Знающие Наталью Комарову люди говорят, что ей свойственна ямало-газпромовская манера управления. На вопрос: «Это как?», они поясняют – в полувоенном режиме, как в «Газпроме» |
Президент Медведев развеял одну из главных политических интриг УрФО этого года. На пост губернатора Югры окружной думе представлена кандидатура Натальи Комаровой. Для обывателей эта новость стала громом среди ясного неба. Люди информированные, прогнозировавшие данное решение, теперь делятся на две группы. Их мнения разнятся в том, кто стоит за назначением Комаровой (это даст ответ на то, что ждет регион) с точки зрения политического и экономического лоббизма. Но есть вопросы, на которые обе группы экспертов, прогнозируя будущее Югры в связи с приходом нового губернатора, отвечают в унисон. Ждет ли «тюменскую матрешку» призрак интеграции, насколько серьезными будут отставки среди управленцев, как будут строиться отношения с муниципалитетами, сработается ли глава с нефтяными генералами, куда перейдет работать Александр Филипенко, кому достанется свободный мандат ямальцев и кто возглавит комитет Комаровой в Госдуме. Обо всем этом – в материале «URA.Ru».
Сегодня, 8 февраля, за 16 дней до окончания срока полномочий действующего губернатора Югры Александра Филипенко, президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов окружной думы кандидатуру главы комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, депутата от ЯНАО Натальи Комаровой.
Напомним, что Комарова была одной из четырех кандидатов, предложенных на должность главы ХМАО руководством «Единой России» Медведеву 28 ноября. Среди претендентов значились также действующий губернатор Александр Филипенко, вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев и депутат Госдумы от Югры Владимир Асеев.
Все это время каких-либо публичных прогнозов либо обсуждений темы назначения югорского губернатора, по крайней мере, в УрФО отмечено не было. Окружение губернатора Филипенко выбрало традиционную для региональных лидеров модель поведения – продолжать спокойно работать, несмотря ни на что.
Между тем, в федеральной прессе то и дело появлялись материалы, в которых намекалось на то, что политические позиции у действующего главы региона, несмотря на весьма благополучную социально-экономическую ситуацию у него в регионе, начали хромать.
Неоднозначность политических позиций Александра Филипенко показал рейтинг «Лучшие лоббисты России – итоги 2009 года», составленный Агентством экономических новостей по заказу «Независимой газеты», в котором губернатору Югры эксперты отвели скромное, по сравнению с его коллегами по «тюменской матрешке», 18 место. А «Ведомости» и вовсе записали Филипенко первым на вылет из губернаторского корпуса. По мнению издания, Филипенко стал лидером «черного списка» губернаторов, возглавляющих регионы более двух сроков. Он руководит ХМАО пятый срок, с 1991 года. Газета считает, что длительность пребывания у власти сегодня один из самых основных критериев, по которым меняются губернаторы. Повод для подобного утверждения дала отставка президента Татарстана Минтимера Шаймиева, которая произошла в конце января.
«Четвертый срок — это исключение. Мы сейчас будем идти к тому, чтобы все вовремя освобождали скамейки для работы молодежи. Три срока, а также пенсионный возраст станут достаточными основаниями для отставки», – констатировал источник, близкий к администрации президента. При подборе кандидатов они должны руководствоваться такими критериями: возраст — до 55 лет, связь с регионом, уровень зама губернатора, или премьера области, или члена Федерального собрания, или руководителя регионального подразделения федерального ведомства.
В то же время были прогнозы политологов, которые давали основания предполагать, что Александр Филипенко может остаться на очередной срок. К примеру, политолог Евгений Минченко, составляющий «Рейтинг политической выживаемости губернаторов», определивший наименьшие шансы на переназначение, в том числе и у Филипенко, заявлял, что кое-кто из «черного списка» может остаться.
Отметим, что накануне известия о внесении на рассмотрение окружной думы кандидатуры Комаровой в прессе появился ряд заявлений уральского полпреда Николая Винниченко. Два из них, так или иначе, имеют отношение к Югре. В частности, Винниченко высказал мнение о том, что возглавлять регионы должны молодые управленцы. Это заявление было сделано в рамках вопроса о процедурах назначений губернаторов в УрФО, которые в 2010 году пройдут в Челябинской и Тюменской областях, в Югре и на Ямале.
Таким образом, получается, что остаться на своем посту Александру Филипенко помешали формальные вещи. При высоком рейтинге среди населения региона, хороших экономических показателях территории, успешной социальной политике, на позиции Филипенко в глазах Кремля повлиял его возраст (59 лет) и длительность пребывания в должности главы региона – с 1991 года.
Однако, как бы это не выглядело некорректно, предложенному президентом кандидату на место Филипенко – Наталье Комаровой - в октябре исполнится 55 лет. По этому показателю будущий губернатор не совпадает с критериями Кремля.
