Минпромторг РФ опубликовал проект развития тяжелого машиностроения до 2020 года. Трехлетняя стратегия пытается вернуть к жизни отрасль, покупатели продукции которой предпочитают чуть переплатить, но купить импортный товар. Чиновники и промышленники на Урале констатируют: мер поддержки тяжмаша все равно крайне недостаточно.
12 января Минпромторг опубликовал проект Стратегии развития тяжелого машиностроения до 2030 года. Российское ведомство наконец-то признало то, что давно видели все профессионалы рынка: у компаний мало заказов. Их продукция — горнодобывающее, металлургическое и подъемное оборудование — никому не нужна, это почти незаметная в ВВП страны отрасль. Инвестирование идет только в поддержание отрасли, а не в развитие, технологии устарели, а в страну ввозится до 50% от всего объема импорта страны. Министерство также признало, что развитие отрасли идет «по инерционному сценарию в его наиболее пессимистическом варианте».
Существующий сценарий говорит о рисках полного исчезновения российского тяжелого машиностроения и тотальной зависимости от поставок зарубежного оборудования.
На Урале предприятия тяжелого машиностроения расположены в трех регионах: Свердловской, Челябинской и Курганской областях. В территориях уже давным-давно выработали собственные меры поддержки предприятий. Они, как правило, являются самыми крупными на территориях, с большим числом работающих. В регионах созданы специальные структуры, через которые финансово поддерживают предприятия.
Курирующий экономику Челябинской области вице-губернатор Руслан Гаттаров согласен с тем, что ситуация в отрасли сложная из-за преобладания импортного оборудования, сложностей с финансированием и высокой ключевой ставки. В регионе создан специальный фонд поддержки промышленности. «Он работает с компенсацией процентных ставок, совместно с федеральными институтами помогаем предприятиям машиностроения привлекать деньги со стороны. Один из последних примеров — Копейский машзавод при поддержке губернатора получил 300 млн рублей на переоборудование из Фонда поддержки промышленности РФ», — заметил чиновник. По его словам, на предприятиях страдает качество оформления документов для получения господдержки. Региональные власти помогают в этом.
Руслан Гаттаров говорит, что область применяет все доступные инструменты для поддержки промышленности
«Очень важно не распыляться. Мы направили основные усилия на средний технологичный бизнес. Это проекты с высокими технологиями, специальными компетенциями и высокой добавленной стоимостью. Они интересны для работы молодежи и принесут высокие налоги», — продолжает Руслан Гаттаров.
Большой рост производства благодаря поддержке областных властей ждет «Уралавтоприцеп». У предприятия в этом году ожидается «сумасшедшая загрузка». Отлично себя чувствует Нязепетровский крановый завод — он вкладывает серьезные деньги в создание новых моделей. Предприятие набрало дополнительных конструкторов. И готовится к конкуренции не только на внутреннем, но и на соседних рынках. «Кризис подталкивает к развитию», — объяснил чиновник.
Тем более, что соревноваться предприятию, по сути, не с кем. В соседней Свердловской области есть три крановых завода — ООО «Сухоложский крановый завод», ОАО «Красногвардейский крановый завод», ООО «Представительство Пышминского завода ПТО». «Но в связи со снижением инвестиционной активности основных потребителей продукции в 2014—2015 годах производство грузоподъемных кранов в регионе уменьшилось. На предприятиях отмечаются определенные трудности со сбытом продукции», — поясняет начальник отдела машиностроения и ОПК минпромнауки Свердловской области Любовь Захарова. — Поэтому правительство Свердловской области оказывает содействие в загрузке производства и развитии кооперационного взаимодействия с предприятиями региона».
В Свердловской области спасают производителя лифтов ООО «Завод «Век». Он получил 95 млн рублей из регионального фонда развития промышленности. В 2016 году предприятие приступило к проекту по организации производства пассажирских и грузовых лифтов грузоподъемностью до 5 тонн и скоростью движения до 2,5 метров в секунду.
