Регионы, внимание! Учитесь, как надо искать крайних! «Сидят в Москве, ничего не делают, а мы тут головой отвечаем!»
Бизнесмены, потерявшие деньги в небольшом челябинском банке «Ураллига», готовят иск к Центробанку. «Если у нас получится, это будет коллапс!»
Размер текста
-
17
+
Елена Федина, заместитель руководителя ГУ Банка России по Челябинской области: «Отзыв лицензии банка «Ураллига» - это вопиющий случай. Такого прецедента не было в Челябинской области в течение 16 последних лет…»
Несмотря на успокоительные заявления банкиров, АСВ и правоохранителей, ситуация с региональными банками в РФ остается тяжелой. Общее ощущение — «они продолжат падать». Помимо черных пиарщиков, рейдеров и конкурентов, свой вклад в раскачивание лодки сегодня внесли и вполне законопослушные предприниматели, оставшиеся без средств после отзыва лицензий у своих банков. На Южном Урале группа клиентов банка «Ураллига» намерена взыскать утраченное... с Центробанка. Краткая инструкция о том, как решить свои проблемы за счет Набиуллиной — в материале «URA.Ru».
АСВ начинает ликбез для клиентов банков. В Челябинске руководитель представительства Агентства в УрФО Андрей Сергеев на сегодняшней встрече с журналистами вынужден был напомнить азбучные истины. Повод понятен: отзыв лицензии небольшого банка «Ураллига» многими на Южном Урале был воспринят болезненно. Да, уже были банкротства зарегистрированных на Южном Урале УИК-банка и «Монетного дома», но эти истории, тесно связанные либо с федеральными, либо со свердловскими бизнес-раскладами. А тут свое, родное.
«Страхование у нас распространяется только на граждан. Юрлица могут претендовать на возмещение только в пределах того, что будет найдено в самом банке „Ураллига“. Конкурсный управляющий приходит, проводит инвентаризацию. Взыскивает кредиты, если есть основания по взысканию. Недвижимость, оборудование, ценные бумаги — все это выставляется на торги. Поступающие в конкурсную массу деньги поступают в общий котел, из которого идут расчеты с кредиторами. В первую очередь — с вкладчиками на сумму больше 700 тыс. рублей и с АСВ по выплаченному страховому возмещению. Затем с работниками банка в части зарплаты, и уже потом со всеми остальными».
«Остальные» видят ситуацию несколько иначе. По версии коммерсантов, региональное управление Банка России не выполнило своих функций государственного регулятора в части контроля ситуации в «Ураллиге». И теперь государство должно за это ответить. Разумеется, материально. В инициативной группе уже порядка 70 предприятий и организаций. Настроены серьезно. «Альтернативы для банковских операций не существует, потому что серьезные расчеты наличными фактически вне закона, — объясняет их позицию руководитель группы компаний „Пластик“ Вячеслав Гершман. — Но как я должен понять, хороший передо мной банк или плохой? У него есть лицензия, выданная Центробанком. Получается, что это не гарантия?»
Напомним, проблемы с проведением платежей в КБ «Ураллига» начались примерно с 13 ноября. Банк исправно брал комиссию за проведение платежей — но сами платежи уже перестали проходить. Среди клиентов начала циркулировать информация, что буквально накануне из банка была выведена значительная сумма денег, и само его здание давно числится за другими собственниками. К 20 ноября, когда приказом ЦБ РФ лицензия «Ураллиги» была отозвана, банк уже полностью прекратил операции по счетам, которых на начало года там было зарегистрировано примерно 6,5 тысяч. Чуть меньше половины из них принадлежали предприятиям и организациям, которые разом утратили возможность платить налоги, рассчитываться с поставщиками и собственными работниками.
К этому моменту, по словам замруководителя ГУ Банка России по Челябинской области Елены Фединой, банк уже полностью утратил капитал и возможности обслуживать клиентов. Представленный им план «оздоровления» экспертов ЦБ не удовлетворил: предполагаемый объем внешних инвестиций не позволял, на их взгляд, выправить ситуацию.
Первое, что попытались сделать члены инициативной группы — прояснить ситуацию с той самой крупной суммой, выведенной из «Ураллиги» накануне отзыва лицензии. Речь идет, по их мнению, о кредите в 650 млн. рублей, выданном коммерческой фирме «НИКМАС». При этом, как заявила на основе данных Арбитражного суда юрист одной из компаний, входящих в инициативную группу, «НИКМАС» имел кредиты от других банков, по которым не платил ни копейки.
