Тюменская область осталась последним островком торговой стабильности. Ее жители, в отличие от других уральцев, пока не экономят на едефото – Николай Бастриков
Уральцы уже оплачивают расходы на присоединение Крыма, организацию Олимпиады и девальвационные издержки из собственных кошельков. «Майские указы» в большинстве регионов провалены — реальные зарплаты учителей ушли в «минус», коммерческий сектор на грани коллапса, а покупатели экономят на самом необходимом. Но это лишь начало — дальше будет еще хуже. Что нужно предпринять власти для предотвращения развала экономики, как изменился средний чек в магазинах и жители каких регионов беднеют быстрее других — в новом рейтинге «URA.Ru».
Многочисленные сообщения о событиях сочинской Олимпиады и кризисе вокруг Украины вытеснили в последние месяцы из информационной повестки экономические новости. Уральцы не столь остро, как в ходе предыдущих кризисов, отреагировали на девальвацию рубля, с меньшим вниманием следили за биржевыми сводками. Тем не менее турбулентность на рынках нарастает и уже сказывается на личном благосостоянии рядовых граждан.
Кризис пока не повлиял на список регионов-лидеров по сбору налоговых и неналоговых доходов на душу населения. По итогам января 2014 года его вновь возглавили территории тюменской «матрешки»: ЯНАО, ХМАО и Тюменская область (8996, 2402 и 2000 рублей на человека). Однако, если Ямал с Югрой продолжают наращивать этот показатель, то юг сложносоставного субъекта уже вошел в понижающий тренд. В ближайшее время за ним последует ХМАО, где общая прибыль коммерческого сектора экономики за вычетом убытков падает со средней скоростью 5% в месяц. В «красной зоне» также находятся Челябинская и Свердловская области. В остальных уральских субъектах РФ пока сохраняется шаткая бюджетная стабильность.
Проблемы с наполнением казны уже привели к фактическому срыву исполнения «майских указов». Ярче всего это проявляется в динамике зарплаты учителей. Если в номинальном выражении она незначительно росла с конца 2012 года практически во всех регионах, то ее размер за вычетом инфляции показывает совершенно другую картину.
Реальные средние доходы работников средних школ в течение прошлого и начале текущего года растут только в Курганской области и ХМАО. Однако, по предположению лидера курганского регионального отделения «Опоры России» Ивана Камшилова, Зауралье достигло успеха за счет перераспределения ресурсов из других отраслей, где зарплаты остались на том же уровне, либо упали.
Остальные уральские субъекты находятся в стабильном понижательном тренде. В частности, в рядах отстающих неожиданно оказался ЯНАО, где начиная с ноября прошлого года реальная зарплата учителей опустилась ниже неприступного ранее для Ямала уровня в 70 тысяч рублей и продолжила падение в текущем году. Особняком стоит занявшая последнюю строчку списка Тюменская область. Здесь усредненный график устремился вниз за счет резкого всплеска выплат учителям на стыке 2012-2013 годов до 88 тысяч рублей в месяц, после которого зарплаты преподавателей за вычетом инфляции оказались «зажаты» в узком промежутке 30-33 тысячи рублей.
Усредненный график реальных зарплат остальной части населения падает лишь в ЯНАО. Еще в пяти регионах он увеличивается разными, в большинстве случаев символическими темпами. Вне списка стоит Тюменская область, статистика заработных плат в которой отдельно от всей «матрешки» ведется лишь с начала 2014 года.
Все вышесказанное резко отражается на потребительских настроениях уральцев. В большинстве регионов наблюдается резкое замедление объема розничных продаж в наиболее социально значимом секторе продуктовых товаров. Наиболее резкий спад произошел в Челябинской области, жители которой в январе купили в сопоставимых ценах на 10,3% меньше провизии, чем год назад. В ЯНАО спад в ритейле начался еще в январе 2013 года. Курганская область опустилась под «красную» черту в сентябре прошлого года, Свердловская область — в январе текущего. Усредненный график показывает, что вскоре начнут экономить на еде и жители ХМАО. Неуверенный рост сохраняется в Пермском крае. Не наблюдается признаков кризиса лишь в Тюменской области, где прошлогодние показатели до сих пор превышаются более чем на 5%.