Завод заводов после ряда бурных потрясений сумел хорошо приспособиться к непростой финансовой ситуации
Хотя в целом по Свердловской области ситуация с тяжелым машиностроением гораздо лучше, чем у соседей. Например, Уралмашзавод за прошедший год существенно повысил объемы отгруженной продукции, которые более чем на 65% превышают показатели 2015 года. «Данная ситуация стала возможна в связи с заключением ряда крупных контрактов на поставку карьерных экскаваторов», — поясняют региональные чиновники. Сейчас на заводе есть два больших инвестпроекта, которые реализуются при поддержке федеральных структур: это производство валков и создание нового экскаватора. На первый из бюджета уже пришло около 20 млн рублей, второй получил поддержку в части компенсации затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства.
В Курганской области одно из крупнейших промышленных предприятий ОАО «Курганмашзавод» (входит в концерн «Тракторные заводы») столкнулось с серьезными трудностями в 2015 году. Рабочим задерживали выплаты, здания завода едва не отключили от природного газа из-за долгов. Ситуация несколько выправилась в 2016 году, однако владельцы не скрывают, что столкнулись с серьезным дефицитом оборотных средств. В конце 2016 года была достигнута договоренность о передаче большей части активов концерна «Тракторные заводы» государственной структуре «Ростех».
Предприятие, которое выполняет крупный гособоронзаказ, в начале 2016 года возглавил зять режиссера Никиты Михалкова Альберт Баков.
Сейчас обсуждаются условия, на которых «КМЗ» и другие предприятия концерна, выполняющие военные заказы, обозначить конкретные сроки пока никто не берется. «Передача будет проходить по аналогии с Уралвагонзаводом. Сначала обсуждается концепция, затем будет создана рабочая группа. Потом уже поэтапно будут передаваться активы, это непростой процесс, — пояснил замгубернатора, директор департамента промышленности Курганской области Александр Константинов. — Сейчас официальная рабочая группа еще не сформирована».
Ближайшие перспективы КМЗ замгубернатора оценивает вполне оптимистично. На предприятии есть заказы до 2020 года, в 2017 году на Курганмашзаводе будут открыты два новых производства: проект по расширению мощностей для создания сборочного производства гражданской продукции и организации ремонта продукции военного назначения.
Оценить долгосрочные перспективы предприятия с учетом передачи активов новому владельцу достаточно проблематично. «Очевидно, что стратегия развития оборонного комплекса ориентируется на выпуск гражданской продукции в будущем.
Не хотелось бы, чтобы это был тот вариант конверсии, когда на заводах начинают выпускать сковородки», — отметил Александр Константинов.
Он заверил, что все возможности перспективного развития будут учтены при переходе предприятия к новым владельцам. Приоритетом будет возможность освоения высокотехнологичного медоборудования, машиностроительной продукции и других наукоемких производств.
Гражданская продукция оборонных предприятий тяжмаша
Гражданская продукция вообще неинтересна для выпуска предприятиям, большая часть мощностей которых, работает на оборонзаказ. Такая ситуация складывается, например, на Златмаше (Челябинская область). «Гражданская продукция — те же электроплиты, — к сожалению, простая. Задача завода — получить больше госзаказа. Если его будет больше 60%, предприятие окажется в хорошей ситуации. Рентабельность на гражданской продукции не высока. Оборонные предприятия избалованы огромными деньгами. Им нужны оборотные средства. Мы же больше работаем с частным бизнесом, потенциальными драйверами развития этого сектора экономики», — резюмировал Руслан Гаттаров.
Ключевая цель стратегии, которую презентовал Минпромторг, — к 2030 году российские производители должны занять не менее 70% внутреннего рынка. Доля импорта должна сократиться до 35% к 2020 году, а доля экспорта в выпуске — вырасти с 7% до 12%.
