Время циклично, и гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко, как и его предшественник Николай Малых в 2009 году, покидает корпорацию весной. В четверг, 2 марта, его на посту руководителя предприятия, которое уже передано Ростехнологиям, сменил замминистра промышленности и торговли РФ Александр Потапов.
Восемь лет «эпохи Сиенко» стали переломными как для самого предприятия, так и для Нижнего Тагила. Они начались с трудного вхождения новой управленческой команды на предприятие. Старожилы сегодня вспоминают, как неохотно область приняла тогда еще 42-летнего гендиректора «Газэкспорта» (дочка «Газпрома»).
Олег Сиенко выполнил главную задачу: собрал корпорацию и передал ее Ростехнологиям
«Когда [предшественника Олега Сиенко — Николая] Малых собрались снимать, помню, стоим с одним из грандов обладминистрации, и тот меня умудрено уверяет, явно ретранслируя первое лицо: „Вот смотри, пришли москвичи, за год-два завод разворуют и распродадут по частям и все — Тагилу конец“. Ну, ровно наоборот ведь оказалось. Безусловно, это заслуга Сиенко и его команды», — резюмирует гендиректор ИД «Коммерсант-Урал» Сергей Плахотин.
Малых проруководил предприятием в общей сложности 10 лет. Уже в 2005-м он переизбрался на пост гендиректора только стараниями губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Оппонентами «старой гвардии», по слухам, выступила группа высокопоставленных промышленников, но свалить тагильского «тяжеловеса» им удалось только 16 апреля 2009 года. То ли из-за срыва танкового контракта на 1 млрд долларов с Алжиром, то ли из-за критики со стороны президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина.
Приход на громоздкое, во многом по-прежнему советское предприятие президента Федерации велоспорта России стал «бомбой». На фоне «красного директора» Николая Малых Сиенко выглядел неожиданно. В Тагиле откровенно опасались реформ, а общая экономическая ситуация не добавляла оптимизма.
Второй мэр Нижнего Тагила, Валентина Исаева, вспоминает, что Олег Викторович тогда довольно быстро освоился и познакомился с самыми разными представителями областной власти. Первый год управленец практически полностью провел в Тагиле. Градоначальница старалась помочь, сгладить негативную реакцию людей и элит на смену «власти» на заводе и на принимаемые новыми управленцами меры по финансовому оздоровлению. Не дал утонуть предприятию и личный ресурс Сиенко — менеджеру удалось убедить Москву в необходимости поддержки предприятия федеральными деньгами, что позволило сохранить порядка 35 тысяч работников. Выручка предприятия в 2009 году составляла 36,3 млрд рублей, а в 2016 году выросла уже до 141 млрд рублей.
«Дальше все стало развиваться, и то, что завод работал все 8 лет — большая заслуга и команды, и лично Сиенко. Они не потеряли ни производство, ни людей, — вспоминает Исаева. — При этом раньше все руководство работало на территории Нижнего Тагила, и нам мало было что известно, что происходит за пределами. С приходом Сиенко руководство переместилось в Москву, а в состав объединения вошли восемь предприятий по всему округу.
И мне тогда Олег Викторович говорил: «Если я буду ко всем губернаторам приезжать на совещание, мне некогда будет работать».
Одним из этапов оздоровления УВЗ стал полномасштабный ребрендинг в 2010 году. На предприятии решили отказаться от старого логотипа завода — крылатой буквы «У», так как посчитали ее несколько не отражающей характер самого предприятия. Новым знаком стала аббревиатура УВЗ в квадратной оправе. Группу разработчиков нового фирменного стиля корпорации возглавил арт-директор Алексей Маслов, известный по проектам Russia Today, журналу «Сноб», конкурсу «Мисс Россия», логотипу «Евровидения-2009» и многим другим. Он же позже разработал дизайн линеек одежды и обуви под брендом УВЗ — заработали шоу-румы и сайт uvzshop.ru.
Особую заслугу Сиенко видят и в развитии отношения к выставке вооружений — в 2000 году она называлась Ural Expo Arms, в 2002 году — Russian Expo Arms, а в 2013-м — Russia Arms Expo. Хозяином мероприятия к тому времени стал уже не Нижнетагильский институт испытания металлов, а сам УВЗ, а статус выставки окончательно поменялся с регионального на федеральный. С тех пор присутствие на ней первых лиц государства — практически обязательный пункт программы, не говоря уже о сотнях представителей иностранных государств в качестве гостей.