— Я просил у банка 200 тысяч, и при этом — несмотря на полное отсутствие претензий к компании и долговременное сотрудничество, — служба безопасности банка не одобрила выдачу мне кредита, — заявил корреспонденту «URA.Ru» координатор инициативной группы Виталий Пискора. — Аналогичный подход был и к другим товарищам по несчастью, а тут такая щедрость. С чего бы это?
Между тем, утверждают эксперты, применительно к НИКМАСу о выводе денег под видом кредита речи не идет. Кредит был выдан уже давно, но отдать его предприятие не могло. В подобных случаях положено заключать договор о пролонгации, но «просрочка» платежей по кредитам воспринимается Центробанком весьма неодобрительно. Поэтому, чтобы не портить финансовую отчетность, вместо перекредитования часто оформляют «погашение» кредита и выдачу «нового» в том же размере.
Но как таковую версию инициативной группы это не опровергает.
— Почему «не увидели»? Проблема в достоверности финансовой отчетности, предоставляемой банком — говорит Елена Федина. — На самом деле у фирмы, о которой идет речь, по балансу банка кредит всего 90 млн. рублей. Вы называете цифру порядка миллиарда — там на самом деле деньги были выданы группе заемщиков-юридических лиц, которые с этой фирмой юридически никак не связаны. Понять сразу, что это один конгломерат, когда разные участники, разные названия, очень сложно. А что делать потом, когда деньги уже выданы? Причем заемщик при этом обслуживает кредит, у него действующее производство, и продукция продается во всех супермаркетах Челябинска. Попытка отозвать лицензию в такой ситуации немедленно закончилась бы шумом о произволе, чинимом Банком России...
«Мы много говорим о финансовой неграмотности населения, имея прежде всего в виду потребительские кредиты, — комментирует Олег Никулин, председатель регионального отделения общественной организации „Финпотребсоюз“. — Но бизнес-то по определению более сведущ в этих вопросах. Кто запрещал директорам предприятий запросить финансовую отчетность банка, будь то „УРАЛЛИГА“ или любой другой, изучить ее и сделать вывод — оставаться в банке или нет?»
По меркам большого бизнеса потери, понесенные входящими в инициативную группу компаний, невелики —несколько десятков миллионов рублей. Однако пострадавшие компании эти потери ставят на грань выживания, а то и выводят за нее. Их владельцы и директора сознают, что вероятность выиграть суд и создать тем самым всероссийский прецедент стремится к нулю. Но готовы использовать даже тень шанса.
«Мы за свой бизнес отвечаем головой, у многих из нас — серьезные проблемы. Так что будем биться до конца. Если все получится, наверное, это будет прецедент, коллапс всей системы, но будь что будет», — заключает один из пострадавших бизнесменов.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Несмотря на успокоительные заявления банкиров, АСВ и правоохранителей, ситуация с региональными банками в РФ остается тяжелой. Общее ощущение — «они продолжат падать». Помимо черных пиарщиков, рейдеров и конкурентов, свой вклад в раскачивание лодки сегодня внесли и вполне законопослушные предприниматели, оставшиеся без средств после отзыва лицензий у своих банков. На Южном Урале группа клиентов банка «Ураллига» намерена взыскать утраченное... с Центробанка. Краткая инструкция о том, как решить свои проблемы за счет Набиуллиной — в материале «URA.Ru». АСВ начинает ликбез для клиентов банков. В Челябинске руководитель представительства Агентства в УрФО Андрей Сергеев на сегодняшней встрече с журналистами вынужден был напомнить азбучные истины. Повод понятен: отзыв лицензии небольшого банка «Ураллига» многими на Южном Урале был воспринят болезненно. Да, уже были банкротства зарегистрированных на Южном Урале УИК-банка и «Монетного дома», но эти истории, тесно связанные либо с федеральными, либо со свердловскими бизнес-раскладами. А тут свое, родное. «Страхование у нас распространяется только на граждан. Юрлица могут претендовать на возмещение только в пределах того, что будет найдено в самом банке „Ураллига“. Конкурсный управляющий приходит, проводит инвентаризацию. Взыскивает кредиты, если есть основания по взысканию. Недвижимость, оборудование, ценные бумаги — все это выставляется на торги. Поступающие в конкурсную массу деньги поступают в общий котел, из которого идут расчеты с кредиторами. В первую очередь — с вкладчиками на сумму больше 700 тыс. рублей и с АСВ по выплаченному страховому возмещению. Затем с работниками банка в части зарплаты, и уже потом со всеми остальными». «Остальные» видят ситуацию несколько иначе. По версии коммерсантов, региональное управление Банка России не выполнило своих функций государственного регулятора в части контроля ситуации в «Ураллиге». И теперь