По словам вице-президента сети супермаркетов «Кировский» Льва Ковпака, покупатели пока не стали реже ходить в магазины. Однако средняя стоимость покупки падает, так как люди стали отдавать предпочтение товарам более бюджетных категорий: «Люди переходят с сока „Я“ на сок „Да“, с классической „Кока-колы“ на ее отечественные аналоги». «До конца года ритейлу не получится собрать „урожай“. Особенно тяжело придется закредитованным предприятиям. Размер общей просрочки по займам месяц к месяцу растет. И как только он превысит определенный уровень, начнется настоящий кризис», — уверен бизнесмен.
Руководитель пермской сети магазинов «Добрыня» Константин Окунев отмечает, что в его торговых точках «средняя стоимость чека остается примерно на том же уровне, но она не растет, как раньше». Однако с учетом инфляции, реальный объем потребления продуктов снижается. Покупатели стали гораздо больше внимание уделять товарам со скидками, все чаще отказываются от дорогостоящих зарубежных брендов.
Совладелец ТРЦ «Мегаполис», заместитель свердловского регионального отделения «ОПОРЫ России» Илья Тыщенко также ощущает спад покупательской активности: «Ранее ежегодный рост по продуктам питания был порядка 10%. Сейчас этого нет». Однако главную причину спада бизнесмен видит не в снижении уровня жизни, а в стремлении свердловчан отложить деньги на «черный день»: «Возможно, люди копят сбережения в банках, возможно, перекладываются в валюту». Предприниматель отмечает, что доходы ритейловских структур падают на фоне увеличения расходов. И если эта тенденция не переломится, в отрасли «может наступить коллапс».
Заместитель генерального директора по правовым вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров констатирует, что падение реальных зарплат и объемов розничной торговли знаменует переход в новую фазу кризиса. Эксперт предполагает, что страна столкнется с экономическим спадом, который, впрочем, не будет отражен в официальных статистических данных. При этом аналитик видит в происходящем и новые возможности для отечественной экономики: «В ближайшее время импортные материалы будут замещаться отечественными аналогами. Импортозамещение будет подталкивать развитие новых производств и рост потребления».
Его мнение разделяет первый заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Валерий Тюков, по мнению которого, дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от позиции руководителей регионов: «Россия в целом переходит к мобилизационной экономике: нужно снова учится шить одежду, мастерить обувь, запускать производство самых необходимых лекарств, холодильников и электроплиток, дружить с Курганской областью на предмет продуктов. Кто первый из губернаторов это поймет?»
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Уральцы уже оплачивают расходы на присоединение Крыма, организацию Олимпиады и девальвационные издержки из собственных кошельков. «Майские указы» в большинстве регионов провалены — реальные зарплаты учителей ушли в «минус», коммерческий сектор на грани коллапса, а покупатели экономят на самом необходимом. Но это лишь начало — дальше будет еще хуже. Что нужно предпринять власти для предотвращения развала экономики, как изменился средний чек в магазинах и жители каких регионов беднеют быстрее других — в новом рейтинге «URA.Ru». Многочисленные сообщения о событиях сочинской Олимпиады и кризисе вокруг Украины вытеснили в последние месяцы из информационной повестки экономические новости. Уральцы не столь остро, как в ходе предыдущих кризисов, отреагировали на девальвацию рубля, с меньшим вниманием следили за биржевыми сводками. Тем не менее турбулентность на рынках нарастает и уже сказывается на личном благосостоянии рядовых граждан. Кризис пока не повлиял на список регионов-лидеров по сбору налоговых и неналоговых доходов на душу населения. По итогам января 2014 года его вновь возглавили территории тюменской «матрешки»: ЯНАО, ХМАО и Тюменская область (8996, 2402 и 2000 рублей на человека). Однако, если Ямал с Югрой продолжают наращивать этот показатель, то юг сложносоставного субъекта уже вошел в понижающий тренд. В ближайшее время за ним последует ХМАО, где общая прибыль коммерческого сектора экономики за вычетом убытков падает со средней скоростью 5% в месяц. В «красной зоне» также находятся Челябинская и Свердловская области. В остальных уральских субъектах РФ пока сохраняется шаткая бюджетная стабильность. Проблемы с наполнением казны уже привели к фактическому срыву исполнения «майских указов». Ярче всего это проявляется в динамике зарплаты учителей. Если в номинальном выражении она незначительно росла с конца 2012 года практически во всех регионах, то ее размер за вычетом инфляции показывает совершенно другую картину. Реальные средние доходы работников