В этой связи искушенные в политике источники уверены, что главными факторами в смене главы региона были причины, не связанные с анкетными данными того или иного кандидата. Так, источник, близкий к администрации президента РФ, говорит, что в последнее время Наталья Комарова проявила свою готовность быть назначенной. Вокруг нее была серьезная лоббистская кампания. В то же время Александр Филипенко как-либо себя не проявлял и в Кремле сложилось мнение, что у действующего губернатора нет планов оставаться главой региона.
Если верить данным о том, что относительно Комаровой велась мощная кампания по ее продвижению, чего, кстати, в публичной сфере не наблюдалось вообще, то вполне логично задаться вопросом о том, кем эта кампания велась. Самое распространенное мнение – ямальского депутата продвигал «Газпром», с которым экспертное сообщество давно связало Комарову. Действительно, ее связи с монополией известны еще с 90-х годов, когда она возглавляла опорный город концерна – Новый Уренгой. Тогда они имели, что называется, производственный характер – как главы муниципалитета с градообразующей компанией. Но с началом работы в Госдуме эти отношения стали политическими.
Другой вопрос – зачем «Газпрому» понадобился свой человек на посту губернатора не газового региона, как Ямал, а нефтяного? Конечно, участие в экономике Югры, к примеру, одной из крупнейших транспортных «дочек» – «Газпром трансгаз Югорск», довольно существенно. В последнее время, все более становится заметной роль и близкой к нефтяной «дочке» концерна – компании «Газпромнефть-Хантос». Но это не идет в сравнение по масштабам тех проектов, которые «Газпром» ведет или планирует вести на Ямале. Иными словами, довольно трудно понять, зачем ставить своего человека в регион опосредованного присутствия.
Есть эксперты, которые рекомендуют не забывать о том, что на федеральном уровне кадровым куратором УрФО является вице-премьер Сергей Собянин. Согласно сложившимся стереотипам, именно он стоит за назначением в Свердловской области Александра Мишарина, он симпатизирует тюменскому губернатору Владимиру Якушеву, и он мог согласовать кандидатуру Комаровой в Югру. По этой логике, в вопросе ХМАО точки зрения Сергея Собянина и Алексея Миллера совпали.
Солидарность мнений этих людей вспоминается в одном важном политическом вопросе – развития северных территорий. В 2004 году, когда был актуален вопрос интеграции Ямала, Югры и Тюменской области, который возник в связи с реализацией «поправок Козака» (поправка 26,6, названная по номеру статьи в 95 федеральном законе «Об общих принципах организации деятельности органов госвласти в субъектах РФ»), Собянин как один из разработчиков административной реформы активно выступал за то, чтобы разрабатывать углеводородные месторождения на Севере УрФО вахтовым методом. Миллер как глава «Газпрома», политика которого последние годы была направлена на то, чтобы снизить затраты компании на непрофильные расходы, на издержки, также был заинтересован избавиться от целой империи социальных объектов, построенных в свое время «Газпромом». Это был главный камень преткновения в отношениях «дочек» монополии и муниципальных и региональных властей на Ямале и в Югре.
В том же году в Салехарде во время приезда президента Владимира Путина тема развития северных территорий была основной на совещании. Собянину, тогда еще губернатору Тюменской области, и Миллеру оппонировали северные губернаторы Юрий Неелов и Александр Филипенко. Тогда интеграции не произошло, а три региона заключили договор о разграничении полномочий, который действует до сих пор.
Есть мнение, что приход креатуры «Газпрома» Натальи Комаровой в Югру может говорить об актуальности прежних планов. Однако и в администрациях регионов, входящих в состав Тюменской области, и в администрации президента РФ источники нашего агентства утверждают, что никаких оснований для консолидации регионов нет. Кстати, официально сегодня это заявил и полпред Винниченко. Это было его второе заявление, имеющее отношение к Югре. По его словам, интеграции регионов на территории УрФО не будет.
Есть еще одна версия, которая может объяснить, почему выбор Кремля пал на Комарову. Сегодня много говорится о том, что крупные нефтяные компании, работающие в Западной Сибири («Роснефть, «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР) начали уходить на восток, где при разработке молодых перспективных месторождений они получают от федерального центра серьезные льготы, чего нет в Югре. Действительно, крупные месторождения в округе постепенно исчерпывают свои ресурсы, что сказывается на постепенном падении в регионе добычи нефти. Наблюдатели не исключают, что приход нового регионального лидера в Югру может изменить отношение нефтегазовых генералов в этом вопросе. Общеизвестно, что отношения действующего губернатора Александра Филипенко выстраивались с владельцами крупных компаний десятилетиями и за это время они стали почти братскими. Новый же губернатор может отойти от принципа лояльного отношения к недропользователям. Для этого у Комаровой есть и опыт как председателя комитета по природным ресурсам, и лоббистская поддержка.
Еще одна весьма актуальная тема (она одна из приоритетных у президента Медведева) – вопросы экологии. Не секрет, что у большинства крупных нефтяных компаний, работающих в Югре, есть целый ряд проблем в этой сфере. Не исключено, что новое руководство региона поставит перед нефтяниками ряд жестких условий по исправлению ситуации в экологии.
