербна, вопрос лишь в том, как ей заниматься», — считает глава ФоРГО.
Эксперты не сомневаются, что 9 мая даст новый импульс патриотической волне
Заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Олег Игнатов рассказывает, что власть, как правило, учитывает закрытые опросы: «Сейчас доминирует инерционный сценарий. Расчет делается на то, что рейтинги не сильно снизятся к выборам. Для этого до выборов будет проводиться большая патриотическая мобилизация, которая уже началась празднованием воссоединения с Крымом и Севастополем, а продолжится мероприятиями к 9 мая и Дню России. Думаю, что не исключены и различные сюрпризы на июньском съезде партии, если риск падения рейтингов будет высоким», — говорит политолог.
Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков прогнозирует, что снижение доверия к президенту не будет слишком быстрым: «Основные мероприятия по наращиванию его рейтинга предпримут в 2017 году. Возможно, это будут социально-экономические инициативы, вроде национальных проектов (если ситуация в экономике к этому времени хотя бы немного улучшится) или большая антикоррупционная кампания».
По словам Нейжмакова, в политической сфере, в случае снижения доверия к президенту, вырастет роль системной оппозиции: «В этих условиях
власти могут пойти на дополнительные уступки системным оппозиционерам. Например, чаще привлекая их представителей в губернаторский корпус.
Одновременно, власти могут более явно сделать ставку на развитие новых системных партий, если увидят, что парламентская оппозиция не может эффективно канализировать протестные настроения», — описывает возможный сценарий политолог.
Если социологи зафиксируют более серьезные проблемы, чем сейчас, власть успеет отреагировать на них на июньском съезде «Единой России»
Социолог Леонтий Бызов в интервью «URA.Ru» замечает, что из всех социологических опросов власть интересует только рейтинг Путина. «Это священная корова, которая поставлена во главу угла. Даже рейтинг ЕР мало кого волнует», — считает эксперт. По его словам, в Кремле уверены, что, даже если политический курс или приоритетные темы будут меняться, «накачать население в нужном русле можно будет через СМИ». «Власть считает, что политтехнологический ресурс формирования общественного мнения почти безграничен», — рассказывает свою версию социолог.
Напомним, что в книге Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать» указывалось на увлеченность первого заместителя администрации президента Вячеслава Володина социологическими опросами. По версии автора книги, кремлевский куратор находил подтверждение правильности действий власти в анализе предпочтений населения и популярности Владимира Путина. Собеседники «URA.Ru» среди кураторов внутренней политики в регионах рассказывают, что с недавних пор чиновники в администрации президента стали спрашивать с губернаторов не только за их рейтинги, но и за уровень поддержки президента на конкретных территориях.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
«Левада-центр» объявил о снижении уровня доверия к президенту на 10%, а СМИ сообщили о росте поддержки — на 8%. Не спорят только социологи: патриотический запал от присоединения Крыма и борьбы с запрещенной в России ИГИЛ проходит, нужны новые темы. Участники кремлевских дискуссий согласились рассказать «URA.Ru», за какими рейтингами следят чиновники, что спрашивают с губернаторов, о какой новой повестке думают, что берегут на 2017 год и каков теперь образ главы государства. На прошлой неделе в Москве прошла авторитетная Грушинская социологическая конференция. Мероприятие, не замеченное основными СМИ, стало площадкой для интересных экспертных обсуждений. В кулуарах участники говорили об изменении общественного запроса к власти. Эксперты были единодушны: темы присоединения Крыма, защиты страны от подступающего терроризма больше не являются локомотивом «патриотической мобилизации». В предвыборный период нужно или находить новый схожий проект, или менять жесткий консервативный тренд на умеренно-либеральный курс. «Все будет зависеть от власти: по какому пути она решит пойти. Но то что, что нужна новая стержневая повестка — это очевидно. Все цифры показывают рост социального недовольства населения на фоне исчерпанности тех тем, на которых росли рейтинги президента», — рассказывает «URA.Ru» один из социологов. Он уверен, что больших проблем это не вызовет: те, кто публично поддерживал консервативный тренд, вполне могут переключиться и на умеренно либеральный: «Если за ним будет стоять власть, Владимир Путин и СМИ. Убежденных консерваторов примерно 15-20%. Я считаю, что, если поступят сигналы и они будут подхвачены ведущими СМИ, то