Реформа местного самоуправления на Урале должна пройти в течение года, федеральные вводные озвучил уральский полпред. В свой день рождения он собрал уральские элиты. Сенатор Чернецкий раскрывает природу конфликтов «области» и «города». Глава Сургута Попов требует гарантий переназначения. Челябинский мэр Мошаров получает укол от полпреда. Договорились даже до преемника губернатора Куйвашева. Подробности — в репортаже «URA.Ru».
Уральский полпред озвучивает новые федеральные вводные: реформа МСУ должна пройти в течение года. «Работу нужно завершить. Сроки реальные», — говорит он в своей резиденции. Полпред критикует «двоецентрия или двоеглавия» — системы сити-менеджера и главы. Она, по словам Холманских, ведет к неоправданным конфликтам и размыванию функционала в глазах граждан. А реформа МСУ «снижает риск попадания во власть популистов, людей с неоднозначным прошлом и просто людей, нечистых на руку. Как известно, такие случаи имелись».
«Иногда можно услышать, что отмена прямых выборов глав означает ущемление демократии. С этим нельзя согласиться — последнее слово принадлежит исполнительным органам, а депутаты избираются гражданами, — защищает новую систему Игорь Холманских. Единый глава-хозяйственник, который назначается Гордумой из состава депутатов или по конкурсу (выбор опции предоставлен муниципалитетам) — эта система, появившаяся в январе 2015 года, уже „имеет большую популярность“.
В Свердловской области реформировано 22 муниципалитета из 94, в Челябинской — 315 из 319, в ЯНАО — девять из 55.
„Вместе с этим никто не навязывает городам определенный вариант организации местной власти. Решение принадлежит субъектам и муниципальным сообществам“. Особо тщательный подход требуется при проведении реформ в мегаполисах и крупных городах, имеющих системообразующее значение. Реформа особенно предпочтительна для малых и средних городов, — напротив Игоря Холманских сидят мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб. — Не исключаю, что по этим вопросам есть и другие точки зрения. Цель сегодняшнего разговора — обсудить все».
Год назад Холманских был осторожнее в оценках реформы МСУ
Самое яркое выступление — у сенатора Аркадия Чернецкого. Он и в полпредстве лоббирует объединение Екатеринбурга и городов-спутников. Благодаря реформе «Большой Екатеринбург», по словам члена Совфеда, может представлять единое муниципальное образование с независимыми друг от друга районами: Березовский, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и другие: «Это не ассоциация, не агломерация. Но вариант достаточно безболезненный».
Однако такая система, считает сенатор, не решает конфликтов «городов» и «областей» (противостояние — одна из причин реформы): «Их первопричина не устраняется — финансовый ресурс останется неизменным. Поэтому районные депутаты будут выносить эту проблему на областной уровень. Нужно учитывать специфику депутатского корпуса. Это в значительной степени люди случайные, у них недостаточный ресурс себя проявить, они не контролируются партиями. Единственная возможность себя зарекомендовать — проводить мощные популистские акции».
В то же время Чернецкий предсказывает внутренние конфликты — муниципального и районных и сити-менеджеров, которые не находятся в одной иерархии: «Челябинский глава администрации делает правильную вещь: распределяет районные полномочия в пользу города».
Станислав Мошаров, глава Челябинска, где произошло такое разделение города на муниципальные районы, отвечает Чернецкому примером: «Каждый депутат взял на себя ответственность за более узкую территорию — на нем 3,5-6 тысяч горожан. Три двора в Челябинске стояли в воде, полтора года я читал отчеты с разных уровней, что ремонт ливневки обойдется в 24 миллиона рублей. Районный депутат разобрался: реальные затраты — 30 тысяч. Работы были быстро сделаны, дворы сухие», — Мошаров смотрит на Чернецкого, но сенатор не становится его оппонентом, спокойно глядя на бумаги перед собой. Тогда слово берет Холманских, он наставляет челябинца:
— На вас особая ответственность. Самара тоже собралась переходить на эту систему, насколько я знаю.
— Да, уже приезжали, — подтверждает челябинский глава.