В этой связи с приходом нового губернатора в Югре прогнозируют осложнение отношений региональных властей с основными недропользователями. С другой стороны, в случае осложнения в диалоге с генералами ТЭКа новое руководство будет поставлено в довольно сложную ситуацию. Ведь от социальных соглашений с нефтяниками зависит благосостояние целого ряда муниципалитетов, которые по этим соглашениям получают серьезную финансовую поддержку. Кстати, знающие манеру управления Натальи Комаровой, считают, что она будет требовать от нефтяников большего участия в социальных проектах, чем прежде. «Эту черту она приобрела в период своей работы на Ямале. В ЯНАО даже на уровне чиновников преобладает газпромовский, полувоенный стиль диалога, ведения дел. В Югре все-таки больше политики в отношениях между регионом и компаниями», – говорит один из политологов.
Политические наблюдатели прогнозируют, что с появлением нового главы региона, изменятся отношения и с муниципалитетами. «При Александре Филипенко выстроилась система тонкого ручного управления с одной стороны и индивидуальных отношений муниципальных глав с окружным руководством – с другой. От того, насколько у того или иного мэра налажены отношения с пятью-шестью фигурами в правительстве Югры, зависел бюджет его территории. Очевидно, что новому человеку первое время будет довольно трудно разобраться в этой кухне. А это чревато возможным недопониманием с обеих сторон. Не исключено, что выстроенная другим человеком система отношений с территориями может начать давать сбои», – предполагает один из собеседников нашего агентства.
Он также дополняет, что со временем из правительства округа могут уйти и те «пять-шесть человек», с которыми у мэров были выстроены отношения, а на их место придут другие, с которыми эти отношения придется строить заново. Насколько серьезными будут кадровые перестановки в структуре правительства ХМАО при новом губернаторе, сказать никто не берется, но то, что назначения и отставки произойдут – очень вероятно.
Отметим, что для северных регионов УрФО традиционно проблемным вопросом являлся вопрос кадров. Несмотря на различные партийные и губернаторские резервы кадров, действительно опытных и авторитетных специалистов в запасе было всегда немного. По мнению опрошенных наблюдателей, скорее всего, с Натальей Комаровой в региональной власти появятся люди из Москвы, в меньшей мере – с Ямала. Есть предположения, что в команде Комаровой появятся представители «Газпрома», возможно, управленцы уровня среднего топа.
Однако, не стоит считать, что будучи назначенной Комарова начнет «махать шашкой» и увольнять представителей прежней команды. Люди, знающие Наталью Владимировну, характеризуют ее как человека, который вначале постарается войти в курс дела, оценить тех или иных чиновников, а потом уже будет делать выводы. Скорее всего, вопросы отставок и назначений в правительстве округа будут решаться в каждом случае индивидуально.
Важная деталь, которую стоит взять на вооружение тем, кто хочет работать в команде Комаровой. Знающие ее люди, рассказывают, что как экономист она не прощает серьезных ошибок в этой сфере. А если при этом в случае разбора полетов провинившийся подчиненный пытается оправдываться, то вопрос об отставке такого человека – дело решенное.
Если считать, что вопрос с назначением Натальи Комаровой решен (собственно, здесь спрогнозировать поведение югорских депутатов большого труда не составит), то вполне логичным встает вопрос о дальнейшей карьере губернатора Филипенко. По слухам, курсирующим в «Единой России», с ним уже проводились консультации на предмет того, где бы он хотел работать. Назывался и Совет Федерации, где один из двух постов от ХМАО может освободиться – это должность, которую сегодня занимает Виктор Пичугов, бывший гендиректор «дочки» «Русснефти» – «Аганнефтегазгеологии». Другой вопрос в том, что Александр Филипенко, если верить слухам, курсирующим в партии власти, якобы сам не хочет переходить работать в Совфед, а хочет остаться в Югре. Кем? Пока неизвестно. Вряд ли он рассматривает в качестве будущей работы окружную думу. Во всяком случае, выборы в нее пройдут только в марте 2011 года.
Есть и другие предположения. Одно из них – возможный пост в правительстве РФ – от советника председателя правительства РФ, до одного из министров.
Кадровые вопросы оставляет и сама Наталья Комарова. Но уже сегодня говорят о том, что представительство в Госдуме РФ у Ямала сократится на один мандат, а место Комаровой руководство «Единой России» отдаст другому региону. Более интригующим является вопрос о том, кто получит пост председателя одного из стратегических комитетов Госдумы, который занимала Комарова? Очевидно, что это будет единоросс, но вряд ли из состава комитета, где равноценных по авторитету и опыту Наталье Владимировне найти будет трудно. Инсайдеры не исключают, что в качестве альтернативы может быть предложена кандидатура первого зампреда комитета по энергетике, югорского депутата Леонида Симановского. Но пока это лишь слухи.
«URA.Ru» будет следить за развитием ситуации.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!