значительная часть общества может это поддержать. Кроме узкого круга агрессивных патриотов, войны, на самом деле, никто не хочет. Все хотят иметь возможность ездить в западные страны и поддерживать нормальные отношения с европейским миром». О необходимости новой идеи для политического сезона-2016 говорит и замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Этим запросом он объясняет и снижение числа россиян, которые доверяют президенту: их количество за год сократилось на 10% — с 83% до 73%. «Крымский сюжет устарел, международные перспективы вырисовываются не такие радужные, экономические пока тоже. Владимир Путин еще не смог предложить новые горизонты и новую повестку. Поэтому рейтинги президента возвращаются к тому уровню, который мы наблюдали до Крымской весны, хотя они по-прежнему выше даже значений 2013 года». Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин говорит, что политический блок администрации президента к рейтингам относится очень внимательно: «Это определенный ориентир в работе и возможность обратной связи в понимании тех проблем, которые волнуют граждан», — замечает он. При этом политолог замечает, что доминирующей темой во внутренней политике будет ситуация в экономике, которая не помешает президенту сохранить свои позиции: «Путин пришел на рубеже 1990-х и 2000-х на очень проблемной повестке — борьба с терроризмом. Тогда он выступил со своей знаменитой фразой по отношению к террористам „мочите в сортире“: с этого и начало складываться путинское большинство», — вспоминает эксперт. По его мнению, люди поняли, что появился лидер, который способен взять ответственность. «И сейчас люди понимают: есть проблемы в экономике, но они также осознают, что Владимир Путин тот лидер, который за 10 лет увеличил их доходы в 10-12 раз. Все наши стонущие олигархи забывают, что за 10 лет капитализация их компаний увеличилась в 15-20 раз. Экономическая повестка не так ущербна, вопрос лишь в том, как ей заниматься», — считает глава ФоРГО. Заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Олег Игнатов рассказывает, что власть, как правило, учитывает закрытые опросы: «Сейчас доминирует инерционный сценарий. Расчет делается на то, что рейтинги не сильно снизятся к выборам. Для этого до выборов будет проводиться большая патриотическая мобилизация, которая уже началась празднованием воссоединения с Крымом и Севастополем, а продолжится мероприятиями к 9 мая и Дню России. Думаю, что не исключены и различные сюрпризы на июньском съезде партии, если риск падения рейтингов будет высоким», — говорит политолог. Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков прогнозирует, что снижение доверия к президенту не будет слишком быстрым: «Основные мероприятия по наращиванию его рейтинга предпримут в 2017 году. Возможно, это будут социально-экономические инициативы, вроде национальных проектов (если ситуация в экономике к этому времени хотя бы немного улучшится) или большая антикоррупционная кампания». По словам Нейжмакова, в политической сфере, в случае снижения доверия к президенту, вырастет роль системной оппозиции: «В этих условиях власти могут пойти на дополнительные уступки системным оппозиционерам. Например, чаще привлекая их представителей в губернаторский корпус. Одновременно, власти могут более явно сделать ставку на развитие новых системных партий, если увидят, что парламентская оппозиция не может эффективно канализировать протестные настроения», — описывает возможный сценарий политолог. Социолог Леонтий Бызов в интервью «URA.Ru» замечает, что из всех социологических опросов власть интересует только рейтинг Путина. «Это священная корова, которая поставлена во главу угла. Даже рейтинг ЕР мало кого волнует», — считает эксперт. По его словам, в Кремле уверены, что, даже если политический курс или приоритетные темы будут меняться, «накачать население в нужном русле можно будет через СМИ». «Власть считает, что политтехнологический ресурс формирования общественного мнения почти безграничен», — рассказывает свою версию социолог. Напомним, что в книге Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать» указывалось на увлеченность первого заместителя администрации президента Вячеслава Володина социологическими опросами. По версии автора книги, кремлевский куратор находил подтверждение правильности действий власти в анализе предпочтений населения и популярности Владимира Путина. Собеседники «URA.Ru» среди кураторов внутренней политики в регионах рассказывают, что с недавних пор чиновники в администрации президента стали спрашивать с губернаторов не только за их рейтинги, но и за уровень поддержки президента на конкретных территориях.