Чтобы этого добиться, Минпромторг предлагает классические меры. Главную проблему — недостаток бюджетного финансирования — предлагается решать за счет субсидируемого банковского кредитования. Кроме того, стратегия предусматривает введение ограничений на закупку российскими заказчиками иностранной продукции. Предлагается ввести систему «квот допуска» для иностранного оборудования, аналогов которого нет в РФ, при этом будет учитываться процент локализации этого оборудования. Исходя из этого показателя может быть снижена и налоговая нагрузка, государство может взять на себя страхование возможных убытков заказчиков на время доводки нового оборудования. Однако никакие средства под реализацию стратегии пока не выделены.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Минпромторг РФ опубликовал проект развития тяжелого машиностроения до 2020 года. Трехлетняя стратегия пытается вернуть к жизни отрасль, покупатели продукции которой предпочитают чуть переплатить, но купить импортный товар. Чиновники и промышленники на Урале констатируют: мер поддержки тяжмаша все равно крайне недостаточно. 12 января Минпромторг опубликовал проект Стратегии развития тяжелого машиностроения до 2030 года. Российское ведомство наконец-то признало то, что давно видели все профессионалы рынка: у компаний мало заказов. Их продукция — горнодобывающее, металлургическое и подъемное оборудование — никому не нужна, это почти незаметная в ВВП страны отрасль. Инвестирование идет только в поддержание отрасли, а не в развитие, технологии устарели, а в страну ввозится до 50% от всего объема импорта страны. Министерство также признало, что развитие отрасли идет «по инерционному сценарию в его наиболее пессимистическом варианте». Существующий сценарий говорит о рисках полного исчезновения российского тяжелого машиностроения и тотальной зависимости от поставок зарубежного оборудования. На Урале предприятия тяжелого машиностроения расположены в трех регионах: Свердловской, Челябинской и Курганской областях. В территориях уже давным-давно выработали собственные меры поддержки предприятий. Они, как правило, являются самыми крупными на территориях, с большим числом работающих. В регионах созданы специальные структуры, через которые финансово поддерживают предприятия. Курирующий экономику Челябинской области вице-губернатор Руслан Гаттаров согласен с тем, что ситуация в отрасли сложная из-за преобладания импортного оборудования, сложностей с финансированием и высокой ключевой ставки. В регионе создан специальный фонд поддержки промышленности. «Он работает с компенсацией процентных ставок, совместно с федеральными институтами помогаем предприятиям машиностроения привлекать деньги со стороны. Один из последних примеров — Копейский машзавод при поддержке губернатора получил 300 млн рублей на переоборудование из Фонда поддержки промышленности РФ», — заметил чиновник. По его словам, на предприятиях страдает качество оформления документов для получения господдержки. Региональные власти помогают в этом. «Очень важно не распыляться. Мы направили основные усилия на средний технологичный бизнес. Это проекты с высокими технологиями, специальными компетенциями и высокой добавленной стоимостью. Они интересны для работы молодежи и принесут высокие налоги», — продолжает Руслан Гаттаров. Большой рост производства благодаря поддержке областных властей ждет «Уралавтоприцеп». У предприятия в этом году ожидается «сумасшедшая загрузка». Отлично себя чувствует Нязепетровский крановый завод — он вкладывает серьезные деньги в создание новых моделей. Предприятие набрало дополнительных конструкторов. И готовится к конкуренции не только на внутреннем, но и на соседних рынках. «Кризис подталкивает к развитию», — объяснил чиновник. Тем более, что соревноваться предприятию, по сути, не с кем. В соседней Свердловской области есть три крановых завода — ООО «Сухоложский крановый завод», ОАО «Красногвардейский крановый завод», ООО «Представительство Пышминского завода ПТО». «Но в связи со снижением инвестиционной активности основных потребителей продукции в 2014—2015 годах производство грузоподъемных кранов в регионе уменьшилось. На предприятиях отмечаются определенные трудности со сбытом продукции», — поясняет начальник отдела машиностроения и ОПК минпромнауки Свердловской области Любовь Захарова. — Поэтому правительство Свердловской области оказывает содействие в загрузке производства и развитии кооперационного взаимодействия с предприятиями региона». В Свердловской области спасают производителя лифтов ООО «Завод «Век». Он получил 95 млн рублей из регионального фонда развития промышленности. В 2016 году предприятие