Для основной продукции УВЗ, железнодорожных вагонов, Олег Сиенко добился невозможного: победил «РЖД», лоббировавшие продление срока службы полувагонов, чем стимулировал перевозчиков закупать новое чаще и больше. И все же «вершиной эволюции» завода, случившейся в «эпоху Сиенко», считается разработка, впервые в 2015 году прокатившаяся по Красной площади на юбилейном Параде Победы в Москве, а после продемонстрированная на Russia Arms Expo — 2015.
«Эту эволюцию заметила вся страна — с выходом танка Т-14 на базе гусеничной платформы „Армата“, не имеющей аналогов в мире. В целом же с приходом Сиенко заметно увеличилось количество заказов и на вагоны, и на прочую продукцию, вырос социальный пакет, не были брошены соцпрограммы. Недаром Олег Викторович получил в прошлом году звание почетного гражданина Нижнего Тагила», — рассказывает Владислав Пинаев, экс-министр промышленности региона и первый замглавы Нижнего Тагила.
Тагильский чиновник с удовольствием вспоминает, как на выставку RAE-2015 официальные делегации ехали с важным требованием — «жить непременно в Тагиле, а не в Екатеринбурге». А потому сильно заранее были выкуплены все номера своевременно построенной к этому событию четырехзвездочной гостиницы международной сети Park Inn — одной из жемчужин нового Тагила.
После того, как УВЗ, благодаря новой управленческой политике, укрепился экономически, началась его «политическая экспансия». На пользу пошло и внешнеполитическое обострение — отвлечься на политику позволил выросший объем контрактов, усилившийся интерес к оборонке, помноженный на личные качества. Политолог Александр Пирогов работал на выборах в Нижнем Тагиле с 2008 года и вспоминает, что до 2011 года у «Вагонки» не было значительного представительства в местной гордуме — преимущество было на стороне металлургов из холдинга «Евраз НТМК».
«В 2011-м они резко активизировались: запустили движение «Чистый город», общегородскую движуху начали, пытались подсобрать кандидатов по Тагилстроевскому и Ленинскому районам, в том числе и из независимых бизнесменов. «Вагонка» хотела получить большинство и использовала для этого не территориальный, а партийный принцип — их лобби в этом плане оказалось значительно сильнее.
Они инкорпорировали представителей своей партии везде и таким фронтом получили большинство в Думе по партспискам в основном, а по «одномандатке» проиграли.
Это был первый серьезный опыт политической борьбы. Сама кампания сопровождалась очень мощным рекламным фоном — УВЗ был буквально повсюду», — рассказывает политолог.
Политическая активность и интерес к борьбе усилились в 2012 году, когда на всю страну прогремел митинг на привокзальной площади Екатеринбурга. Участие в нем принял начальник одного из цехов УВЗ Игорь Холманских, впоследствии приглашенный Владимиром Путиным на должность полпреда президента в УрФО. Тогда же за Тагилом закрепился неофициальный, но значимый для территории статус «Путинграда» — президент посещал свой любимый свердловский город и завод в 2009, 2011, 2012 и 2015 годах. В какой-то момент УВЗ в союзе с полпредством и администрацией Екатеринбурга выступали единым фронтом, пытаясь влиять на политику областной власти.
Свою способность мобилизовать политические силы УВЗ снова продемонстрировал уже в сентябре 2016 года, когда заводчанин Алексей Балыбердин победил «титана» свердловской политики Александра Буркова на выборах в Госдуму. Не следует забывать, что и губернатор Челябинской области Борис Дубровский — выходец с УВЗ, где проработал с 2009 по май 2011 года первым заместителем генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».
