Депутат Госдумы Андрей Альшевских выступил соавтором закона о соцсетях. Вместе с коллегой, сыном актера Михаила Боярского, Сергеем, парламентарий предложил штрафовать владельцев соцсетей, имеющих более двух млн пользователей, за публикацию ложных сведений и призывов к противоправным и антигосударственным действиям. Размер штрафа для физических лиц составит от трех до пяти млн рублей, для юридических — от 30 до 50 миллионов рублей. В среду, 12 июля, проект внесли на обсуждение Госдумы.
«URA.RU» постаралось выяснить, чего на самом деле добивается парламентарий.
Сергею Боярскому 37 лет. Он явно пользуется соцсетями. Что потянуло его еще больше ограничивать свободу действий в интернете — пока неясно.
— Несколько вопросов по вашему законопроекту в отношении владельцев соцсетей, Андрей Геннадьевич.
— Я ничего не вносил.
— Как так? Не придумывайте!
— Это просто сайт Госдумы взломали [улыбается].
— Понятно. Теперь, значит, вы можете сообразно своему закону взять и пожаловаться на недостоверную информацию. Кстати, а что за информация попадает под действие закона?
— В первом чтении, если коллеги поддержат, мы примем концепцию, где будет прописана ответственность операторов-собственников соцсетей по поводу размещения не соответствующей нормам закона информации.
— Ответственность собственников блогов в соцсетях или самих соцсетей? Если по-простому — за ваш «плохой» пост в Facebook (деятельность запрещена в РФ) несет ответственность, Цукерберг или вы?
— Первое: ответственность будет как на юридических, так и на физических лицах — собственниках социальных сетей. Это не касается пользователей. Если у меня есть Facebook (деятельность запрещена в РФ), я там пишу, выкладываю фото, комментирую, я не буду нести ответственность, потому что ответственность будет нести собственник социальной сети. Согласно нашему закону, он должен мониторить, блокировать и убирать ту информацию, которая противоречит уже действующему законодательству, потому как в законе мы прописали, к примеру, обязанность убирать информацию, которая призывает к войне, к религиозной ненависти и так далее. Сегодня это законом уже запрещено, но, к сожалению, в социальных сетях эта информация присутствует. С принятием этого закона собственники соцсетей будут нести за это ответственность — штрафы, которые прописаны по КоАП РФ будут применяться к ним.
Второе: мы в законе прописали, чтобы все собственники, операторы социальных сетей, были зарегистрированы на территории РФ. А не так, чтобы как, например, Facebook (деятельность запрещена в РФ) в США. Мы ведь живем в России, а не в Америке. Поэтому законодательно прописываем, что все собственники социальных сетей должны присутствовать официально на территории России. Это делается для того, чтобы они работали в рамках действующего российского законодательства.
Осужденной за перепост и прогремевшей на всю Россию Евгении Чудновец депутатам показалось мало. А девушка меж тем после пережитого собралась в губернаторы.
— А Telegram вы расцениваете как соцсеть? Или это только Facebook (деятельность запрещена в РФ), «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. д.?
— Только соцсети. Telegram — это мессенджер. Для него недавно принят отдельный закон.
— Цифры штрафов кажутся заоблачными…
— Они многих смутили, но к второму чтению, если будут предложения, я не исключаю, что ответственность будет увеличена, а где-то может пойти на снижение.
И когда мы во втором чтении будем рассматривать данный законопроект, я попрошу и профильный комитет, и руководство Госдумы, чтобы по этому вопросу были организованы депутатские слушания, так же, как по закону о реновации и другим законом, где есть большой резонанс. Это один из тех законов, где мы должны в обязательном порядке обеспечить общественные обсуждения. Я буду просить о том, чтобы организовали депутатские слушания для того, чтобы обсудили и прослушали все предложения, которые будут поступать, и ко второму чтению пришли к какому-то общему знаменателю.
— Вы сами склонны к тому, чтобы отстаивать супервысокие штрафы или за «средние по рынку»?
— Я считаю, что здесь не на том экономим: чем суровее будет наказание в виде административного штрафа, тем это будет лучше. Если мы пропишем 500 — 5 000 рублей, все будут закрывать на это глаза и работать дальше. Если мы хотим получить положительный результат от действия этого закона, здесь вводим максимально возможное наказание за такие посты в соцсетях — в виде административного штрафа. Информация, которая должна удаляться, в законе обозначена конкретным словом, на которое почему-то никто не обращает внимания — «явно выраженная информация по призывам к войне» и так далее. Если это явно выраженная информация, они обязаны ее снять.
— Кто будет принимать решения, объективная информация или нет?
— Я считаю, здесь два пути. Первый путь — через Роскомнадзор, но это повлечет дополнительное финансирование. Второй путь, к которому я больше склонен: по решению суда (мы пока не стали это прописывать). Потому как, если есть спорные моменты — кто-то считает, что информация недостоверная, а кто-то считает наоборот, по таким спорным моментам, я считаю, должен принимать решения только суд. После этого, когда будет решение суда, оператор соцсети будет обязан убрать эту информацию.
— А вы представляете, какая будет нагрузка на суды? Справятся?