приступило к проекту по организации производства пассажирских и грузовых лифтов грузоподъемностью до 5 тонн и скоростью движения до 2,5 метров в секунду. Хотя в целом по Свердловской области ситуация с тяжелым машиностроением гораздо лучше, чем у соседей. Например, Уралмашзавод за прошедший год существенно повысил объемы отгруженной продукции, которые более чем на 65% превышают показатели 2015 года. «Данная ситуация стала возможна в связи с заключением ряда крупных контрактов на поставку карьерных экскаваторов», — поясняют региональные чиновники. Сейчас на заводе есть два больших инвестпроекта, которые реализуются при поддержке федеральных структур: это производство валков и создание нового экскаватора. На первый из бюджета уже пришло около 20 млн рублей, второй получил поддержку в части компенсации затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства. В Курганской области одно из крупнейших промышленных предприятий ОАО «Курганмашзавод» (входит в концерн «Тракторные заводы») столкнулось с серьезными трудностями в 2015 году. Рабочим задерживали выплаты, здания завода едва не отключили от природного газа из-за долгов. Ситуация несколько выправилась в 2016 году, однако владельцы не скрывают, что столкнулись с серьезным дефицитом оборотных средств. В конце 2016 года была достигнута договоренность о передаче большей части активов концерна «Тракторные заводы» государственной структуре «Ростех». Предприятие, которое выполняет крупный гособоронзаказ, в начале 2016 года возглавил зять режиссера Никиты Михалкова Альберт Баков. Сейчас обсуждаются условия, на которых «КМЗ» и другие предприятия концерна, выполняющие военные заказы, обозначить конкретные сроки пока никто не берется. «Передача будет проходить по аналогии с Уралвагонзаводом. Сначала обсуждается концепция, затем будет создана рабочая группа. Потом уже поэтапно будут передаваться активы, это непростой процесс, — пояснил замгубернатора, директор департамента промышленности Курганской области Александр Константинов. — Сейчас официальная рабочая группа еще не сформирована». Ближайшие перспективы КМЗ замгубернатора оценивает вполне оптимистично. На предприятии есть заказы до 2020 года, в 2017 году на Курганмашзаводе будут открыты два новых производства: проект по расширению мощностей для создания сборочного производства гражданской продукции и организации ремонта продукции военного назначения. Оценить долгосрочные перспективы предприятия с учетом передачи активов новому владельцу достаточно проблематично. «Очевидно, что стратегия развития оборонного комплекса ориентируется на выпуск гражданской продукции в будущем. Не хотелось бы, чтобы это был тот вариант конверсии, когда на заводах начинают выпускать сковородки», — отметил Александр Константинов. Он заверил, что все возможности перспективного развития будут учтены при переходе предприятия к новым владельцам. Приоритетом будет возможность освоения высокотехнологичного медоборудования, машиностроительной продукции и других наукоемких производств. Гражданская продукция вообще неинтересна для выпуска предприятиям, большая часть мощностей которых, работает на оборонзаказ. Такая ситуация складывается, например, на Златмаше (Челябинская область). «Гражданская продукция — те же электроплиты, — к сожалению, простая. Задача завода — получить больше госзаказа. Если его будет больше 60%, предприятие окажется в хорошей ситуации. Рентабельность на гражданской продукции не высока. Оборонные предприятия избалованы огромными деньгами. Им нужны оборотные средства. Мы же больше работаем с частным бизнесом, потенциальными драйверами развития этого сектора экономики», — резюмировал Руслан Гаттаров. Ключевая цель стратегии, которую презентовал Минпромторг, — к 2030 году российские производители должны занять не менее 70% внутреннего рынка. Доля импорта должна сократиться до 35% к 2020 году, а доля экспорта в выпуске — вырасти с 7% до 12%. Чтобы этого добиться, Минпромторг предлагает классические меры. Главную проблему — недостаток бюджетного финансирования — предлагается решать за счет субсидируемого банковского кредитования. Кроме того, стратегия предусматривает введение ограничений на закупку российскими заказчиками иностранной продукции. Предлагается ввести систему «квот допуска» для иностранного оборудования, аналогов которого нет в РФ, при этом будет учитываться процент локализации этого оборудования. Исходя из этого показателя может быть снижена и налоговая нагрузка, государство может взять на себя страхование возможных убытков заказчиков на время доводки нового оборудования. Однако никакие средства под реализацию стратегии пока не выделены.