Олег Сиенко, уверены эксперты, открыл тагильчанам и нынешнего мэра Сергея Носова. УВЗ создал для самого эффективного в истории Нижнего Тагила градоначальника плацдарм, а также стал кузницей кадров для мэрии и финансовым плечом. Сам же Олег Викторович приобрел неформальный статус одного из серьезнейших лоббистов страны, «демонстрируя чудеса доступа к первому лицу и его ближайшему окружению».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Время циклично, и гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко, как и его предшественник Николай Малых в 2009 году, покидает корпорацию весной. В четверг, 2 марта, его на посту руководителя предприятия, которое уже передано Ростехнологиям, сменил замминистра промышленности и торговли РФ Александр Потапов. Восемь лет «эпохи Сиенко» стали переломными как для самого предприятия, так и для Нижнего Тагила. Они начались с трудного вхождения новой управленческой команды на предприятие. Старожилы сегодня вспоминают, как неохотно область приняла тогда еще 42-летнего гендиректора «Газэкспорта» (дочка «Газпрома»). «Когда [предшественника Олега Сиенко — Николая] Малых собрались снимать, помню, стоим с одним из грандов обладминистрации, и тот меня умудрено уверяет, явно ретранслируя первое лицо: „Вот смотри, пришли москвичи, за год-два завод разворуют и распродадут по частям и все — Тагилу конец“. Ну, ровно наоборот ведь оказалось. Безусловно, это заслуга Сиенко и его команды», — резюмирует гендиректор ИД «Коммерсант-Урал» Сергей Плахотин. Малых проруководил предприятием в общей сложности 10 лет. Уже в 2005-м он переизбрался на пост гендиректора только стараниями губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Оппонентами «старой гвардии», по слухам, выступила группа высокопоставленных промышленников, но свалить тагильского «тяжеловеса» им удалось только 16 апреля 2009 года. То ли из-за срыва танкового контракта на 1 млрд долларов с Алжиром, то ли из-за критики со стороны президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Приход на громоздкое, во многом по-прежнему советское предприятие президента Федерации велоспорта России стал «бомбой». На фоне «красного директора» Николая Малых Сиенко выглядел неожиданно. В Тагиле откровенно опасались реформ, а общая экономическая ситуация не добавляла оптимизма. Второй мэр Нижнего Тагила, Валентина Исаева, вспоминает, что Олег Викторович тогда довольно быстро освоился и познакомился с самыми разными представителями областной власти. Первый год управленец практически полностью провел в Тагиле. Градоначальница старалась помочь, сгладить негативную реакцию людей и элит на смену «власти» на заводе и на принимаемые новыми управленцами меры по финансовому оздоровлению. Не дал утонуть предприятию и личный ресурс Сиенко — менеджеру удалось убедить Москву в необходимости поддержки предприятия федеральными деньгами, что позволило сохранить порядка 35 тысяч работников. Выручка предприятия в 2009 году составляла 36,3 млрд рублей, а в 2016 году выросла уже до 141 млрд рублей. «Дальше все стало развиваться, и то, что завод работал все 8 лет — большая заслуга и команды, и лично Сиенко. Они не потеряли ни производство, ни людей, — вспоминает Исаева. — При этом раньше все руководство работало на территории Нижнего Тагила, и нам мало было что известно, что происходит за пределами. С приходом Сиенко руководство переместилось в Москву, а в состав объединения вошли восемь предприятий по всему округу. И мне тогда Олег Викторович говорил: «Если я буду ко всем губернаторам приезжать на совещание, мне некогда будет работать». Одним из этапов оздоровления УВЗ стал полномасштабный ребрендинг в 2010 году. На предприятии решили отказаться от старого логотипа завода — крылатой буквы «У», так как посчитали ее несколько не отражающей характер самого предприятия. Новым знаком стала аббревиатура УВЗ в квадратной оправе. Группу разработчиков нового фирменного стиля корпорации возглавил арт-директор Алексей Маслов, известный по проектам Russia Today, журналу «Сноб», конкурсу «Мисс Россия», логотипу «Евровидения-2009» и многим другим. Он же позже разработал дизайн линеек одежды и обуви под брендом УВЗ — заработали шоу-румы и сайт uvzshop.ru. Особую заслугу Сиенко видят и в развитии отношения к выставке вооружений — в 2000 году она называлась Ural Expo Arms, в 2002 году — Russian Expo Arms, а в 2013-м — Russia Arms Expo. Хозяином мероприятия к тому времени стал уже не Нижнетагильский институт испытания металлов, а сам УВЗ, а статус выставки окончательно поменялся с регионального на федеральный. С тех пор присутствие на ней первых лиц государства — практически обязательный пункт программы, не говоря уже о сотнях представителей иностранных государств в качестве гостей. Для основной продукции УВЗ, железнодорожных вагонов, Олег Сиенко добился невозможного: победил «РЖД», лоббировавшие продление срока службы полувагонов, чем стимулировал перевозчиков закупать новое чаще и больше. И все же «вершиной эволюции» завода, случившейся в «эпоху Сиенко», считается разработка, впервые в 2015 году прокатившаяся по Красной площади на юбилейном Параде Победы в Москве, а после продемонстрированная на Russia Arms Expo — 2015. «Эту эволюцию заметила вся страна — с выходом танка Т-14 на базе гусеничной платформы „Армата“, не имеющей аналогов в мире. В целом же с приходом Сиенко заметно увеличилось количество заказов и на вагоны, и на прочую продукцию, вырос социальный пакет, не были брошены соцпрограммы. Недаром Олег Викторович получил в прошлом году звание почетного гражданина Нижнего Тагила», — рассказывает Владислав Пинаев, экс-министр промышленности региона и первый замглавы Нижнего Тагила. Тагильский чиновник с удовольствием вспоминает, как на выставку RAE-2015 официальные делегации ехали с важным требованием — «жить непременно в Тагиле, а не в Екатеринбурге». А потому сильно заранее были выкуплены все номера своевременно построенной к этому событию четырехзвездочной гостиницы международной сети Park Inn — одной из жемчужин нового Тагила. После того, как УВЗ, благодаря новой управленческой политике, укрепился экономически, началась его «политическая экспансия». На пользу пошло и внешнеполитическое обострение — отвлечься на политику позволил выросший объем контрактов, усилившийся интерес к оборонке, помноженный на личные качества. Политолог Александр Пирогов работал на выборах в Нижнем Тагиле с 2008 года и вспоминает, что до 2011 года у «Вагонки» не было значительного представительства в местной гордуме — преимущество было на стороне металлургов из холдинга «Евраз НТМК». «В 2011-м они резко активизировались: запустили движение «Чистый город», общегородскую движуху начали, пытались подсобрать кандидатов по Тагилстроевскому и Ленинскому районам, в том числе и из независимых бизнесменов. «Вагонка» хотела получить большинство и использовала для этого не территориальный, а партийный принцип — их лобби в этом плане оказалось значительно сильнее. Они инкорпорировали представителей своей партии везде и таким фронтом получили большинство в Думе по партспискам в основном, а по «одномандатке» проиграли. Это был первый серьезный опыт политической борьбы. Сама кампания сопровождалась очень мощным рекламным фоном — УВЗ был буквально повсюду», — рассказывает политолог. Политическая активность и интерес к борьбе усилились в 2012 году, когда на всю страну прогремел митинг на привокзальной площади Екатеринбурга. Участие в нем принял начальник одного из цехов УВЗ Игорь Холманских, впоследствии приглашенный Владимиром Путиным на должность полпреда президента в УрФО. Тогда же за Тагилом закрепился неофициальный, но значимый для территории статус «Путинграда» — президент посещал свой любимый свердловский город и завод в 2009, 2011, 2012 и 2015 годах. В какой-то момент УВЗ в союзе с полпредством и администрацией Екатеринбурга выступали единым фронтом, пытаясь влиять на политику областной власти. Свою способность мобилизовать политические силы УВЗ снова продемонстрировал уже в сентябре 2016 года, когда заводчанин Алексей Балыбердин победил «титана» свердловской политики Александра Буркова на выборах в Госдуму. Не следует забывать, что и губернатор Челябинской области Борис Дубровский — выходец с УВЗ, где проработал с 2009 по май 2011 года первым заместителем генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Олег Сиенко, уверены эксперты, открыл тагильчанам и нынешнего мэра Сергея Носова. УВЗ создал для самого эффективного в истории Нижнего Тагила градоначальника плацдарм, а также стал кузницей кадров для мэрии и финансовым плечом. Сам же Олег Викторович приобрел неформальный статус одного из серьезнейших лоббистов страны, «демонстрируя чудеса доступа к первому лицу и его ближайшему окружению».