Выражаете в соцсети недовольство работой депутатов? Пишите, пока еще можно.
— Вы сейчас пытаетесь посеять если не цензуру, то повсеместное психологическое давление, чтобы люди боялись постить вообще что угодно. Думаете, надо еще устрашать, особенно после дела Чудновец?
— Я сразу хочу сказать, чтобы люди не боялись. Если это не ярко выраженный призыв к войне, их это не коснется. Рядовые пользователи как писали, как шутили, так и будут писать и шутить.
— Но этим законопроектом вы откроете слишком широкую дверь. Сейчас вы его принимаете. Наказываться будут, как вы говорите, в основном призывы к войне. На следующий год вы принимаете поправки: нельзя писать фразу «Андрей Альшевских — так себе депутат».
— Так, конечно, нельзя писать!
— Вот, видите, вы уже созрели для поправок.
— Нет, я шучу. Сейчас можно хоть что говорить. Но я не думаю, что дело дойдет до явного абсурда.
— Больше не буду писать шуточные посты с упоминанием вас в соцсетях.
— Почему? Я дам рекомендацию: все, что касается меня, с публикаций не снимать (смеется).
— Закон предполагает то, чем сегодня является кнопка «пожаловаться» в крупных соцсетях: Facebook (деятельность запрещена в РФ), Instagram (деятельность запрещена в РФ). Чем ваш законопроект вдруг улучшает эту самую функцию? Это ведь даже в некотором роде «плагиат»?
Под действие нового закона, если он будет принят, попадут все соцсети с 2 и более млн пользователей. Telegram, несмотря на возможности, соцсетью не посчитают.
— Я говорил, что многие это уже делают, но у нас нет общей законодательной платформы. А закона, юридической основы для этого нет.
— Мне казалось, что до сих пор существовала норма, когда можно обратиться в Роскомнадзор или в суд с жалобой на недостоверную, порочащую или противоправную информацию. Органы принимают решение, и информация удаляется. Что добавляет ваш закон?
— Экономическую ответственность. Приводится все в единое в рамках этого закона. Там же два закона: первый — это то, о чем мы сейчас говорим, второй — о поправках в КоАП, введение штрафов.
— Как вы представляете себе систему? Я увидел информацию, которая требует удаления — куда мне жаловаться?
— Любой пользователь может обратиться к оператору. Операторы должны создать функцию — кнопочку, которая должна работать в круглосуточном режиме, на которую пользователь может нажать и тем самым сообщить о сомнительной информации, размещенной в соцсети. И уже потом администрация принимает решение о блокировке и так далее. А что касается хронологии действий — это предмет второго и третьего чтения.
— В течение какого времени оператор обязан принять решение?
— В течение суток должен отреагировать и принять решение. А уже потом ему дается время, в течение которого он должен решить, снять или разблокировать эту информацию.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Депутат Госдумы Андрей Альшевских выступил соавтором закона о соцсетях. Вместе с коллегой, сыном актера Михаила Боярского, Сергеем, парламентарий предложил штрафовать владельцев соцсетей, имеющих более двух млн пользователей, за публикацию ложных сведений и призывов к противоправным и антигосударственным действиям. Размер штрафа для физических лиц составит от трех до пяти млн рублей, для юридических — от 30 до 50 миллионов рублей. В среду, 12 июля, проект внесли на обсуждение Госдумы. «URA.RU» постаралось выяснить, чего на самом деле добивается парламентарий. — Несколько вопросов по вашему законопроекту в отношении владельцев соцсетей, Андрей Геннадьевич. — Я ничего не вносил. — Как так? Не придумывайте! — Это просто сайт Госдумы взломали [улыбается]. — Понятно. Теперь, значит, вы можете сообразно своему закону взять и пожаловаться на недостоверную информацию. Кстати, а что за информация попадает под действие закона? — В первом чтении, если коллеги поддержат, мы примем концепцию, где будет прописана ответственность операторов-собственников соцсетей по поводу размещения не соответствующей нормам закона информации. — Ответственность собственников блогов в соцсетях или самих соцсетей? Если по-простому — за ваш «плохой» пост в Facebook (деятельность запрещена в РФ) несет ответственность, Цукерберг или вы? — Первое: ответственность будет как на юридических, так и на физических лицах — собственниках социальных сетей. Это не касается пользователей. Если у меня есть Facebook (деятельность запрещена в РФ), я там пишу, выкладываю фото, комментирую, я не буду нести ответственность, потому что ответственность будет нести собственник социальной сети. Согласно нашему закону, он должен мониторить, блокировать и убирать ту информацию, которая противоречит уже действующему законодательству, потому как в законе мы прописали, к примеру, обязанность убирать информацию, которая призывает к войне, к религиозной ненависти и так далее. Сегодня это законом уже запрещено, но, к сожалению, в социальных сетях эта информация присутствует. С принятием этого закона собственники соцсетей будут нести за это ответственность — штрафы, которые прописаны по КоАП РФ будут применяться к ним. Второе: мы в законе прописали, чтобы все собственники, операторы социальных сетей, были зарегистрированы на территории РФ. А не так, чтобы как, например, Facebook (деятельность