
За три года ведения военной спецоперации Россия, вопреки давлению и желанию Запада, была признана одним из центров влияния в мире. Антироссийские санкции не просто не разрушили экономику страны, но ускорили технологическое развитие. Эксперты объяснили URA.RU, что в течение трех лет стране пришлось бороться сразу на трех фронтах: в зоне СВО, внутри страны и за ее пределами. Чего удалось добиться — в материале URA.RU.
Почему началась СВО

О начале специальной военной операции на Украине президент Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года. Это была его реакция на просьбу глав Донецкой и Луганской народных республик о помощи в защите их населения. В сентябре 2022-го в состав России после проведения референдумов были включены четыре новых региона — ДНР и ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
К февралю 2025 года Россия освободила почти всю ЛНР, большую часть ДНР, значительные части Запорожской и Херсонской областей. Российские войска контролируют часть территории Харьковской области. Боевые действия также идут в Курской области, куда ВСУ вторглись в августе 2024 года.
С апреля 2022 года переговоры по урегулированию конфликта не велись. Последний раунд состоялся в Стамбуле, но впоследствии украинская сторона отказалась от мирного соглашения. В 2025-м, уже после смены руководства США, начались российско-американские контакты, одной из ключевых тем которых должно стать урегулирование конфликта на Украине.
Новый центр влияния

Главным результатом трех лет специальной военной операции стало признание Западом значительной роли России на международной арене, говорит профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Марат Баширов. «Эти три года показали всем, что Россия права, и об этом свидетельствует риторика всех здравых представителей американских и европейских элит.
Они говорят о сохранении справедливого мира, который учитывает все существующие сегодня реалии и принципы, которые закладывались в рамках ООН. А Дональд Трамп признает многополярность мира и Россию как центр влияния», — отмечает политолог.
Преимущество России на поле боя стало постоянным и необратимым, конечный исход военных действий в пользу Москвы стал очевиден, а приход к власти команды Трампа лишил Киев главного источника военной поддержки, комментирует экс-советник президента, политолог Сергей Станкевич. «Россия и США возобновляют прерванный на три года диалог, нормализуют отношения и объединяют усилия в обеспечении разумного и прочного мира для Украины. Может быть создан прочный договорный фундамент нового миропорядка, в контексте которого украинский конфликт получит окончательное разрешение», — говорит Станкевич.

Россия создала задел для того, чтобы в дальнейшем занимать важное место в международных отношениях, подчеркивает руководитель Центра электоральных практик Сергей Поляков. «РФ вместе с Китаем и другими партнерами смогла сформировать площадку БРИКС, которая стала альтернативой западной экономической системе. И в этом объединении Россия играет ключевую роль», — сказал эксперт.
Экономика технологий
Важнейший итог трехлетнего периода СВО — выход России на путь технологического развития, считает политолог Поляков. Введенные против России санкции заставили принять давно назревшие решения, чтобы ускорить превращение страны из сырьевой державы в технологическую.
«Идет качественный рост экономики, увеличивается доля несырьевых товаров. Это касается не только продукции машиностроения. Мы обеспечиваем себя все больше товарами повседневного спроса и продовольствием», — сказал политолог.

То, что России удалось выдержать экономическое давление, — не менее важная составляющая этих трех лет, чем результаты на поле боя, комментирует военный аналитик Игорь Коротченко. «Многое зависит от финансово-экономической системы. Она в России работает стабильно, несмотря на санкции. Мы видим рост ВВП, обеспечиваем себя многими видами товаров. А оборонно-промышленный комплекс кратно нарастил выпуск наиболее востребованной военной техники, вооружений и боеприпасов. Мы успешно преодолели „санкционную петлю“ и решаем вопросы с производством современного вооружения, где нужна микроэлектроника», — отметил собеседник URA.RU.
Больше порядка

Спецоперация изменила и внутреннюю политику России, в частности, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, говорит аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Петр Колчин. «Предъявляется гораздо больше требований к эффективности работы на местах. Усилен контроль работы чиновников на всех уровнях, появились дополнительные критерии оценки. Среди них — решение социальных вопросов, к которым государство стало еще более внимательным, и в частности, поддержка участников СВО и их семей», — подчеркнул политолог.
На новый уровень вышла антикоррупционная политика в России, комментирует Сергей Поляков. «После февраля 2022 года остро встал вопрос эффективности расходования средств. Те моменты, на которые раньше могли закрывать глаза, сейчас достаточно быстро вызывают внимание у компетентных органов», — сказал эксперт.
Объединение общества

Спецоперация сильно изменила мировоззрение российского общества, комментирует Петр Колчин. «Ушли западные идеи о стыде за страну, неправильность нашего образа жизни, того, что с российскими ценностями и историей что-то не так.
Стало нормальным не только любить Россию, но и публично об этом говорить, связывать с ней свои ожидания. СВО объединила общество, дала ему хорошую базу для консолидации. Люди помогают армии рублем и делом», — говорит собеседник URA.RU.
В небытие ушла несистемная оппозиция, отмечает Игорь Коротченко. Одни уехали на Запад, другие превратились в политических маргиналов.

Спустя три года в военкоматах по-прежнему хватает желающих пойти на СВО добровольцами, акцентирует внимание эксперт Бюро военно-политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук Вадим Масликов. «Люди до сих пор приходят и записываются, они чувствуют, что за ними поддержка, и что общество и государство не бросают ветеранов, как в свое время США — ветеранов войны во Вьетнаме, а наоборот, принимает, признает их заслуги и оказывает поддержку», — сказал эксперт.
Смена тактики
Спецоперация показала необходимость пересмотра прежних подходов к ведению боевых действий. Сегодняшние реалии на фронте — полная прозрачность театра военных действий, комментирует Коротченко. «Использование огромного количества беспилотников делает невозможным формирование крупных ударных группировок. БПЛА ударного класса фактически взяли на себя значительную часть тех задач, которые раньше решали авиация, вертолеты, танки, артиллерия. Поэтому принято решение о создании нового рода войск — войск беспилотных систем», — говорит военный аналитик.

Необходимость менять тактику обнаружилась уже в начале СВО, отмечает Вадим Масликов. Российские танки, которые двинулись в сторону Киева, тогда не ожидали тех ответных действий, которые предприняла обученная НАТО украинская армия. «Уже нет массовых наступлений и штурмов, невозможно пойти массированными танковыми клиньями — они будут сразу разбиты. Боевые действия приобрели позиционный характер, появление новой военной техники требует других тактических, оперативных, стратегических мероприятий.
Первый год ушел на их поиски, затем была контратака противника и наша успешная оборона, и на третий год — успешное наступление российских сил, не столько в плане освобождения территорий, сколько в плане уничтожения военной техники и личного состава ВСУ», — объясняет Масликов.
Другие страны оценили эффективность российского вооружения — это показала недавняя выставка в Абу-Даби, отметил собеседник URA.RU. «Россия заключает контракты практически по всем видам — по авиации, танкам, беспилотникам, стрелковому оружию. Потому что все это проходит обкатку непосредственно на поле боя и при необходимости совершенствуется. Это первые в современной истории военные действия такого уровня, когда широко задействованы все виды, и мы почти везде успешно конкурируем благодаря системному отношению к развитию промышленности и военной науки», — заключил Масликов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