государство должно за это ответить. Разумеется, материально. В инициативной группе уже порядка 70 предприятий и организаций. Настроены серьезно. «Альтернативы для банковских операций не существует, потому что серьезные расчеты наличными фактически вне закона, — объясняет их позицию руководитель группы компаний „Пластик“ Вячеслав Гершман. — Но как я должен понять, хороший передо мной банк или плохой? У него есть лицензия, выданная Центробанком. Получается, что это не гарантия?» Напомним, проблемы с проведением платежей в КБ «Ураллига» начались примерно с 13 ноября. Банк исправно брал комиссию за проведение платежей — но сами платежи уже перестали проходить. Среди клиентов начала циркулировать информация, что буквально накануне из банка была выведена значительная сумма денег, и само его здание давно числится за другими собственниками. К 20 ноября, когда приказом ЦБ РФ лицензия «Ураллиги» была отозвана, банк уже полностью прекратил операции по счетам, которых на начало года там было зарегистрировано примерно 6,5 тысяч. Чуть меньше половины из них принадлежали предприятиям и организациям, которые разом утратили возможность платить налоги, рассчитываться с поставщиками и собственными работниками. К этому моменту, по словам замруководителя ГУ Банка России по Челябинской области Елены Фединой, банк уже полностью утратил капитал и возможности обслуживать клиентов. Представленный им план «оздоровления» экспертов ЦБ не удовлетворил: предполагаемый объем внешних инвестиций не позволял, на их взгляд, выправить ситуацию. Первое, что попытались сделать члены инициативной группы — прояснить ситуацию с той самой крупной суммой, выведенной из «Ураллиги» накануне отзыва лицензии. Речь идет, по их мнению, о кредите в 650 млн. рублей, выданном коммерческой фирме «НИКМАС». При этом, как заявила на основе данных Арбитражного суда юрист одной из компаний, входящих в инициативную группу, «НИКМАС» имел кредиты от других банков, по которым не платил ни копейки. — Я просил у банка 200 тысяч, и при этом — несмотря на полное отсутствие претензий к компании и долговременное сотрудничество, — служба безопасности банка не одобрила выдачу мне кредита, — заявил корреспонденту «URA.Ru» координатор инициативной группы Виталий Пискора. — Аналогичный подход был и к другим товарищам по несчастью, а тут такая щедрость. С чего бы это? Между тем, утверждают эксперты, применительно к НИКМАСу о выводе денег под видом кредита речи не идет. Кредит был выдан уже давно, но отдать его предприятие не могло. В подобных случаях положено заключать договор о пролонгации, но «просрочка» платежей по кредитам воспринимается Центробанком весьма неодобрительно. Поэтому, чтобы не портить финансовую отчетность, вместо перекредитования часто оформляют «погашение» кредита и выдачу «нового» в том же размере. Но как таковую версию инициативной группы это не опровергает. — Почему «не увидели»? Проблема в достоверности финансовой отчетности, предоставляемой банком — говорит Елена Федина. — На самом деле у фирмы, о которой идет речь, по балансу банка кредит всего 90 млн. рублей. Вы называете цифру порядка миллиарда — там на самом деле деньги были выданы группе заемщиков-юридических лиц, которые с этой фирмой юридически никак не связаны. Понять сразу, что это один конгломерат, когда разные участники, разные названия, очень сложно. А что делать потом, когда деньги уже выданы? Причем заемщик при этом обслуживает кредит, у него действующее производство, и продукция продается во всех супермаркетах Челябинска. Попытка отозвать лицензию в такой ситуации немедленно закончилась бы шумом о произволе, чинимом Банком России... «Мы много говорим о финансовой неграмотности населения, имея прежде всего в виду потребительские кредиты, — комментирует Олег Никулин, председатель регионального отделения общественной организации „Финпотребсоюз“. — Но бизнес-то по определению более сведущ в этих вопросах. Кто запрещал директорам предприятий запросить финансовую отчетность банка, будь то „УРАЛЛИГА“ или любой другой, изучить ее и сделать вывод — оставаться в банке или нет?» По меркам большого бизнеса потери, понесенные входящими в инициативную группу компаний, невелики —несколько десятков миллионов рублей. Однако пострадавшие компании эти потери ставят на грань выживания, а то и выводят за нее. Их владельцы и директора сознают, что вероятность выиграть суд и создать тем самым всероссийский прецедент стремится к нулю. Но готовы использовать даже тень шанса. «Мы за свой бизнес отвечаем головой, у многих из нас — серьезные проблемы. Так что будем биться до конца. Если все получится, наверное, это будет прецедент, коллапс всей системы, но будь что будет», — заключает один из пострадавших бизнесменов.