запрещена в РФ) в США. Мы ведь живем в России, а не в Америке. Поэтому законодательно прописываем, что все собственники социальных сетей должны присутствовать официально на территории России. Это делается для того, чтобы они работали в рамках действующего российского законодательства. — А Telegram вы расцениваете как соцсеть? Или это только Facebook (деятельность запрещена в РФ), «ВКонтакте», «Одноклассники» и т. д.? — Только соцсети. Telegram — это мессенджер. Для него недавно принят отдельный закон. — Цифры штрафов кажутся заоблачными… — Они многих смутили, но к второму чтению, если будут предложения, я не исключаю, что ответственность будет увеличена, а где-то может пойти на снижение. И когда мы во втором чтении будем рассматривать данный законопроект, я попрошу и профильный комитет, и руководство Госдумы, чтобы по этому вопросу были организованы депутатские слушания, так же, как по закону о реновации и другим законом, где есть большой резонанс. Это один из тех законов, где мы должны в обязательном порядке обеспечить общественные обсуждения. Я буду просить о том, чтобы организовали депутатские слушания для того, чтобы обсудили и прослушали все предложения, которые будут поступать, и ко второму чтению пришли к какому-то общему знаменателю. — Вы сами склонны к тому, чтобы отстаивать супервысокие штрафы или за «средние по рынку»? — Я считаю, что здесь не на том экономим: чем суровее будет наказание в виде административного штрафа, тем это будет лучше. Если мы пропишем 500 — 5 000 рублей, все будут закрывать на это глаза и работать дальше. Если мы хотим получить положительный результат от действия этого закона, здесь вводим максимально возможное наказание за такие посты в соцсетях — в виде административного штрафа. Информация, которая должна удаляться, в законе обозначена конкретным словом, на которое почему-то никто не обращает внимания — «явно выраженная информация по призывам к войне» и так далее. Если это явно выраженная информация, они обязаны ее снять. — Кто будет принимать решения, объективная информация или нет? — Я считаю, здесь два пути. Первый путь — через Роскомнадзор, но это повлечет дополнительное финансирование. Второй путь, к которому я больше склонен: по решению суда (мы пока не стали это прописывать). Потому как, если есть спорные моменты — кто-то считает, что информация недостоверная, а кто-то считает наоборот, по таким спорным моментам, я считаю, должен принимать решения только суд. После этого, когда будет решение суда, оператор соцсети будет обязан убрать эту информацию. — А вы представляете, какая будет нагрузка на суды? Справятся? — Ну, что я могу сказать? Работы бояться не надо. — Вы сейчас пытаетесь посеять если не цензуру, то повсеместное психологическое давление, чтобы люди боялись постить вообще что угодно. Думаете, надо еще устрашать, особенно после дела Чудновец? — Я сразу хочу сказать, чтобы люди не боялись. Если это не ярко выраженный призыв к войне, их это не коснется. Рядовые пользователи как писали, как шутили, так и будут писать и шутить. — Но этим законопроектом вы откроете слишком широкую дверь. Сейчас вы его принимаете. Наказываться будут, как вы говорите, в основном призывы к войне. На следующий год вы принимаете поправки: нельзя писать фразу «Андрей Альшевских — так себе депутат». — Так, конечно, нельзя писать! — Вот, видите, вы уже созрели для поправок. — Нет, я шучу. Сейчас можно хоть что говорить. Но я не думаю, что дело дойдет до явного абсурда. — Больше не буду писать шуточные посты с упоминанием вас в соцсетях. — Почему? Я дам рекомендацию: все, что касается меня, с публикаций не снимать (смеется). — Закон предполагает то, чем сегодня является кнопка «пожаловаться» в крупных соцсетях: Facebook (деятельность запрещена в РФ), Instagram (деятельность запрещена в РФ). Чем ваш законопроект вдруг улучшает эту самую функцию? Это ведь даже в некотором роде «плагиат»? — Я говорил, что многие это уже делают, но у нас нет общей законодательной платформы. А закона, юридической основы для этого нет. — Мне казалось, что до сих пор существовала норма, когда можно обратиться в Роскомнадзор или в суд с жалобой на недостоверную, порочащую или противоправную информацию. Органы принимают решение, и информация удаляется. Что добавляет ваш закон? — Экономическую ответственность. Приводится все в единое в рамках этого закона. Там же два закона: первый — это то, о чем мы сейчас говорим, второй — о поправках в КоАП, введение штрафов. — Как вы представляете себе систему? Я увидел информацию, которая требует удаления — куда мне жаловаться? — Любой пользователь может обратиться к оператору. Операторы должны создать функцию — кнопочку, которая должна работать в круглосуточном режиме, на которую пользователь может нажать и тем самым сообщить о сомнительной информации, размещенной в соцсети. И уже потом администрация принимает решение о блокировке и так далее. А что касается хронологии действий — это предмет второго и третьего чтения. — В течение какого времени оператор обязан принять решение? — В течение суток должен отреагировать и принять решение. А уже потом ему дается время, в течение которого он должен решить, снять или разблокировать эту информацию.