— Конечно, ездили, смотрели, на какие вы грабли уже наступили, — о природе укола полпреда размышляли недолго — для остальных регионов актуальнее не разделение мегаполисов на районы, а отмена прямых выборов мэров.
Глава реформированного Сургута Дмитрий Попов, вероятно, опасаясь за свое переназначение осенью 2015 года, предлагает дать муниципалитетам возможность дополнительных фильтров для кандидатов: «По стажу работы или уровню образования». Бывший «сильный» мэр Екатеринбурга Чернецкий тоже гнет интересы Екатеринбурга. Он отмечает опасности системы: малая легитимность назначенца и его сильная зависимость от Думы, которая его избрала: «Должен быть механизм, право вето [мэра]». Начальник главного правового управления Тюменской области Елена Еремеева, оказавшаяся за одним столом с такими величинами, скромно соглашается: «Мы поддерживаем реформу».
«В третьем по численности городе глава всегда избирался прямым голосованием. Конечно, к реформе мы подходим осторожно, проводя серию встреч с жителями, — мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов (по слухам, по окончанию срока он отправится на выборы 2016 года) не скрывает свое безразличие к реформе. — Считаю, что человек, который пройдет муниципальную школу, может управлять хоть Каменском, хоть Первоуральском. Поэтому нужно создавать резерв специалистов».
Владимир Мазур, глава администрации Тобольска (получается, преемник свердловского губернатора Евгения Куйвашева, бывшего сити-менеджера), защищает двуглавую систему, которую спустя 10 лет сменит назначение единого главы. Или Мазур презентует город? За десятилетие Тобольск превратился в туристический кластер, рост строительства жилья вырос с 22 до 58 тысяч квадратных метров, промышленный потенциал — с 6,5 до 81,5 миллиардов рублей. «Но изменения нас не пугают, накоплен большой опыт, с задачей справимся, город не потеряет стабильность и актуальность», — Мазур уже отчитывается как переназначенный мэр.
Игорь Холманских, еще в начале совещания давший «зеленый свет» реформе в средних и малых городах, просит проводить в муниципалитетах консультационные совещания, а с народом — разъяснительную работу, не забывать об опросах населения. Сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов выходят из полпредства довольными.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Реформа местного самоуправления на Урале должна пройти в течение года, федеральные вводные озвучил уральский полпред. В свой день рождения он собрал уральские элиты. Сенатор Чернецкий раскрывает природу конфликтов «области» и «города». Глава Сургута Попов требует гарантий переназначения. Челябинский мэр Мошаров получает укол от полпреда. Договорились даже до преемника губернатора Куйвашева. Подробности — в репортаже «URA.Ru». Уральский полпред озвучивает новые федеральные вводные: реформа МСУ должна пройти в течение года. «Работу нужно завершить. Сроки реальные», — говорит он в своей резиденции. Полпред критикует «двоецентрия или двоеглавия» — системы сити-менеджера и главы. Она, по словам Холманских, ведет к неоправданным конфликтам и размыванию функционала в глазах граждан. А реформа МСУ «снижает риск попадания во власть популистов, людей с неоднозначным прошлом и просто людей, нечистых на руку. Как известно, такие случаи имелись». «Иногда можно услышать, что отмена прямых выборов глав означает ущемление демократии. С этим нельзя согласиться — последнее слово принадлежит исполнительным органам, а депутаты избираются гражданами, — защищает новую систему Игорь Холманских. Единый глава-хозяйственник, который назначается Гордумой из состава депутатов или по конкурсу (выбор опции предоставлен муниципалитетам) — эта система, появившаяся в январе 2015 года, уже „имеет большую популярность“. В Свердловской области реформировано 22 муниципалитета из 94, в Челябинской — 315 из 319, в ЯНАО — девять из 55. „Вместе с этим никто не навязывает городам определенный вариант организации местной власти. Решение принадлежит субъектам и муниципальным сообществам“. Особо тщательный подход требуется при проведении реформ в мегаполисах и крупных городах, имеющих системообразующее значение. Реформа особенно предпочтительна для малых и средних городов, — напротив Игоря Холманских сидят мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб. — Не исключаю, что по этим вопросам есть и другие точки зрения. Цель сегодняшнего