средних школ в течение прошлого и начале текущего года растут только в Курганской области и ХМАО. Однако, по предположению лидера курганского регионального отделения «Опоры России» Ивана Камшилова, Зауралье достигло успеха за счет перераспределения ресурсов из других отраслей, где зарплаты остались на том же уровне, либо упали. Остальные уральские субъекты находятся в стабильном понижательном тренде. В частности, в рядах отстающих неожиданно оказался ЯНАО, где начиная с ноября прошлого года реальная зарплата учителей опустилась ниже неприступного ранее для Ямала уровня в 70 тысяч рублей и продолжила падение в текущем году. Особняком стоит занявшая последнюю строчку списка Тюменская область. Здесь усредненный график устремился вниз за счет резкого всплеска выплат учителям на стыке 2012-2013 годов до 88 тысяч рублей в месяц, после которого зарплаты преподавателей за вычетом инфляции оказались «зажаты» в узком промежутке 30-33 тысячи рублей. Усредненный график реальных зарплат остальной части населения падает лишь в ЯНАО. Еще в пяти регионах он увеличивается разными, в большинстве случаев символическими темпами. Вне списка стоит Тюменская область, статистика заработных плат в которой отдельно от всей «матрешки» ведется лишь с начала 2014 года. Все вышесказанное резко отражается на потребительских настроениях уральцев. В большинстве регионов наблюдается резкое замедление объема розничных продаж в наиболее социально значимом секторе продуктовых товаров. Наиболее резкий спад произошел в Челябинской области, жители которой в январе купили в сопоставимых ценах на 10,3% меньше провизии, чем год назад. В ЯНАО спад в ритейле начался еще в январе 2013 года. Курганская область опустилась под «красную» черту в сентябре прошлого года, Свердловская область — в январе текущего. Усредненный график показывает, что вскоре начнут экономить на еде и жители ХМАО. Неуверенный рост сохраняется в Пермском крае. Не наблюдается признаков кризиса лишь в Тюменской области, где прошлогодние показатели до сих пор превышаются более чем на 5%. По словам вице-президента сети супермаркетов «Кировский» Льва Ковпака, покупатели пока не стали реже ходить в магазины. Однако средняя стоимость покупки падает, так как люди стали отдавать предпочтение товарам более бюджетных категорий: «Люди переходят с сока „Я“ на сок „Да“, с классической „Кока-колы“ на ее отечественные аналоги». «До конца года ритейлу не получится собрать „урожай“. Особенно тяжело придется закредитованным предприятиям. Размер общей просрочки по займам месяц к месяцу растет. И как только он превысит определенный уровень, начнется настоящий кризис», — уверен бизнесмен. Руководитель пермской сети магазинов «Добрыня» Константин Окунев отмечает, что в его торговых точках «средняя стоимость чека остается примерно на том же уровне, но она не растет, как раньше». Однако с учетом инфляции, реальный объем потребления продуктов снижается. Покупатели стали гораздо больше внимание уделять товарам со скидками, все чаще отказываются от дорогостоящих зарубежных брендов. Совладелец ТРЦ «Мегаполис», заместитель свердловского регионального отделения «ОПОРЫ России» Илья Тыщенко также ощущает спад покупательской активности: «Ранее ежегодный рост по продуктам питания был порядка 10%. Сейчас этого нет». Однако главную причину спада бизнесмен видит не в снижении уровня жизни, а в стремлении свердловчан отложить деньги на «черный день»: «Возможно, люди копят сбережения в банках, возможно, перекладываются в валюту». Предприниматель отмечает, что доходы ритейловских структур падают на фоне увеличения расходов. И если эта тенденция не переломится, в отрасли «может наступить коллапс». Заместитель генерального директора по правовым вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров констатирует, что падение реальных зарплат и объемов розничной торговли знаменует переход в новую фазу кризиса. Эксперт предполагает, что страна столкнется с экономическим спадом, который, впрочем, не будет отражен в официальных статистических данных. При этом аналитик видит в происходящем и новые возможности для отечественной экономики: «В ближайшее время импортные материалы будут замещаться отечественными аналогами. Импортозамещение будет подталкивать развитие новых производств и рост потребления». Его мнение разделяет первый заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Валерий Тюков, по мнению которого, дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от позиции руководителей регионов: «Россия в целом переходит к мобилизационной экономике: нужно снова учится шить одежду, мастерить обувь, запускать производство самых необходимых лекарств, холодильников и электроплиток, дружить с Курганской областью на предмет продуктов. Кто первый из губернаторов это поймет?»