разговора — обсудить все». Год назад Холманских был осторожнее в оценках реформы МСУ Самое яркое выступление — у сенатора Аркадия Чернецкого. Он и в полпредстве лоббирует объединение Екатеринбурга и городов-спутников. Благодаря реформе «Большой Екатеринбург», по словам члена Совфеда, может представлять единое муниципальное образование с независимыми друг от друга районами: Березовский, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и другие: «Это не ассоциация, не агломерация. Но вариант достаточно безболезненный». Однако такая система, считает сенатор, не решает конфликтов «городов» и «областей» (противостояние — одна из причин реформы): «Их первопричина не устраняется — финансовый ресурс останется неизменным. Поэтому районные депутаты будут выносить эту проблему на областной уровень. Нужно учитывать специфику депутатского корпуса. Это в значительной степени люди случайные, у них недостаточный ресурс себя проявить, они не контролируются партиями. Единственная возможность себя зарекомендовать — проводить мощные популистские акции». В то же время Чернецкий предсказывает внутренние конфликты — муниципального и районных и сити-менеджеров, которые не находятся в одной иерархии: «Челябинский глава администрации делает правильную вещь: распределяет районные полномочия в пользу города». Станислав Мошаров, глава Челябинска, где произошло такое разделение города на муниципальные районы, отвечает Чернецкому примером: «Каждый депутат взял на себя ответственность за более узкую территорию — на нем 3,5-6 тысяч горожан. Три двора в Челябинске стояли в воде, полтора года я читал отчеты с разных уровней, что ремонт ливневки обойдется в 24 миллиона рублей. Районный депутат разобрался: реальные затраты — 30 тысяч. Работы были быстро сделаны, дворы сухие», — Мошаров смотрит на Чернецкого, но сенатор не становится его оппонентом, спокойно глядя на бумаги перед собой. Тогда слово берет Холманских, он наставляет челябинца: — На вас особая ответственность. Самара тоже собралась переходить на эту систему, насколько я знаю. — Да, уже приезжали, — подтверждает челябинский глава. — Конечно, ездили, смотрели, на какие вы грабли уже наступили, — о природе укола полпреда размышляли недолго — для остальных регионов актуальнее не разделение мегаполисов на районы, а отмена прямых выборов мэров. Глава реформированного Сургута Дмитрий Попов, вероятно, опасаясь за свое переназначение осенью 2015 года, предлагает дать муниципалитетам возможность дополнительных фильтров для кандидатов: «По стажу работы или уровню образования». Бывший «сильный» мэр Екатеринбурга Чернецкий тоже гнет интересы Екатеринбурга. Он отмечает опасности системы: малая легитимность назначенца и его сильная зависимость от Думы, которая его избрала: «Должен быть механизм, право вето [мэра]». Начальник главного правового управления Тюменской области Елена Еремеева, оказавшаяся за одним столом с такими величинами, скромно соглашается: «Мы поддерживаем реформу». «В третьем по численности городе глава всегда избирался прямым голосованием. Конечно, к реформе мы подходим осторожно, проводя серию встреч с жителями, — мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов (по слухам, по окончанию срока он отправится на выборы 2016 года) не скрывает свое безразличие к реформе. — Считаю, что человек, который пройдет муниципальную школу, может управлять хоть Каменском, хоть Первоуральском. Поэтому нужно создавать резерв специалистов». Владимир Мазур, глава администрации Тобольска (получается, преемник свердловского губернатора Евгения Куйвашева, бывшего сити-менеджера), защищает двуглавую систему, которую спустя 10 лет сменит назначение единого главы. Или Мазур презентует город? За десятилетие Тобольск превратился в туристический кластер, рост строительства жилья вырос с 22 до 58 тысяч квадратных метров, промышленный потенциал — с 6,5 до 81,5 миллиардов рублей. «Но изменения нас не пугают, накоплен большой опыт, с задачей справимся, город не потеряет стабильность и актуальность», — Мазур уже отчитывается как переназначенный мэр. Игорь Холманских, еще в начале совещания давший «зеленый свет» реформе в средних и малых городах, просит проводить в муниципалитетах консультационные совещания, а с народом — разъяснительную работу, не забывать об опросах населения. Сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов выходят из полпредства довольными.